Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Галич Т. Н., Файзетдинова Р. Р. Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 343-345. — URL https://moluch.ru/archive/261/60113/ (дата обращения: 16.07.2019).



Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается вопросом о роли воображения в плане умственного развития ребенка, об определении механизмов воображения.

Ключевые слова: дошкольник, творческое воображение, театрализованная деятельность, подготовка, семья, ДОО.

Воображение является способностью человека перекомбинировать появляющиеся в его сознании образы, и строить на их основе новые. Зарубежными психологами природа воображения ребенка связывается с неустойчивостью его нервной системы, которая обусловлена реализацией принципа удовольствия. Отечественная же психология отмечает наличие глубокой и всесторонней взаимосвязи детского воображения с реалиями окружающей действительности.

Творческое воображение представляет собой создание нового образа без опоры на условные изображения или готовые описания и, наоборот, является самостоятельным созданием новых образов, обусловленным творческой деятельностью ребенка. Современная психология оценивает творческое воображение либо в качестве творческого продукта, либо в качестве процесса. Отечественная психология применяет специальные методики, оценивающие и реконструирующие специфику творческого воображения: метод рисования картинок, создания различных продуктов материального и духовного характера и т. п. Такие критерии, как флуенция, флексибильность и оригинальность в своем взаимодействии обуславливают полное и глубокое определение уровня творческого воображения ребенка.

Театрализованная деятельность является одной из наиболее эффективных форм аспекте развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. К основным видам театрализованных игр относятся игры-имитации, ролевые диалоги на основе фрагмента произведения, инсценирование целого произведения или его отрывка; спектакли, игры-импровизации, режиссерские игры и др.

В работе с детьми подготовительной к школе группы важно применение иллюстраций, наглядно изображающих действия и взаимоотношения персонажей и ярче всего определяющие их внутренние особенности. Участие детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности обеспечивает не только развитие у них творческого воображения, но и способствует созданию и постоянному повышению уровня общекультурного развития, что является необходимым условием успешной адаптации к новой среде и новому окружению.

В исследовательской работе на этапе констатирующего эксперимента для исследования влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста были использованы методики: «Скульптура» (Р. С. Немов) и «Тест креативности Торренса».

В результате проведения методики «Скульптура» (Р. С. Немов) были получены следующие результаты: 8–9 баллов по данной методике было выявлено у 24 % испытуемых контрольной группы и у 20 % испытуемых экспериментальной группы следовательно, можно говорить о том, что эти дети сделали достаточно оригинальную, но детально не проработанную вещь; 6–7 баллов по данной методике было выявлено у 36 % испытуемых контрольной группы и у 24 % испытуемых экспериментальной группы следовательно, можно говорить о том, что эти дети придумали и смастерили что-то необычное, однако не отличающееся оригинальностью; 4–5 баллов по данной методике было выявлено у 20 % испытуемых контрольной группы и у 32 % испытуемых экспериментальной группы следовательно, можно говорить о том, что эти дети вылепили сравнительно простую поделку с небольшим (не более 2–3-х) количеством деталей; 2–3 балла по данной методике было выявлено у 20 % испытуемых контрольной группы и у 24 % испытуемых экспериментальной группы следовательно, можно говорить о том, что эти дети придумали и сделали что-то слишком простое (например, шарик, колечко и т. п.).

В результате проведения методики «Тест креативности Торренса», были получены следующие результаты: высокий уровень креативности был выявлен у 13 % испытуемых контрольной группы и у 24 % испытуемых экспериментальной группы. Эти дети отличаются неуемной фантазией и бурной деятельностью по преобразованию окружающего мира. Они активны и деятельны, все стараются сделать так, как они задумали; уровень креативности выше среднего был выявлен у 25 % испытуемых контрольной группы и у 28 % испытуемых экспериментальной группы; средний уровень креативности был выявлен у 58 % испытуемых контрольной группы и у 48 % испытуемых экспериментальной группы; уровень креативности ниже среднего был выявлен у 4 % испытуемых контрольной группы, а у испытуемых экспериментальной группы уровень креативности ниже среднего не был выявлен. Эти дети не склонны преобразовывать окружающий мир, а если и делают это, то вслед за другими, и также как они. Поведение таких детей шаблонно и стереотипно, реакции полностью прогнозируемы.

В целом такие данные свидетельствуют о том, что дети данной выборки достаточно часто фантазируют, склонны придумывать новые вещи, преобразовывать повседневные предметы.

На этапе формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного типа № 18 «Солнышко» города Набережные Челны РТ проект «Театральная мастерская» в форме кружка. Занятия кружка с подготовительной (экспериментальной) группой, состоящей из 25 воспитанников, основывались на таких содержательных компонентах, как ритмопластика, танцы, музыка, подготовка к спектаклям и их проведение, разыгрывание этюдов и т. п.

На этапе контролирующего эксперимента были проведены методики:

  1. «Скульптура» с целью выявления влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей группы старшего дошкольного возраста. В результате проведения методики, нами были получены следующие результаты: 8–9 баллов по данной методике было выявлено у 16 % испытуемых контрольной группы и у 36 % испытуемых экспериментальной группы следовательно, можно говорить о том, что эти дети сделали достаточно оригинальную, но детально не проработанную вещь; 6–7 баллов по данной методике было выявлено у 20 % испытуемых контрольной группы и у 36 % испытуемых экспериментальной группы следовательно, можно говорить о том, что эти дети придумали и смастерили что-то необычное, однако не отличающееся оригинальностью; 4–5 баллов по данной методике было выявлено у 24 % испытуемых контрольной группы и у 28 % испытуемых экспериментальной группы следовательно, можно говорить о том, что эти дети вылепили сравнительно простую поделку с небольшим (не более 2–3-х) количеством деталей; 2–3 балла по данной методике было выявлено у 40 % испытуемых контрольной группы, следовательно, можно говорить о том, что эти дети придумали и сделали что-то слишком простое (например, шарик, колечко и т. п.).
  2. «Тест креативности Торренса», с целью выявления влияния театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей группы старшего дошкольного возраста. В результате проведения методики, нами были получены следующие результаты: высокий уровень креативности был выявлен у 13 % испытуемых контрольной группы и у 48 % испытуемых экспериментальной группы. Эти дети отличаются неуемной фантазией и бурной деятельностью по преобразованию окружающего мира. Они активны и деятельны, все стараются сделать так, как они задумали; уровень креативности выше среднего был выявлен у 21 % испытуемых контрольной группы и у 36 % испытуемых экспериментальной группы (9 человек); средний уровень креативности был выявлен у 49 % испытуемых контрольной группы и у 16 % испытуемых экспериментальной группы; уровень креативности ниже среднего был выявлен у 17 % испытуемых контрольной группы, а у испытуемых экспериментальной группы уровень креативности ниже среднего не был выявлен. Эти дети не склонны преобразовывать окружающий мир, а если и делают это, то вслед за другими, и также как они. Поведение таких детей шаблонно и стереотипно, реакции полностью прогнозируемы.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что проведенная нами работа показала положительные результаты по развитию показателей, характеризующие творческое воображение. Дети научились продуцировать большое количество разнообразных идей, отличающихся от очевидных, банальных, переходить от одного аспекта проблемы к другому, используя разные стратегии решения проблем.

Таким образом, настоящее исследование подтверждает тот факт, что театрализованная деятельность обуславливает развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, чем обеспечивается успешность их вхождения период школьного обучения. Следовательно, целесообразно вводить элементы театрализации в повседневную деятельность ДОУ, начиная с физкультминутки и заканчивая занятиям по письму и чтению.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет: игровые технологии. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128с.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М.: Альфа, 2017–173с.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: Педагогика, 2012. — 426с.
  4. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками. — М.: Смысл, 2017. — 152с.
  5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. — М.: Панорама, 2016. — 136 с.
  6. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник// Под ред. Т. И. Бабаевой,З. А. Михайловой. — СПб.: Наука, 2014–192C.
  7. Игры-драматизации. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред А. Д. Кошелевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. — С. 98–111.
  8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Просвещение, 2012. — 158с.
  9. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 2015. — 362 с
  10. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М.: Развитие, 2016. — 123с.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Академия, 2013. — 251 с.
  12. Эйнон Д. Творческая игра. — М.: Просвещение, 2014. — 185с.
  13. Ярославцева И. Слагаемые успеха кукольной педагогики. // Дошкольное образование, 2013. — № 21. –C. 24–25.


Задать вопрос