В сегодняшнее кризисное время обычная деятельность предприятия связана с несвоевременными денежными расчетами за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
В настоящее время большое внимание уделяется расчетам с поставщиками и подрядчиками. Это потому, что постоянно совершается кругооборот хозяйственных средств, что вызывает непрерывное возобновление расчетов.
Достоверную информацию о расчетах с поставщиками и подрядчиками предоставляет аудит как внешний, так и внутренний.
Задачей аудитора является не поиск конкретных отклонений и ошибок, а выражение мнения об истинности и справедливости финансовой отчетности. Для этого аудитор осуществляет ряд необходимых процедур в соответствии с аудиторскими стандартами.
Любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который является основанием отображения ее в бухгалтерском учете. Аудитор знакомиться и учитывает всю первичную документацию, независимо внешний или внутренний он проводит аудит. Исходя из информации, полученной при изучении первичной документации можно уже сделать какие-либо заключения о проверяемом предприятии.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг.
Весь процесс сопровождается соответствующими документами: договор, накладная, счет, счет-фактура, акт приема-передачи выполненных работ.
Документальный учет всей жизнедеятельности предприятия необходим:
- для получения полной и достоверной информации о состоянии взаиморасчетов с поставщиками и подрядчиками;
- для постоянного контроля над имеющейся задолженностью;
- для проведения своевременных сверок, обеспечивающих полное отсутствие просроченных задолженностей.
Проверка документооборота — основная часть аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками. Ведь только при анализе договоров выявляются недочеты, которые весомо могут повлиять на исполнение обязательств с контрагентами.
Счет-фактура — основной документ по расчетным взаимоотношениям с поставщиками. В ней указываются реквизиты контрагента, наименование товара, цена, сумма по документу, единица измерения, а так же номер договора согласно которому отпущены товарно — материальные ценности.
Счет-фактура — важный документ в первичной документации.
В ходе исследования мной была рассмотрена организация расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО «Мария», расположенной в Тамбовской области Бондарском районе. Бухгалтерский учет автоматизирован во всех структурных подразделениях, в которых присутствует первичный учет.
Предприятие ООО «Мария» — это небольшая организация, в которой обязанности по организации внутреннего контроля возложены на главного бухгалтера, что непосредственно прописано в должностных обязанностях и в учетной политике.
ООО «Мария» обеспечивает внутренний контроль самым распространенным способом — это сверка расчетов с дебиторами и кредиторами, оформление первичных документов, сравнение показателей на счетах с данными главной книги.
Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предполагает выборочное просматривание приходных документов, выписывание наименования поставщиков товарно-материальных ценностей.
Также просматривались договора и текущие документы с соответствующим поставщиком на поставку товарно-материальных ценностей. Затем проверялись наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке.
Однако в ходе аудиторской проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками на предмет правильности оформления первичной документации установлены следующие нарушения (таблица 1).
Таблица 1
Проверка первичных учетных документов по расчетам споставщиками иподрядчиками вООО «Мария»
н/п |
Первичный документ |
Нарушение при оформление документации |
Рекомендации по устранению нарушений. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Счет-фактура |
Нет ИНН/КПП |
Возврат документа |
2 |
Счет-фактура |
Оттиск факсимильной печати |
Переделать документ |
3 |
накладная |
Нет в основании номера договора |
Возврат платежного документа |
4 |
договор |
Не указаны реквизиты поставщика |
Переделать документ |
Для отражения в бухгалтерском учете расчетов с поставщиками и подрядчиками основными документами являются:
накладная;
счет-фактура;
платежное поручение.
При выборочной проверке первичной документации учетов расчетов с поставщиками и подрядчиками, выявилось, что не всегда отражаются во время хозяйственной операции, не на каждую операцию есть оправдательный документ.
С целью недопущения выявленных в ходе аудиторской проверки ошибок и нарушений разработать и утвердить положение об осуществлении внутреннего контроля на предприятии и обеспечить выполнение этого положения.
Аудиторское заключение является значительным элементом в жизнедеятельности современного предприятия.
Подводя итоги по проверке, следует отметить, что более автоматизированная налаженная система учета расчетов с поставщиками и подрядчиками позволяет своевременно отражать поступившие товары, оказанные услуги, выполненные работы, а так же их оплату.
Для организации очень важно внимательно относиться к расчетам с поставщиками и подрядчиками. Ведь от их состояния зависит платежеспособность, финансовое положение и инвестиционная привлекательность.
Литература:
- Бороненкова, С. А. Управленческий анализ: Учеб. пособие / С. А. Бороненкова. — М.: Финансы и статистика, 2015.
- Дмитриева, Е.Л. Основы бухгалтерского, финансового и управленческого учета [Электронный ресурс. Мультимедиа]. Учебное пособие. / Е. Л. Дмитриева, Е. А. Кириченко, Н. В. Москаленко, В. Л. Пархоменко. — Тамбов. Издательство ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2018.
- Кулинина, Г. В. Внутренний контроль в системе управления компанией / Г. В. Кулинина // Транспортное дело России. — 2014. — № 5.
- Москаленко, Н. В. Основы экономики и бухгалтерского учета [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. В. Москаленко, Т. Н. Шаронина, Е. Л. Дмитриева. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016.