Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 3287 раз

Библиографическое описание:

Орипова, Гульрух. Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны / Гульрух Орипова, Иброхим Илхомжонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 569-572. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60092/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается, как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Проводится детальный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры в стране. Выявляются возможности улучшения и усовершенствования показателей эффективности функционирования данной сферы.

Ключевые слова: логистика, транспортная инфраструктура, экономическое развитие, экспортный потенциал, конкурентоспособность.

Учитывая тот факт, что страны Центральной Азии не имеют выхода к морю, чтобы реализовать свой производственный и торговый потенциал, очень важно развивать сухопутную и воздушную транспортную инфраструктуру и усовершенствовать техническое обеспечение данной сферы.

Усовершенствование транспортной сферы и системы логистики в первую очередь приводят к сокращению производственных расходов, снижает расходы, связанные с рисками по перевозкам и хранениям продукции.

Во-вторых, это является привлекательным показателем как для местных производителей, так и для внешних инвесторов. Кроме того, развитая транспортная инфраструктура способствует развитию туризма, предоставляет безопасную и быструю перевозку пассажиров и грузов и тем самым вносит вклад на социальное развитие.

Узбекистан стремится достичь высоких темпов экономического развития. Быстрый доступ к источникам производства, безопасная и эффективная доставка продукции являются ключевым фактором реализации экспортного потенциала страны.

В Узбекистане автомобильный транспорт является самой большой составляющей всей транспортной инфраструктуры. Общая длина сухопутных дорог составляет 184,000 километров. Из них 42695 — дороги общего пользования. По сравнению с январем-декабрем 2017 года за 2018 год транспортные услуги выросли на 7,3 трлн и составили 39,4 трлн Сум [3].

Основной целью институциональных и законодательных реформ в сфере дорожного транспорта за последние годы является улучшение функционирования дорожного транспорта на основе конкуренции за право предоставления транспортных услуг, привлечение в этот сектор перевозчиков с различными формами собственности.

2016 году весь автомобильный транспорт страны перевез 1 млрд. 473 миллионов тонн грузов и 7 млрд. 795 миллионов пассажиров, и этот показатель в процентном выражении за этот период 2015 года составляет 105,3 и 103,8 %. Грузооборот составил 35 млрд 945 млн км / т (по отношению к этому периоду в 2015 году — 106,0 %), пассажирооборот составил 99 млрд 306 млн пассажиров / км. (по отношению к этому периоду в 2015 году — 104,6 %). Если сравнить основные показатели автомобильного транспорта за 2007–2016 гг. По сравнению с показателями 2007 г., то показатели на конец 2016 г. увеличились почти в 1,7 раза, а пассажирооборот вырос соответственно в 2,1 раза [5].

В стране созданы благоприятные условия для развития рыночной экономики, рыночных отношений и здоровой конкурентной среды на рынке автотранспортных услуг. За последние 15 лет количество действующих пассажирских транспортных маршрутов увеличилось на 2347 и достигло 4351. Из них 997 городских, 2743 пригородных и 611 меж-городских. В 2016 году в стране было проведено 135 открытых тендеров и развернуто 2069 пассажирских маршрутов [8].

Между тем, инфраструктура дорог, особенно в пригородных территориях оставляют желать лучшего. В тесно-населённых городах Республики, за исключением Ташкента, состояние большинства дорог не соответствуют международным стандартам, а межрегиональные дороги не оснащены современной инфраструктурой.

По состоянию 1 января 2019 года общая длина железнодорожных путей составляет 6950 км. Грузооборот составил 22,9 млрд. тонн/км, а пассажирооборот 4329 млн. пасс/км. [8]

Эксплуатация новой железной дороги Ташгузар — Бойсун –Кумкурган, длиной 223 километров, обеспечивает благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности. Эта дорога позволила создать единую железнодорожную линию на юге Узбекистана, объединив не только Кашкадарьинскую и Сурхандарьинскую области, но и регион со столицей и другими частями страны.

В Узбекистане функционируют 11 международных аэропортов [9]. Показатели грузоперевозок по воздушному транспорту составили 126,798 млн. тонн в декабре 2017 года. Это свидетельствует о значительном увеличении по сравнению с предыдущим показателем 112,282 млн. тонн за декабрь 2016 года.

В международной практике, чтобы оценить, насколько эффективно функционируют транспортные и логистические сферы, внедрён специальный единый индекс эффективности логистики, что включает в себя транспортную инфраструктуру, своевременность перевозок, эффективность таможенных оформлений, осуществления международных перевозок, возможность отслеживания перевозок и качество логистических услуг. LPI (logistics performance index) — это интерактивный инструмент сравнительного анализа, созданный для того, чтобы помочь странам определить проблемы и возможности, с которыми они сталкиваются в своей деятельности в области торговой логистики, и то, что они могут сделать, чтобы улучшить свои показатели.

Если провести анализ показателя данного индекса для Узбекистана, то сможем определить следующее:

– Способности отслеживать грузы были представлены на уровне 2,053 в декабре 2016 года. Это свидетельствует об уменьшении по сравнению с предыдущем показателем 2,867 в декабре 2014 года. В среднем этот показатель в Узбекистане равняется 2,530 с декабря 2007 по 2016 год, с 5 наблюдениями.

– Показатель компетентности и качестве логистических услуг составил 2.387 в декабре 2016 года, что свидетельствует об увеличении по сравнению с предыдущем показателем 2.368 в декабре 2014 года. В среднем за данный период этот показатель составляет 2,387.

– Показатель эффективности организации международных перевозок по конкурентным ценам составили 2,306 в декабре 2016 года. Это говорит об увеличении по сравнению с предыдущим показателем 2,225 за декабрь 2014 года. В среднем это составляет 2,306 NA с декабря 2007 по 2016 год, с 5 наблюдениями

– Эффективность процесса таможенного оформления составила 2.319 в декабре 2016 года. Это свидетельствует об увеличении по сравнению с предыдущими данными на уровне 1.800 в декабре 2014 года. В среднем это достигло уровень 2,200 с декабря 2007 по 2016 год, с 5 наблюдениями.

– Своевременность или частота, с которой отгрузки достигают грузополучателя в запланированные или ожидаемые сроки, составляет 2.832 по данным декабря 2016 года. В среднем она достигает 2,960 с декабря 2007 по 2016 год, с 5 наблюдениями.

– Данные о качестве торговли и транспортной инфраструктуры находятся на уровне 2.447 NA в декабре 2016 года. В среднем данный показатель равняется 2,250 с декабря 2007 по 2016 год, с 5 наблюдениями.

– В целом индекс эффективности логистики составило 2,405 в декабре 2016 года. В 2018 году этот показатель достиг 2,58 [7].

Рис. 1. Составлено авторами на основе данных Мирового Банка [4]

По графику можно сделать вывод о том, что показатели Узбекистана в основном средние. По сравнению можно привести показатели соседних стран. Например, по данным 2018 года, Казахстан находится на 71-м месте, с показателем 2,81, тогда как Узбекистан занимает 99-е место. Список возглавляет Германия (4,20), затем Швеция, Бельгия, Австрия и Япония [4].

В целом, показатели стран Центральной Азии не слишком отличаются друг от друга. Поэтому, странам трудно по отдельности и даже совместно усовершенствовать транспортную инфраструктуры. А проект «Один пояс — один путь» по инициативе КНР предоставляет огромные возможности улучшения транспортных коридоров стран ЦА в рамках инвестиционных проектов, в числе которых автомагистраль «Западная Европа — Западный Китай», железнодорожные проекты «Север — Юг», Центральный коридор Трансазиатской железной дороги и «Чуньцин — Дуйсбург». В этих транспортных коридорах задействованы все страны региона. Это поможет возникновению новых производств и новых экономических центров международного значения.

По Постановлению Президента [2], «О мерах по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018–2022 годы» приоритетными задачами определены строительства новых железнодорожных магистралей, повышения уровня электрификации железнодорожных путей, расширение географии полетов, продвижение имеющейся инфраструктуры и комплекса оказываемых услуг на международные авиатранспортные рынки услуг. В Постановлении отмечено, что в настоящее время имеющийся транзитный потенциал республики задействован не в полной мере. Сложившаяся негибкая транзитная и тарифная политика сдерживает привлечение дополнительного транзитного грузопотока. В связи с этим, рекомендуется коммерческим банкам Республики Узбекистан выделение кредитов на приобретение транспортных средств, спецтехники для перевозки и складирования грузов, с даты выпуска которых прошло не более 3 лет, а также других товаров, предназначенных для оказания транспортно-логистических услуг, с процентной ставкой не выше ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, с льготным периодом до 1 года [6].

До 1 января 2022 года национальные автотранспортные предприятия, осуществляющие международные автомобильные перевозки, и транспортно-логистические компании освобождаются от уплаты:

– налога на добавленную стоимость, налога на имущество, а также земельного налога, с условием направления высвобождаемых средств на расширение собственного парка автотранспортных средств, модернизацию производственных мощностей, создание современных складских терминалов и погашение банковских кредитов;

– таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за ввозимые складское оборудование, погрузочно-разгрузочную технику, агрегаты, запасные части и другие товары, не производимые в Республике Узбекистан, предназначенные для оказания транспортно-логистических услуг, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.

Реализация вышеперечисленных и ряда других реформ в рамках Постановления способствует дальнейшему усовершенствованию системы транспортной инфраструктуры и тем самым поможет развивать конкурентоспособность национальной экономики и реализовать производственный и экспортный потенциал Узбекистана.

Литература:

  1. Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития».
  2. Постановление Президента (№ ПП-3422 02.12.2017 числа), «О мерах по совершенствованию транспортной инфраструктуры и диверсификации внешнеторговых маршрутов перевозки грузов на 2018–2022 годы».
  3. Статистический комитет РУз/ открытые данные// развитие транспортных услуг в республике Узбекистан за 2017 год. — URL: https://stat.uz/uploads/docs/uslugi_dekabr_2018_ru.pdf
  4. The World Bank/ International LPI// Global rankings 2018. — URL: https://lpi.worldbank.org/international/global/2018 (дата обращения 12 мая 2019)
  5. Инвестиционный портал Республики Узбекистан — URL: https://invest.gov.uz/investor/dorozhno-transportnaya-infrastruktura-2/
  6. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП 3422 02.12.2017.- «о мерах по совершенствованию транспортной инфраструктуры и деверсификации внешнетоорговых маршрутов перевозки грузов на 2018–2022 годы.. — URL: http://www.lex.uz/docs/3436207 (дата обращения 13 мая 2019)
  7. CEIC Home/ Uzbekistan UZ: Logistics Performance Index. — URL: https://www.ceicdata.com/en/uzbekistan/transportation/uz-logistics-performance-index-1low-to-5high-efficiency-of-customs-clearance-process
  8. Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари»/ информационная служба// интересные факты. — URL: http://railway.uz/ru/?sphrase_id=1768473
  9. Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари»/Аэропорты Узбекистана — URL: https://www.uzairways.com/ru/flights/airports?page=1
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная инфраструктура, Узбекистан, декабрь, показатель, сравнение, услуга, автомобильный транспорт, дорожный транспорт, общая длина, Центральная Азия.


Похожие статьи

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

Сейчас общая протяжённость всей автомобильной дорожной сети составляет в

Общая протяжённость железнодорожных путей государств Центральной Азии составляет более

В декабре 2018 года и в марте 2019 года в Ташкенте состоялись пятисторонние встречи глав...

Об изучении транспортной системы Центральной Азии

В настоящее время транспортно-коммуникационные системы являются показателем

Ходжаев А. «Развитие транспортных коммуникации инфраструктуры Центральной Азии

Автомобильно-дорожный сектор государств Центральной Азии: проблемы и перспективы...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Автомобильный транспорт, обладая по сравнению с другими видами транспорта более высокой

Использование автобусного транспорта общего назначения позволит решить проблему

Модели регулирования транспортного обслуживания населения различаются...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Говорить о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. На протяжении нескольких тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной...

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Пассажирооборот транспорта общего пользования в январе-ноябре 2017г. составил 460,1

Динамика перевозок пассажиров и пассажирооборота транспорта общего пользования

Транспортная услуга — это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Транспортные услуги — один из основных видов услуг в туризме.

Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

В данной статье приведены сведения о роли и значении транспортных коммуникаций Узбекистана, касающихся транзитных дорог Евразии и перспективы их развития. Современные независимые государства Центральной Азии стали активными участниками различных...

Принципы формирования и развития терминальных систем...

Сегодня национальные транспортные и логистические компании хотят воспользоваться этой

Проведённые нами анализы показывают, что в настоящее время в транспортной отрасли

Доля грузоперевозчиков входящих в категорию малого и среднего бизнеса в общем объеме...

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы...

Однако особое место занимают транспортные коммуникации, в том числе железнодорожный транспорт. Потому что, где развита

Следует отметить, что за годы независимости железнодорожная сеть Узбекистана изменившись в корне, заняла свое место в мировом...

Похожие статьи

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

Сейчас общая протяжённость всей автомобильной дорожной сети составляет в

Общая протяжённость железнодорожных путей государств Центральной Азии составляет более

В декабре 2018 года и в марте 2019 года в Ташкенте состоялись пятисторонние встречи глав...

Об изучении транспортной системы Центральной Азии

В настоящее время транспортно-коммуникационные системы являются показателем

Ходжаев А. «Развитие транспортных коммуникации инфраструктуры Центральной Азии

Автомобильно-дорожный сектор государств Центральной Азии: проблемы и перспективы...

Зарубежный опыт организации транспортного обслуживания...

Автомобильный транспорт, обладая по сравнению с другими видами транспорта более высокой

Использование автобусного транспорта общего назначения позволит решить проблему

Модели регулирования транспортного обслуживания населения различаются...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Говорить о транспорте - это все равно, что говорить о движении, от которого зависит эволюция человечества. На протяжении нескольких тысяч лет человек в своем развитии прошел этап от момента изобретения колеса до освоения вселенной...

Проблемы качества перевозки пассажиров в условиях городской...

Пассажирооборот транспорта общего пользования в январе-ноябре 2017г. составил 460,1

Динамика перевозок пассажиров и пассажирооборота транспорта общего пользования

Транспортная услуга — это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по...

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Транспортные услуги — один из основных видов услуг в туризме.

Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время

Автомобильный транспорт можно с полным правом назвать транспортом всеобщего...

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

В данной статье приведены сведения о роли и значении транспортных коммуникаций Узбекистана, касающихся транзитных дорог Евразии и перспективы их развития. Современные независимые государства Центральной Азии стали активными участниками различных...

Принципы формирования и развития терминальных систем...

Сегодня национальные транспортные и логистические компании хотят воспользоваться этой

Проведённые нами анализы показывают, что в настоящее время в транспортной отрасли

Доля грузоперевозчиков входящих в категорию малого и среднего бизнеса в общем объеме...

Особенности развития железнодорожного транспорта в годы...

Однако особое место занимают транспортные коммуникации, в том числе железнодорожный транспорт. Потому что, где развита

Следует отметить, что за годы независимости железнодорожная сеть Узбекистана изменившись в корне, заняла свое место в мировом...

Задать вопрос