В современном мире предметом повышенного внимания и в интеллектуальной среде, и в сфере публичной политики являются вопросы дискриминации и расизма. Одна из самых тяжелых тем, связанных с расизмом, — тема о физическом и моральном насилии над афроамериканцами.
Конфликт между чернокожим и белым населением Америки, основанный не только на современных отличиях во мнениях и взглядах, но и на прошлых неразрешенных противоречиях, до сих пор считается одним из самых важных вопросов в настоящей американской действительности. Главенствующим большинством, пропагандирующим идеи расизма в США, остаются организации, вышедшие из оригинального Ку-Клукс-Клана.
После Гражданской Войны в Америке (1861–1865 гг.) бывшие рабы стали свободны и получили возможность переселиться на север, однако жители Юга не были с этим согласны, так как боялись массового утекания дешевой рабочей силы. В 1865 году 24 декабря в Пуласки в доме Томаса М. Джонса, штат Теннесси, собрались рабовладельцы и создали тайную организацию по борьбе за права белого населения, а также против социализации афроамериканцев. Основателями данной организации стали капитан Джон Б. Кеннеди, Фрэнк О. Маккорд, Кэлвин Э. Джонс, Ричард р. Рид, Джеймс р. Кроу [Imperial Klans of America].
Ку-Клукс-Клан начал действовать в мае 1866 года. Он объединился с Рыцарями Белой Камелии (расистская организация, которая имела такие же убеждения, что и сам Клан). Атаки клана были очень грубыми и жестокими. Члены организации стали одеваться в белые балахоны с капюшонами, ездить на лошадях и пугать освобожденных рабов. Рабы видели в них призраков Гражданской войны. Организация охотилась на них, применяя различные виды пыток (самосуд, расстрел, повешение, избиения) [Imperial Klans of America].
Вместе с тем, для понимания основ происходящего важно обращение к источникам. В работе «Ку-Клукс-Клан: его происхождение, рост и распад» [Lester, 1905] продемонстрировано происхождение организации, ее существование на начальных этапах, цели, которые ККК преследовал, а также идеология, которую они пропагандировали. В частности, авторы Лестер и Уилсон пишут: «Клан говорит, что хочет мира, однако это невозможно до свершения правосудия. До тех пор будут появляться новые жертвы, даже если им придется стать мучениками» [Lester, 1905, p. 46].
В 1871 году президентом Америки была официально запрещена деятельность Ку-Клукс-Клана. Многие из этой организации были сосланы в тюрьмы, таким образом, распространение насилия над афроамериканцами ослабло.
В 1915 году проповедник Уильям Симмонс организовал новый клан. Он сосредоточился не только на афроамериканцах, но и на иммигрантах, евреях и католиках. Данный Клан очень быстро распространился, и уже к 20-м годам имел более двух миллионов последователей [Davis, 1924, р. 15]. Все участники клана твердо верили в то, что они называли «стопроцентным американизмом» [McVeigh, 2009, p. 21]. Как правило, они лишали афроамериканцев, римских католиков, евреев, азиатов и иммигрантов возможности считаться американцами, что отражало существующие в американском обществе этнические предрассудки.
Во время войн популярность клана росла: его члены высказывали неодобрение по поводу воюющих в Европе солдат, говорили, что их не волнуют иностранцы, и что они не намерены посылать своих людей воевать и умирать в чужих странах. После Второй Мировой люди начали вступать в Ку-Клукс-Клан, чтобы хоть как-то заработать, даже если не совсем законным путем. Таким образом, новые члены были больше ориентированы лишь на получение прибыли, нежели на канонические ориентиры Клана. Из-за частого несоблюдения устава новыми членами многие покинули Клан, поэтому он перестал иметь такое огромное влияние [Lester, 1905, p. 87].
В 1980 году Ку-Клукс-Клан больше не был единой организацией — он разделился на малые отдельные группы [Jean Lau, 2004, p. 101]. Дэвид Дюк начал проводить новую политику имиджа Клана, говоря, что они не выступают против афроамериканцев, а лишь пытаются бороться за права белых. Руководство Клана акцентировало внимание на том, что избирательная и активная нетерпимость необходима для защиты свободы. При этом они указывали, что их организация является либерально-толерантным движением, чья цель — распространение любви, доброй воли и доброты по всей земле [McVeigh, 2009, p. 161].
Таким образом, ККК вышел за рамки расизма, позиционируя себя как гарант традиционной социальной морали. В связи с этим они отмечали необходимость противостояния засилью евреев, афроамериканцев, иммигрантов. ККК выступал за распространение христианских идей в обществе, за запрет межрасовых браков, внебрачных отношений или гомосексуализма [Mac Lean, 1995, p. 126]. Клан активно поддерживал Сухой запрет 1920-х годов, поскольку он выступал за здоровый образ жизни своих членов, а также пропагандировал отказ от употребления алкоголя любого рода. СМИ пытались сделать все от них зависящее, чтобы обличить Клан во лжи об их истинных причинах их действий [Jean Lau, 2004, p. 86]. Однако в середине 20-го века широко распространялись идеи равенства и справедливости, что привело к новому всплеску жестокости в деятельности Клана. Затем Клан разделился на группы по всей Америке и Европе.
Современные организации, позиционирующие себя преемниками ККК, критикуют людей, говорящих о Клане как о расистской организации, которая ненавидит афроамериканцев, иммигрантов, гомосексуалистов, католиков и всех людей, не имеющих чисто белого происхождения. В целом можно констатировать, что современные последователи Ку-Клус-Клана не поощряют созданный в СМИ насильственный образ братства. Свободные Рыцари отмечают, что в масс-медиа сформировался ложный образ ККК, который не соответствует реальному положению дел. По их мнению, неверными считаются тезисы:
– — Клан ненавидит афроамериканцев;
– — члены Клана — преступники;
– — член Клана не может покинуть его после присоединения к нему;
– — Клан — это культ;
– — Клан отрицает, что является преступной организацией, отмечая, что он осуждает преступное и террористическое поведение, защищает закон и поддерживает правительство и президента.
Несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени, и США входит в новый, толерантный этап своего развития, снова и снова в интернете мелькают случаи насилия и дискриминации по расовому признаку.
Вследствие этого, организованной расистской деятельности исторически было противопоставлено «Черное движение».
До 1950 года все школы, рестораны, транспорт, библиотеки и кинотеатры делились на 2 части — для белых и афроамериканцев. Первой, кто пошел против такой системы, была Роза Паркс, которая отказалась уступить место белому человеку в автобусе. Это было незаконно, и ее арестовали. Однако данный поступок стал первым шагом к развитию движения о равных правах афроамериканцев и белых людей [MacLean, 1995, p. 233].
В дальнейшем стал проявляться радикализм черного движения с политикой США после революции гражданских прав и свобод. Регулярное насилие, жесткость и дискриминация полицией по отношению к афроамериканцам породило противостояние в лице организации «Черной Силы», которая в итоге превратилась в «Черных Пантер». Исследования насилия над афроамериканцами в конце XX века Ребекки Рисман в ее работе «Движение Черной Силы: афроамериканская история» точно и последовательно повествует о тактиках ФБР над уничтожением афроамериканских движений за их права.
На данный момент насилие не ушло в прошлое, а лишь раскрывается под новым углом. В результате разбора инцидентов, связанных с убийствами чернокожих и насилием над ними, можно сказать, что каждое новое убийство становилось поводом для выхода людей на улицы, распространения информации в сети, создания петиций и началом общественных волнений. В итоге все это постепенно превратилось в целое движение по защите прав афроамериканцев. В интернете можно найти множество сайтов по поддержке афроамериканцев, интервью с защитниками прав чернокожего населения, статьи в различных интернет-газетах, официальные сайты современного движения «Черные Жизни Важны» и документальные фильмы об убийствах в качестве доказательства насилия со стороны полиции.
Таким образом, можно говорить о том, что политическая идеология белого расизма не была полностью реализована на практике, а в современный период она стала основой для развития движения в защиту афроамериканцев. Изменилась и идеология самого Ку-Клукс-Клана. Общества, функционирующие сегодня на территории США, связанные с Кланом, представляют собой небольшие группы, которые рассредоточены по всей стране, особенно в южных штатах. Современная идеология Кланов сконцентрирована в основном на сегрегации и на господстве белой расы.
В целом, идеология белого расизма не смогла реализоваться в том виде, в котором она существовала на всем протяжении всего существования Ку-Клус-Клана. Более того, столкнувшись с действительностью, она претерпела изменения, что выразилось в тех этапах становления организации. Современное американское общество не разделяет идеи белого расизма, заявляя о своей толерантности, в то же время до сих пор сохраняется противоборство прорасистских организаций и афроамериканского движения, и как следствие этой борьбы — нередки случаи насилия. Однако «белое» общество в США на практике в настоящее время не поддерживает расизм, принимая активное участие в движении по защите прав и свобод афроамериканцев.
Литература:
- Imperial Klans of America [Электронный ресурс]. URL: http://www.kkkk.net/
- Davis Susan L. Authentic History, Ku Klux Klan // American Library Service. New York: 1924. № 6. P. 16–21.
- McVeigh Rory. The Rise of the Ku Klux Klan, Right-Wing Movements and National Politics. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2009. 256 p.
- Jean Lau C. The Psychology of Prejudice and Discrimination: Racism in America. London: Praeger publisher, 2004. 284 p.
- Lester J. C. — D. L. Wilson. Ku Klux Klan its Origin, Growth and Disbandment. New York and Washington: The Neale Publishing Company, 1905. 195 p.
- MacLean Nancy K. Behind the Mask of Chivalry: The Making of the Second Ku Klux Klan. Oxford: Oxford University Press, 1995. 336 p.