Готовность педагога к изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Ефремова М. Ф. Готовность педагога к изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 424-426. — URL https://moluch.ru/archive/262/60613/ (дата обращения: 16.07.2019).



Проведен анализ авторефератов и диссертаций современных исследованиях педагогов и ученых к готовности педагога к изобразительной деятельности.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, готовность педагога к образовательной деятельности, методы и приемы, развивающая предметно-пространственная среда.

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследований: искусствоведов, биологов, психологов, педагогов. Представители различных наук подходят к изучению рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся через детские рисунки заглянуть в истоки творчества, биологи, проводя сравнительные исследования детских рисунков и начало графической деятельности высших обезьян предполагают, что это служит доказательством о биологическом родстве и различии животных и человека. Психологи через детский рисунок пытались проникнуть во внутренний мир ребенка. На вопрос «Что рисует ребенок?» фрейдисты отвечают так: «Ребенок рисует то, что чувствует».

Интерес ученых к детской художественной деятельности детей с годами не ослабевает, а все более увеличивается. А для педагога, который занимается развитием художественных способностей у детей дошкольного возраста, встает вопрос: что делать современному педагогу? Обучать или творить вместе с ребенком? Нужно знать и учить методике рисованию или дать ребенку полную свободу? Но что есть творчество и что есть обучение?

Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который проявляется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всевозможных её решений. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно-образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направленно на создание детьми художественного образа и находиться в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.

Анализ авторефератов и диссертаций показал, что в современных исследованиях педагоги и ученые больше уделяют художественному развития, как одному из средств всестороннего развития ребенка. Чаще всего авторами берется старший и подготовительный возраст, а рисование рассматривается как условие для развитие эмоциональной сферы («Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности» Юсупхаджиева Татьяна Васильевна); познавательных способностей («Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности» Гриник Диана Валериевна; «Становление художественно-эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста» Стюарт Юлиана Владимировна; «Формирование смысловых представлений о цвете и форме у дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности» Сорокина Елена Владимировна); речевого развития («Роль изобразительной деятельности в развитии функций речи у детей дошкольного возраста» Запуниди Анна Александровна); эстетического воспитания («Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4–7 лет» Савостина Галина Алексеевна; «Художественно-эстетическое воспитание детей 3–5 лет с разным уровнем психического развития средствами изобразительного искусства» Махновская Светлана Ивановна) и воображения («Развитие воображения в изобразительной деятельности дошкольников: в условиях формирования способности «видеть целое раньше частей»» Киселева Светлана Леонидовна)

Так же многими авторами рассматривался вопрос эстетического воспитания одаренных детей и психологический аспект рисования («Педагогические средства развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста» Гердт Надежда Ивановна; «Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4–8 лет» Назарова Таиса Васильевна), развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Успех воспитания и обучения детей изобразительной деятельности во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности. Анализ статей показывает, что в процессе художественно-эстетического развития дошкольников, педагогами чаще всего используют следующие методы и приемы развития:

  1. Информационно-рецептивные методы, которые включают в себя наблюдение, обследование предметов, рассматривание картин и иллюстраций, освоение (показ) способа действий, беседы и др.
  2. Репродуктивные методы, которые включают в себя упражнение, работу с наглядностью, стимулирующую многократное повторение осваиваемого.
  3. Исследовательские, эвристические методы проблемного изложения, который активизирует самостоятельный поиск детьми интересного выразительного образа, самостоятельного решения в создании изображения.

Но на сегодняшний день показателем готовности педагога к изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста становиться не только знание методик и их применение на практике. А то, как он может организовать развивающую предметно- пространственную среду для того, чтобы стимулировать детей к изобразительной деятельности. Какие темы образовательной деятельности он закладывает в свою рабочую программу и соответствуют ли темы возрасту детей. А самое главное, есть ли продукты детской деятельности в развивающей предметно- пространственной среде и виден ли качественный результат в его работах в начале и конце года.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2015
  2. Л. В. Михайлова-Свирская: Педагогические наблюдения в детском саду. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования. Изд. Национальное образование, 2017
  3. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста. Научно-методическое пособие. Часть 1. Санкт-Петербург, 2008г.


Задать вопрос