Кремационная архитектура является частью погребальной архитектуры, архитектуры, берущей свое начало еще с доисторических надгробных холмиков, египетских пирамид, и простирающейся до наших времен. [2]
Смерть человека, его переход из «мира живых в мир мертвых» является, несомненно, особым событием в жизни людей, которое представляет переход покойного в иное состояние, иной мир. На этом завязывается существование практически во всех религиях погребального культа, то есть совокупности обрядов относящихся к усопшему. Обряд погребения является наиболее важным этапом этого «перехода» умершего из мира живых в «мир мертвых».
У различных народов существуют различные обряды погребения, связанные с особым восприятием смерти. Во все времена усопших погребали в земле, кремировали, помещали в специальные сооружения, оставляли тело под открытым небом; существовали и обычаи захоронения в пещерах, на ветвях деревьев, на дне водоемов и т. д. Из-за чего сооружения, необходимые для проведения обрядов погребения, также могут быть самыми различными.
С начала своего образования Советское государство начало уделять внимание самым актуальным вопросам. Одним из таких стали проблемы похоронного обслуживания населения. Своим декретом Совнаркома РСФСР «О кладбищах и похоронах» от 7 декабря 1918 г. было покончено с сословными привилегиями в погребении. А декреты об отделении церкви от государства и о свободе вероисповедания превратили кладбища из религиозных учреждений в гражданские. [1]
С этого момента начинается становление кремационной архитектуры в СССР. А под первые крематории перестраиваются бани, электростанции и, даже, церкви; и проводятся различные конкурсы. [1]
Так, в проведенном в 1919 г. конкурсе на проект первого крематория победителем стал архитектор-конструктивист Д. П. Осипов, который предложил неожиданное, а главное экономичное решение.
В своем проекте Осипов предлагал переделать Серафимовский храм на новом Донском кладбище под крематорий, поскольку тот имел обширные подвальные помещения, пригодные для установки кремационной печи. [1] Архитектору удалось без основательной перестройки здания вписать в существующие границы плана все самое необходимое. Единственным существенным изменением стало возведение вместо купола квадратной в плане башни, высотой 20 метров. Осипову удалось кардинально преобразовать внешний облик церкви (рис.1, 2), что без обращения к плану здания невозможно сказать, чем это сооружение являлось изначально. В дальнейшем этот крематорий был закрыт и переделан обратно в церковь, сохранив лишь в неприкосновенности весь колумбарий.
Рис.1. Церковь Донского монастыря Рис.2. Донской крематорий
Кремационная архитектура становится популярной темой бумажной архитектуры первой половины XX века. В этой сфере архитектуры творили такие именитые мастера архитектуры, как И. А. Фомин, Н. А. Троицкий, В. Ф. Кринский, А. И. Гегелло, К. С. Мельников, С. Н. Грузенберг. Во всех их проектах чувствуется нарочитая гиперболизация, античеловечность, обращение к архитектуре древнего мира (рис. 3–6). Правда, все их проекты так и остались на бумаге, ни один из них не нашел своего реального воплощения.
Рис.3. Проект крематория, авторы Н.Троцкий и Л.Тверской
Рис.4. Проект крематория, автор И. А. Голосов
Рис.5. Проект крематория, автор И. А. Фоми
Рис.6. Проект крематория, авторы А.Гегело, Д.Кричевский
Дальнейшее развитие кремационной архитектуры актуализируется лишь в конце 50-х годов. В этот период начинают создаваться типовые проекты сооружений.
С 70-х годов XX века начинается интенсификация в проектировании и строительстве зданий кремационной архитектуры. В эти годы в Москве открывается второй крематорий (рис.7,8), выполненный по проекту А. С. Алимова и П. П. Павлова, имеющий в своем составе шесть траурных залов. Начинается строительство кремационных сооружений и в других советских городах. Строятся крематории в Ленинграде, Харькове и ряде других городов СССР. После открытия второго крематория в Москве также строятся и новые. Они открываются на Митинском и Хованском кладбищах. [1]
Рис. 7. Второй московский крематорий
Рис.8. Генеральный план комплекса
Особое внимание хочется уделить наиболее уникальному проекту советских инженеров. Это Мемориально-погребальный комплекс Киевского крематория (рис.9,10). Комплекс был создан по проекту авторского коллектива архитектора А. М. Милецкого и художников А.Рыбачук и Н.Мельниченко. Комплекс должен был состоять из крематория с несколькими залами прощания и земляными террасами колумбария, а также завершающей частью комплекса по задумке авторов должна была стать скульптурная композиция «Стена Памяти». Однако комплекс не был завершен в своей первоначальной задумке. Задуманное авторами считывание комплекса должно было предстать так: «Крематорий, встроенный в существующий рельеф местности исключался из поля зрения. Здание залов прощания, находящихся на вершине холма, предстают как скульптура, вылепленная из железобетонных оболочек. Криволинейные очертания сводов высоких залов придают постройке космичность, некую загадочность, возвышенность. Концентрические кривые террас, трассы движения — все это поддерживает ту загадочность, ту космическую идею постройки, предстает перед нами чем-то неестественным, не принадлежащим этому миру». [3] К сожалению, финальная часть проекта — Стена Памяти — так и не была осуществлена; вернее была, но…
Рис.9. Киевский крематорий Рис.10. Стена памяти, фрагмент
Стена Памяти представляла собой огромную монументальную композицию, посвященную теме смерти, прощания, скорби. Это был крупнейший монумент в Европе. [4] Она должна была служить элементом, для облегчения психологического состояния близких. Во время строительства комплекса все элементы этой гигантской картины выли выполнены. Однако когда работа над скульптурной композицией была практически закончена, партийное руководство признало это сооружение неприемлемым по художественной выразительности и чуждым принципам социалистического реализма. Композицию забетонировал и в таком состоянии она существует и по сей день. [4]
Вначале становления советской кремационной архитектуры все проекты носили довольно утопический характер. Всем постройкам были присущи гипертрофированность масштаба, гиперболизм, нарушение привычных традиционных пропорций, обращение к сооружениям древних цивилизаций. Все проекты представлялись в различных стилях, от неоклассицизма до авангарда. Авторы стремились привнести в привычную реальность контуры загробного мира. В этот период творческая мысль архитекторов «уходила далеко в небо». Читалась символичность, космичность, особая философия времени.
Во второй половине советского периода в кремационной архитектуре происходит некое «приземление», возвращение на землю, сочеловечивание, придание утилитарного характера. Пропадают те восторженные эмоции, присущие первым бумажным проектам, остаются лишь холод и прагматичность. Эта архитектура становится более массовой, ей присущ функциональный стиль.
Советские крематории запоминаются как жесткие, рациональные сооружения, лишенные декора, и в полной мере соответствующие своей утилитарной функции. Пропадает тот восторг, тот задор, с каким подходили к проектированию в первой половине. Проекты становятся типовыми, массовыми, и лишь изредка, среди всех типовых построек наблюдаются попытки привнести чувства в эту «холодную» архитектуру.
Литература:
- Тавровский А. Л., Лимонад М. Ю., Беньямовский Д. Н. Здания и сооружения траурной гражданской обрядности. — М.: Стройиздат, 1985. — ил. — 164 с.
- Якушин С. Б., Кравчук А. М. Архитектура крематория. Реквием.Ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.requiem.ru/rituals/krematorii_novosibirsk/ (дата обращения: 20.05.2019)
- Интересный Киев. Livejournal. [Электронный ресурс] // URL: https://interesniy-kiev.livejournal.com/2907612.html (дата обращения: 20.05.2019)
- Долгожданное чудо: «Стену памяти» на Байковском кладбище начали освобождать из-под «советского» бетона. Укринформ [Электронный ресурс] // URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-culture/2466346-dolgozdannoe-cudo-stenu-pamati-na-bajkovom-kladbise-nacali-osvobozdat-izpod-sovetskogo-betona.html (дата обращения: 20.05.2019)