В современной российской реальности нельзя отрицать такого негативного явления как коррупция. На федеральном, региональном и местном уровнях коррупция, к сожалению, присутствует и является фактором, который препятствует устойчивому социально-экономическому развитию страны, вывод экономики на конкурентоспособный международный уровень и снижает благосостояние населения.
Система государственного управления на всех уровнях имеет тенденцию к коррупционным действиям, что обусловлено системой факторов экономического и нравственного характера, а также связано с организационным несовершенством госуправления, несмотря на то, что в последнее время много делается для противодействия коррупции.
Сегодня под коррупцией подразумевают использование должностным лицом своих служебных полномочий в личных целях. Данное определение нашло свое отражение в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» который определяет это понятие как «злоупотребление служебным положением, дача либо получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление этой выгоды данному лицу другими гражданами, а также совершение таких действий от имени или в интересах юридического лица» [1].
Также данный федеральный закон выделяет следующие элементы антикоррупционной деятельности: предупреждение, противодействие, выявление, пресечение, а также раскрытие и расследование коррупционных правонарушений [4].
Любое должностное лицо, в руках которого находится решение о распределении тех или иных благ или материальных ценностей (например, депутат, судья и т. п.) может быть вовлечен в коррупционную систему. Основные формы коррупции, которые реализуются в современном обществе представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные формы коррупции
Источник: составлено автором
В результате деятельности территориальных органов МВД России за 9 месяцев 2018 год выявлено «69,3 тыс. преступлений экономической и коррупционной направленности, из которых 22,7 тыс. совершены в крупном или особо крупном размере либо причинили крупный ущерб. С начала года предварительно расследовано 39,9 тыс. преступлений данной категории. Уголовные дела и материалы о 31,8 тыс. преступлений направлены в суд» [5].
«Из общего количества преступлений 3,7 тыс. совершены группой лиц по предварительному сговору, а 4,9 тыс. — организованной группой либо преступным сообществом. Выявлено 15,2 тыс. преступлений коррупционной направленности, в том числе 7,7 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Из них 3,3 тыс. фактов взяточничества, в том числе по ст. 290 (Получение взятки) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) — 1,9 тыс., ст. 291 (Дача взятки) УК РФ — 1,4 тыс., ст. 2911 (Посредничество во взяточничестве) УК РФ — 360» [5].
В последние несколько лет происходит активная борьба с коррупцией, разрабатываются и внедряются комплексы мероприятий по выявлению, профилактике, предотвращению и наказанию коррупционных действий должностных лиц государства.
В 2018 году подготовлено положение о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, утвержденное постановлением Правительства России от 5 марта 2018 года № 228. Данный документ регулирует включение в него сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения. Это позволит морально воздействовать на государственных служащих, будет пресекать противоправные действия.
Сведения данного реестра будут также размещаться на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В рамках совершенствования антикоррупционного законодательства в 2018 году были разработаны проекты федеральных законов, которые предусматривают унификацию регулирования вопроса получения подарков для всех категорий лиц, на которых распространяются антикоррупционные требования, а также устанавливают единый подход к определению антикоррупционных ограничений и обязанностей для различных категорий работников. Законопроекты находятся на рассмотрении в Госдуме России [3].
Таким образом, государственными органами в настоящее время продолжается борьба с коррупционными схемами, внедряются различные мероприятия по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, совершенными должностными лицами в крупном и особо крупном размерах, а также высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
Литература:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (последние изменения от 6 февраля 2019 г. № 5-ФЗ) // ИПП Гарант
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // ИПП Гарант
- Кабанов П. А. Формирование нетерпимости к коррупционному поведению как юридически не определенная правовая категория и ее содержание // Актуальные проблемы экономики и права. — 2019. — № 1. — с. 1007–1026.
- Черепанова Е. В. Правовые аспекты предупреждения коррупционных правонарушений // Журнал российского права. — 2015. — № 10. — с.85–91.
- Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт: 9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией [электронный ресурс] // https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/15189296