Автор: Вишня Анастасия Сергеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Вишня А. С. Методы руководства творческой работой детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1188-1191.



Осознание мотивов и цели, что побуждают человека к овладению изобразительной деятельностью, определению основных психических процессов и образованиям, которые в своей совокупности обеспечивают ее готовность к овладению отмеченной, деятельностью обусловливают выбор методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Если образовательную деятельность понимать как целеустремленный процесс, целью которого является формирование готовности дошкольника к овладению изобразительной деятельностью, то методы следует определять как систему средств организации деятельности педагога и дошкольника, направленных на формирование тех процессов и образований, которые обеспечивают эту готовность, то есть — способностей, знаний, умений и навыков.

В современной практике дошкольных заведений наиболее эффективными методами учебы детей изобразительной деятельности определялись: исследовательский метод; метод усвоения слов-понятий, которые означают эталонные свойства предметов и явлений; метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания; вправление; устная инструкция; беседа; рассказ.

Исследовательский метод направлен на формирование способностей ребенка к изобразительной деятельности, поскольку для нее создается ситуация, в которой формируются новые представления о внешних признаках предметов и явлений, или закрепляются усвоенные ранее представления в новых для нее условиях. Кроме того, ребенок овладевает логической последовательностью и средствами восприятия объектов или явлений. Суть целеустремленного поэтапного обследования объекта заключается в таком:

– восприятие общего внешнего вида объекта;

– выделение основных элементов объекта и определение их признаков (форма, цвет);

– определение пространственного положения этих элементов (сверху, снизу, слева, дело, посередине) и их пропорциональных соотнесений (больше, меньше, одинаковые);

– выделение второстепенных (деталей, которые входят в состав главных) элементов, если в этом есть необходимость, и определение их признаков (положение в пространстве, пропорционального соотношения);

– повторное общее восприятие объекта.

Овладение системами сенсорных эталонов связано с усвоением слов, которые фиксируют признаки предметов и явлений, их связки и отношение. Для того, чтобы слово усваивалось как полноценное отображение общественного опыта, средство выделения и систематизации, чувственно воспринимаемых признаков и приобретало функцию орудий для индивидуальной исследовательской деятельности ребенка, — оно должно органично включаться в формирование восприятия [2, c. 166].

Ввиду этого, перед воспитателем стоит задание определить в процессе организации обследование объекта или явления наиболее рациональное условие введения слов, которые фиксируют эталонные признаки. Метод наблюдения, как и предыдущий метод, направленный на развитие способностей ребенка к изобразительной деятельности. Он заключается в целеустремленном, систематическом восприятии внешних признаков поведения людей, зверел, птиц, характерных признаков, тех или других явлений природы и тому подобное.

Но в отличие от исследовательского метода, который, по большей части, используется для определения и фиксации внешних признаков конкретного объекта в определенном состоянии и положении в пространстве, — наблюдение направлено на определение типичных признаков определенного вида предметов или явлений с целью их обобщения.

Наблюдение должно отвечать ряду требований. Оно должно быть выборочным, то есть выходить из четко поставленной цели, определять определенные признаки предметов или явлений. Наблюдение должно быть плановым и систематизированным, то есть проводиться последовательно и на протяжении определенного времени [5,c.208].

Метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания направлен на овладение детьми специальных знаний, то есть основ изобразительного языка (рисунок, линия, цвет, композиция); многообразие красящих материалов, их изображает — выразительных возможностей; приемов работы в разных видах изображающей техники; подходов к последовательности осуществления изображающего процесса.

Поэтому он предусматривает: ознакомление детей с последовательностью выполнения предложенного задания; материалом и техническими приемами работы; выразительными средствами, Которые должны предоставить конечному результату содержательную завершенность.

В основе использование этого метода положено наследование, которое рассматривается как особенный психический процесс, который содержит в себе усвоение новых форм поведения или выполнения старых ее форм в новых, необычных условиях путем приведения собственных действий соответственно с действиями имитируемого лица.

Вместе с тем, как считает А. В. Запорожец, в наследовании оказывается кардинальное противоречие. С одной стороны, интенсивное руководство, которое дает ребенку готовое средство решения задания, лишает его от ошибок и прямо ведет к необходимому результату, чрезвычайно облегчает усвоения новых знаний и умений. Но из другого — лишь известная самостоятельность выполнения задания может обеспечить определенным образом полноценность и глубину этого усвоения [3, c.320].

Следовательно, воспитатель, ориентируясь на предыдущий опыт детей в исполнении заданий аналогичной сложности, принимает решение, в каком объеме необходимо осуществлять демонстрирование способов и средств выполнения того или другого задания [1, c.272].

Поскольку этот метод направлен на овладение детьми специальных знаний, его использования, нуждается от воспитателя в необходимой полноценной информации и высоком мастерстве выполнения способов и средств решения будущего задания.

Развитие языковой регуляции проворных функций имеет большое значение в формировании произвольных движений человека, лишь благодаря слову эти движения могут приобрести тот произвольный и сознательный характер, который качественно отличает их от так называемых произвольных движений животных. Словесная система действует как в виде указаний и требований окружающих людей, так и в виде намерений самого ребенка, сформулированных с помощью внешнего или внутреннего языка.

Ввиду этого, метод устной инструкции используется вместе с обследованием объекта и демонстрированием средств его изображения. Но в некоторых случаях, когда, сформировалось другое действие уже или воспроизводится в относительно постоянных условий, устная инструкция используется в качестве самостоятельный метод. Каждое задание, которое предлагается детям на том или другом этапе учебы, включает элементы вправления. Их направленность обусловлена необходимостью формирования и закрепления не только способностей, знаний, но и умений, навыков — координирования действий глазастая руки, развитой руки, владения средствами работы, предложенных или избранных случаях техники.

Анализ детских работ как метод в практике дошкольного заведения имеет разное значение. И в совокупности с другими методами исследования он может быть использован действие изучения особенностей психического развития ребенка. Кроме того, сравнительная характеристика детской продукции в определенной последовательности дает возможность определить качество осуществляемого образовательно-воспитательного процесса и внесения при необходимости соответствующих корректив. В образовательно-воспитательном процессе анализ детских работ используется как средство поощрения детей к изобразительной деятельности и стимулированию последующего усовершенствования достигнутых результатов.

Наконец, этот метод дает возможность познакомить ребенка с критериями оценивания удачно выполненного задания, необходимыми для характеристики, как собственных работ, так и работ своих одногодков.

Особенное значение имеют приемы, связанные с предоставлением ребенку помощь в исправлении допущенных ею ошибок — указание воспитателя на наличие и характер ошибок; условные обозначения, которые ориентируют ребенка на последующее их исправление: точка, штрих, отпечаток, оставленный обратной стороной карандаша или кисти, пунктирная линия и т. п., которые направлены на координирование действий ребенка относительно уточнения формы объекта. Специфика этих приемов заключается в том, что их использование нуждается от воспитателя в необходимости учета индивидуальных особенностей развития психики ребенка и приобретенного им опыта овладения изобразительной деятельностью.

Сущностная характеристика творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с точки зрения педагогического подхода предусматривает понимание ее как особенного вида учебной деятельности, которая содержит в себе широкие возможности приобщения детей к миру прекрасному в действительности и искусстве, развитии творческих сил и способностей, связанных с восприятием, осмыслением и творением, прекрасного в повседневной жизни и искусстве, предоставление детям педагогической помощи на основе взаимопонимания и сотрудничества в эстетическом освоении окружающего мира.

Цель организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности заключается в эффективном использовании ее возможностей в актуализации, выявлении и отображении эстетического отношения дошкольников, к окружающей действительности и искусству.

Заданиями организации творческой работы в процессе изобразительной деятельности является: стимулирование эстетического отношения дошкольников к действительности и искусству, которое выражается в пробуждении интереса к прекрасному, художественно-эстетической ориентации дошкольников, формировании потребности дошкольников, в общении с прекрасным; обогащение эстетического опыта дошкольников через восприятие прекрасного, эстетическую оценку и осмысление художественно-эстетических явлений; овладение дошкольниками необходимыми умениями творческой работы в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется передачей художественно-эстетических чувств, воплощением художественно-эстетического воображения и созданием художественно-эстетического образа.

Выделение закономерностей детского творчества позволило подчеркнуть важность участия таких психических процессов как воображение, представление, фантазия, восприятие, мышление, в становлении творческой личности, развития, эмоционально чувственной сферы в получении знаний детьми предшкольного возраста.

Теоретический анализ предоставил возможность прийти к выводам, что эффективность организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительного деятельности зависит от создания определенных дидактических условий. Ими является:

– готовность педагогов к организации творческой работы дошкольников в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется пониманием сущности творческой работы, осознанием цели и основных заданий, определением средств ее организации;

– обеспечение содержания творческой работы дошкольников;

– поэтапное привлечение младших школьников к творческой работе на уроках изобразительного искусства, которое содержит в себе эмоционально ценностный, информационно-аналитический, интегративно-образный, исполнительско-действенный и итогово-оценочный этап;

– системное использование средств эстетического влияния естественного материала, предметной среды и разных видов искусства, на творческую работу дошкольников [4, c.344].

Литература:

  1. Горская Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 272с.
  2. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии.—1975.- № 5.— С.166–175.
  3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 320с.
  4. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.—344с.
  5. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.—208с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительной деятельности, процессе изобразительной деятельности, творческой работы, организации творческой работы, детей предшкольного возраста, изобразительной деятельностью, овладению изобразительной деятельностью, творческой работы детей, работы детей предшкольного, творческой работы дошкольников, детей изобразительной деятельности, эстетического отношения дошкольников, средств выполнения, овладения изобразительной деятельностью, демонстрирования рациональных способов, способностей ребенка, метод направлен, детьми специальных знаний, творческой работой детей, овладение детьми специальных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос