Кладбища являются одним из наиболее консервативных видов архитектуры. Они неразрывно связываются с традициями и обычаями и практически не менялись на протяжении сотен лет. Однако, в последнее время все чаще возникают мысли, что их нельзя оставлять в нынешнем виде.
И действительно, основываясь на демографической ситуации планеты, можно сделать вывод, что их территории продолжат увеличиваться. Это чревато не только сокращением полезного пространства для живых людей, но и ухудшением экологической ситуации — поскольку продукты распада при попадании в почву и атмосферу отравляют их. [5]
Помимо экологической проблемы, существует еще и эстетическая. Многие кладбища служат лишь как «свалки» и носят сугубо утилитарный характер, забывая о многих других важных функциях.
Таким образом, кладбище — это форма, которая неизбежно должна быть подвергнута пересмотру. Но, несмотря на всю остроту проблемы, кладбища очень тяжело реформировать из-за их близкой связи с духовным аспектом жизни.
Существующая архитектура мест захоронения не особо привлекательна и заметна. К тому же эти места напоминают людям об утрате, вследствие чего общество стремится вычеркнуть их из жизни и забыть о них. И все это влияет не только на их внешний вид, но и также на философию их восприятия.
Тем не менее, начинают возникать различные проекты решения этих проблем, как в сфере ритуальных услуг, так и в ритуальной архитектуре.
Анализируя представленные проекты, необходимо отметить, что многие из них стремятся сделать тему смерти более открытой и заметной для обычного человека. Сделать эти места не только местами для мертвых, но и как привычное общественное пространство для живой части населения.
Во многих таких проектах используется схожая концепция решения проблемы — создание небоскребов, или вертикальных кладбищ, которые располагаются непосредственно в городской среде.
И действительно, в проведенном в Японии конкурсе [1], посвященным созданию кладбища нового типа многие из проектов предлагают решение в виде вертикального, стремящегося вверх (или вниз) небоскреба, наполненного ячейками для хранения урн (рис. 1,2).
Рис. 1. Проект «Vice Versa»
Рис.2. Проект «Inner Landscape»
Таким образом, эти места остаются всегда наяву и не позволяют человеку забывать о смерти и уже почивших близких.
Хотя среди таких проектов возникают и совсем нестандартные концепции.
Например, проект победитель конкурса [1] — «Death is not the end. Being forgotten is», в котором авторы предлагают помещать прах усопших в воздушные шары (рис. 3, 4). Такие шары должны постепенно подниматься вверх и останавливаться в моменты, когда к покойному приходят близкие. Однако в конечном итоге шар должен улететь в небо. Этот необычный подход вполне способен стать новым обрядом в похоронной процессии. [1]
Рис. 3, 4 — Проект «Death is not the end. Being forgotten is»
Такие же нестандартные решения представили и архитекторы из лаборатории DeathLAB. В своих проектах (рис. 5,6) они предлагают помещать тело в специальный гроб, в котором останки превращаются в свет и исчезают через некоторое время. [2]
Рис. 5. Проект «Sylvan Constellation»
Рис. 6. Проект «Conctellation Park»
Все эти проекты направлены не только на создание эксклюзивного вида смерти, но и привносят в него новые метафорические значения.
Наравне с проектами создаются и более «приземленные». Это концепции «зеленых» кладбищ. В ней умерший после своей смерти может стать удобрением для будущего растения. [4] Таким образом, кладбище, вместо своего привычного образа становится из каменных надгробий и крестов приобретает вид священного леса.
Рис. 7. Концепция органического захоронения
И хотя кладбища — консервативны, это не отменяет того факта, что в настоящее время архитекторы становятся все больше заинтересованы в их преображении. В своих проектах они стремятся не только преобразить внешний вид мест захоронения, но и вернуть им место в городской среде.
Анализируя все проекты, связанные с кладбищами, авторы предлагают свое виденье «пространств смерти». Единственным, что объединяет их, является затрагиваемый в проектах аспект: взаимоотношение человека и пространства. А находясь в городской среде, кладбище становится таким же важным звеном общественной жизни города.
Кроме того, многие из проектов направлены на улучшение экологической ситуации. Таким образом, места захоронений могут являться не только общественной средой, но и быть включенными в зеленый городской массив.
В то же время, многие авторы стремяться создать конструкцию сооружения инородной и выделяющейся их общей массы остальной городской среды. Таким образом, кладбища всегда будут на виду и будут напоминать человеку о конечности его бытия.
Использование современных технологий наравне с архитектурными достижениями может стать неразрывной связкой в проектировании кладбищ. Такая связь архитектуры и научных способна соединить общество с местами захоронения за счет новых «красок». И остается лишь надеется, что в будущем люди смогут думать о смерти в более положительном ключе.
Литература:
- Death & the City. Tokyo vertical cemetery. Art out loud [Электронный ресурс] // URL: https://www.archoutloud.com/tokyo-vertical-cemetery.html (дата обращения: 3.06.2019)
- Sylvan Constellation. Columbia University DeathLAB. [Электронный ресурс] // URL: http://deathlab.org/sylvan-constellation/ (дата обращения: 5.06.2019)
- Constellation Park. Columbia University DeathLAB. [Электронный ресурс] // URL: http://deathlab.org/constellation-park/ (дата обращения: 5.06.2019)
- Organic burial pods will turn cemeteries into memorial parks full of trees instead of tombstones and crosses. Vuing.com [Электронный ресурс] // URL: http://vuing.com/organic-burial-pods-will-turn-cemeteries-into-memorial-parks-full-of-trees-instead-of-tombstones-and-crosses/ (дата обращения: 3.06.2019)
- Смерть в архитектуре: 6 проектов кладбищ, которые отвоевывают место среды живых. Arch:speech [Электронный ресурс] // URL: https://archspeech.com/article/smert-v-arhitekture-6-proektov-kladbishh-kotorye-otvoevyvayut-mesto-sredi-zhivyh (дата обращения: 3.06.2019)