Тяжёлые или множественные нарушения развития воспитанников специальных коррекционных центров определяют наличие у данной категории детей системного недоразвития речи или полного его отсутствия. Как правило, эти дети практически не умеют общаться, им трудно обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями. Поэтому одной из главных задач, осуществляемых в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, является работа по развитию у них речевых умений и навыков, а также введение средств альтернативной коммуникации. Эта задача осуществляется в центре логопедом, и другими специалистами на всех коррекционных занятиях. Не составляют исключения и занятия, проводимые воспитателем. Активное использование речи и средств альтернативной коммуникации на таких занятиях помогает осознанности работы детей и лучшей их адаптации к условиям окружающей среды. Формирование речевых средств воспитанников в ходе занятий происходит за счёт обогащения речи словами, новыми пиктограммами, которые сначала используются на занятиях, а затем постепенно входят в активный словарь. В дальнейшем использование пиктограмм, помогает «неговорящему» ребёнку общаться при помощи карточек, быстрее проявлять инициативу. Благодаря таким карточкам общение для ребёнка с окружающими людьми становится более доступным.
Воспитателем совместно с логопедом учреждения проводились занятия, целью которых было оказание помощи воспитанникам в адаптации к окружающему миру, приобретении навыков общения в окружающей среде и определение путей формирования речи в процессе экскурсий. В работе принимали участие 10 воспитанников с тяжёлыми и множественными нарушениями развития ГКУ ЦССВ «Южное Бутово». 10 мальчиков 11–16 тлет. Занятия — экскурсии проводились на свежем воздухе, в ландшафтном парке, в первую половину дня. Работа по реализации поставленной цели, проводилась поэтапно. На первом этапе проводилось обследование, показавшее не сформированность у воспитанников элементарных знаний о сезонных изменениях природы, бедности активного и пассивного словаря и неумении детьми вести себя в общественном месте. На втором этапе было организовано обучение, направленное на формирование активного и пассивного словаря, на введение пиктограмм, как средств альтернативной коммуникации, на развитие познавательного интереса и адаптацию воспитанников в общественном месте. Коррекционная задача данного этапа предполагала формирование понимания обращенной к детям речи, обогащении их словаря специальной лексикой, расширение личного пространства в микро и макро социуме, формирование умений и навыков адекватного поведения в обществе, а также развитие способности у ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции.
Основной акцент в начале обучения делался на расширение круга представлений о предметах, явлениях природы, развитии культурного поведения в общественном месте, воспитании доброжелательного отношения к окружающим людям, воспитании любви к природе, повышении речевой мотивации. На следующем этапе проводилась работа по формированию умения называть предметы, явления природы и элементарно описывать их, практически применять пиктограммы. Для речевых детей мы предлагали материал для формирования связной речи. Формирование описательной речи начиналось с более подробного словесного анализа выделяемого предмета, явления природы. Обследование предмета происходило с выделения его основных частей. Так дети усваивали словарь и грамматические формы языка. В качестве иллюстрации приводим пример занятия по теме: «Водоплавающие птицы: утка»
Воспитатель: — Посмотрите ребята, по воде плывут птицы — утки. Рассмотрите утку внимательно. Она серого цвета. Овальной формы. У неё есть голова, шейка, туловище и хвостик. Утки плывут по воде. Это — птицы. Они могут не только плавать, но и летать. А летают они с помощью крыльев. Утка плавает в пруду.
И только после того, как дети освоили систему выделения свойств предмета, относительно лексически точно и грамматически правильно отражая это в своих ответах, мы предлагали им самостоятельно описать увиденное с опорой на предмет. При описании предметов мы предлагали план последовательности:
- Название предмета.
- Цвет предмета.
- Форма предмета.
- Части предмета.
- Место расположения.
Работа над планом зависела от интеллектуальных, возрастных и речевых возможностей ребёнка.
План давал воспитанникам возможность последовательно описывать предмет, а иногда и пользоваться распространенными ответами в самостоятельных высказываниях.
Воспитанникам, у которых не сформирована речь, мы вводили пиктограммы. При подборе средств альтернативной коммуникации учитывали индивидуальные возможности ребёнка и его сильные стороны.
Приводим пример занятия по теме: «Водоплавающие птицы: утка».-
При описании утки логопед предлагает картинку с изображением утки (в отдалении располагается утка). Указывая на предмет, логопед говорит: «Это утка. Затем указывает на предметную картинку и говорит: «Это утка». Логопед совместно с каждым «неговорящим» ребёнком указывает на предмет и предметную картинку. После этого логопед учит находить знакомое изображение среди двух и более предметных картинок. Ребёнок, используя указательный жест, показывает нужную предметную картинку.
Также для «неговорящих» детей мы предлагали материал для звукоподражания:
Логопед:
— Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря!
Пролетел весёлый жук,
Ж-ж-ж-ж
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га!
Клювом перья расправляют
Ветер ветки раскачал?
Шарик тоже закричал,
А-а-а.
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш
И опять настала тишь,
Ц-ц-ц.
Разнообразие использования приёмов речевой организации воспитанников на занятиях — экскурсиях воспитателя и логопеда обусловило появление в их речи слов, простых грамматически правильно оформленных фраз, а у безречевых детей появились вокализы и они научились правильно использовать пиктограммы для выражения своих желаний. Организованные таким образом занятия расширили возможности для активизации речи воспитанников с тяжелыми нарушениями интеллекта. Дети приобрели навыки общения и взаимодействия со своими сверстниками, научились управлять своими эмоциями, адекватно вести себя в незнакомой для них ранее окружающей среде. А речевые успехи, в свою очередь, создавали эмоциональный подъём и явились стимулирующим фактором в адаптации воспитанников. Это доказывает о правильности выбранных нами методов работы с детьми по формированию речи и социализации воспитанников со сложной структурой дефекта.