Правила ведения бухгалтерского учета определяется учетной политикой каждой отдельной бизнес единицы. Совокупность оптимальных правил ведения учета определяет эффективность его ведения, которая обуславливается достоверностью, своевременностью и полнотой формирования финансовой и управленческой информации для заинтересованных лиц.
Проблематику данного вопроса рассмотрим на примере конкретного хозяйствующего субъекта АО «Грачёвское» Усманского района Липецкой области.
Акционерное общество «Грачевское» создано 20 июня 2006 года, путем преобразования в него сельскохозяйственного производственного кооператива «Грачевский» на основании решения внеочередного общего собрания членов СХПК «Грачевский», и действует на основании Устава общества.
Предприятие является сельскохозяйственным, согласно Поленовой С. П. «Целью создания и деятельности предприятия является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, извлечение прибыли, а также удовлетворение потребностей акционеров в указанной продукции и расширение рынка товаров и услуг сельскохозяйственного направления». [6], а учитывая возобновление аграрного сектора, стратегически значимое для экономики и продовольствия страны.
Учитывая особенности аграрного производства, учетная политика предприятия должна максимально решать вопросы организации, которые в свою очередь можно поделить на две составляющие: методические и организационно-технические.
В своем статье мы подробно рассмотрим организационно-технические аспекты учетной политики, как отмечает Орлова Е. В. в статье журнала Новая бухгалтерия пишет что «организационно-технические вопросы учетной политики организации включают приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерско-финансовой службы предприятия, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений». [4]
Организационно-технический раздел учетной политики, по мнению специалистов, должен содержать:
– организацию службы бухгалтерского учета;
– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
– правила документооборота и технология обработки учетной информации;
– порядок контроля за хозяйственными операциями;
– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика в АО «Грачёвское» разработана самостоятельно с учетом существующего ПБУ 1/08. [2] и в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положениями по бухгалтерскому учету.
И так, для начала необходимо определить кто из специалистов и каким образом будет вести бухгалтерский учет. Для этого на предприятие создают структуру бухгалтерии с соподчинённостью отдельных учетных подразделений и работников, регламент взаимодействия с другими подразделения и службами, определяют функциональные обязанности главного бухгалтера.
От того каким образом будет организован сам учет (форма ведения, программа, план счетов) будет зависит и построение бухгалтерской службы.
При этом в организации должны разрабатываться Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии, система номенклатуры дел в бухгалтерии и т. п. внутренние документы.
Если работа бухгалтерии требует профессиональной оценки и перестает быть учетной, работники бухгалтерии должны быть заинтересованы в разработке регламентов, очерчивающих круг обязанностей, ответственности за нарушения и дополнительную мотивацию.
Итак, организация бухгалтерского учета зависит от объема учетной работы в организации. При учреждении бухгалтерской службы ее структура зависит от масштабов и организационной структуры организации, осуществляемых видов деятельности, выбранного способа ведения учета, объема функций, возлагаемых на бухгалтерскую службу.
Бухгалтерский учет в АО «Грачёвское» осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Согласно «Функционально-должностной инструкции главного бухгалтера на должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Назначение на должность главного бухгалтера и освобождение от нее производится генеральным директором.
В соответствии с учётной политикой предприятия, первичные документы и регистры создаются и обрабатываются с использованием компьютерной техники и бухгалтерских программ.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Согласно с пункту 3 статьи 6 Федерального закона N 402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», «рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета при утверждении учетной политики». [1]
Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета, «рабочий план счетов бухгалтерского учета разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Минфином РФ».
В АО «Грачёвское» на основании типового плана счетов разработан и утвержден рабочий план счетов, содержащий перечень синтетических и аналитических счетов, включая необходимые счета, учитывающие особенности деятельности хозяйства.
Автор Соколов А. А. отмечает, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции». Так же он считает что «своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы». [7]
Согласно учетной политике в АО «Грачёвское» для учёта хозяйственных операций применяются типовые формы первичных документов. Первичные документы принимаются за подписью генерального директора и главного бухгалтера. В случае, когда возникают хозяйственные операции, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичной учетной документации, организация должна разработать собственные первичные документы.
По результатам анализа положений действующей учётной политики было выявлено, что существенным недостатком является не отражение соответствующим приложением форм первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы.
Так, в целях устранения выявленных недостатков в учетную политику следует включить раздел (подраздел) с перечнем регистров бухгалтерского учета, используемых в организации, а в одно из приложений к учетной политике — формы этих регистров.
От момента составления до сдачи документа в архив он проходит определенный путь, называемый документооборотом. Этапами документооборота являются: составление (выписка) документа, приемка документа бухгалтерией, регистрация документа в системе учетных записей, передача документа в архив. Документооборот рекомендуется оформлять в виде графиков или схем, вывешиваемых на видном месте. Задача хорошо организованного документооборота состоит в ускорении движения документов, а правильное представление о документообороте может позволить определить необходимую численность работников бухгалтерии, стать основой нормирования труда работников.
В АО «Грачёвское» согласно учётной политике создание первичных учетных документов, порядок и сроки их передачи для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с графиком документооборота.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
– при смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации организации;
– в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В учетной политике АО «Грачёвское» установлены следующие сроки и порядок проведения инвентаризации.
А именно, согласно в целях достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности необходимо проводить инвентаризацию имущества и обязательств один раз в год в срок до 01 ноября текущего года, по готовой продукции — на момент наименьшего остатка. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
А) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты;
Б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения. Сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи списываются на финансовые результаты.
Если будет нарушено соблюдение организационно-технических положений учетной политики, то это затруднит ведение бухгалтерского учета.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основные организационно-технические положения учетной политики в АО «Грачёвское» соответствуют законодательству и соблюдаются в полной мере
Литература:
1. О бухгалтерском учете: [федер. закон № 402-ФЗ: принят Гос. Думой 6 декабря 2011] [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=170573;fld=134;from=156037–6;rnd=0.673215466318652;3.
2. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): [утв. Приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.10.2008 г. № 106н] [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_179205/.
3. Ермошина, Е. Л. Учетная политика в 2016 году / Е. Л. Ермошина // Бухгалтерский учет. — 2008. — № 14. — С.12–25.
4. Орлова, Е. В. Организационно-технические аспекты учетной политики // Новая бухгалтерия. — 2007. — № 6. — С. 46–50.
5. Рассказова–Николаева, С. Н. Ученая политика организации: учебник / С. Н. Рассказова — Николаева — М.: ИНФРА-М, 2016. — 564 с.
6. Поленова С. П. «Содержание и формирование учетной политики коммерческих организаций " // «Все для бухгалтера», N 5, май 2014 г
7. Соколов А. А. Проблемы формирования учетной политики / А. А. Соколов // Экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 11. — С. 15–19.
8. Соколова Е. С. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Е. С. Соколова. — М.: МФПА, — 2013. — 83с.