Фольклор как способ формирования речевых умений на литературном чтении в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 31.05.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Николаева К. А. Фольклор как способ формирования речевых умений на литературном чтении в начальной школе // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 438-440. — URL https://moluch.ru/archive/260/59832/ (дата обращения: 16.12.2019).



Ключевые слова: речевые умения, фольклор, языковая коммуникация,

В жизни человека речевая коммуникация имеет большое значение. В становлении же личности ребенка речь занимает одно из ведущих мест. Исключительную значимость имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие языковой коммуникацией, легко могут общаться с другими детьми. Дети с задержкой в развитии речи испытывают большие трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, плохо включаются в игровую и учебную деятельность [1].

Универсальным средством развития речевых умений является фольклор, в особенности малые фольклорные жанры. Они достаточно просты для озвучивания ребенком, доступны в смысловом отношении, представляют собой образец точного, лаконичного и содержательного построения высказывания, а, следовательно, незаменимы в плане речевого развития учащихся [3].

В теоретической части исследования нами была подробно рассмотрена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу формирования и развития речевых умений средствами фольклора, выявлены основные способы применения фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе (монологические, диалогические и др.)

Во второй главе нашего исследования нами была проведена тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой, которая включала в себя 4 серии смысловых блоков. В каждой серии представлено от 1 до 4х заданий, выполняя которые, ребенок может набрать от 0 до 5 баллов.

На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии диагностики, можно сделать вывод, что у подавляющего большинства учащихся в классе очень высокий уровень развития речевых умений. При анализе результатов входящей диагностики было выявлено, что достаточно высокий показатель ребята продемонстрировали в I серии заданий. Достаточно большое количество баллов у ребят было упущено во II и III блоке. Таким образом, основываясь на результатах диагностики, мы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности речевых умений у учащихся начальных классов по следующим параметрам:

  1. Грамматический строй речи;
  2. Словарный запас и навыки словообразования;
  3. Развитие связной речи.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития речевых умений у учащихся 1 А класса n=31

В рамках формирующего эксперимента нами была разработана и реализована авторская образовательная программа «Формирования речевых умений у младших школьников средствами фольклора». В программе был представлен комплекс упражнений и игр для 1 класса по формированию речевых умений с использованием фольклорных текстов, малых фольклорных жанров, составлено календарно-тематическое планирование, а также разработаны 14 технологических карт к каждому занятию.

На контрольном этапе нашего исследования повторно была проведена с учащимися 1 А класса «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой.

На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии входящей и итоговой диагностики, был сделан вывод, об существенных количественных изменениях относительно каждой серии диагностики. Если ранее очень высоким уровнем развития речевых умений обладали 20 учащихся, то после реализации разработанной нами программы их количество увеличилось до 23 человек. При первичной диагностике, высоким уровнем развития речевых умений обладали 5 учащихся, сейчас цифра возросла до 6. Анализируя результаты первой и второй проведенной нами диагностики стоит отметить, что средний уровень в классе теперь имеет лишь 2 ребенка, в то время, как раньше учащихся с данным показателем было 5. После апробации программы количество детей, обладающих низким уровнем, значительно снизилось. Ранее детей с низким уровнем развития речевых умений было 3 человека, после реализации программы все дети повысили свой показатель.

Стоит отметить, что именно по блокам «Грамматический строй речи» и «Связная речь» произошел существенный прирост. Относительно III блока заданий «Словарный запас и словообразование» также произошли количественные изменения в позитивную сторону, что свидетельствует о результативности разработанной нами программы.

Литература:

1. Актаева, Т. В. Формирование универсальных учебных действий [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября». — Режим доступа: festival.1september.ru/articles/635018/ (дата обращения: 28.10.2016).

2. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] // О. М. Арефьева. — Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 2. — С. 74–78.

3. Архипова Нина Геннадьевна, Павлова Анастасия Современный детский фольклор: особенности бытования // Слово: фольклорно диалектологический альманах. 2005. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-detskiy-folklor-osobennosti-bytovaniya (дата обращения: 24.11.2016).

4. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова О. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Кабанова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

Основные термины (генерируются автоматически): III, умение, ребенок, высокий уровень развития, класс, серия диагностики, устная речь, учащийся, фольклор, языковая коммуникация.


Похожие статьи

Диагностика культуры письменной речи учащихся.

Ключевые слова: культура речи, коммуникативные качества речи, эксперимент, мониторинг, диагностический инструментарий, диагностика речевого самоконтроля, диагностики выразительности речи, речевого мастерства, умения текстовосприятия и текстообразования.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

Последнее помогает детям свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Политова Н. И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка / Н. И

Уровень развития речевых навыков и умений детей до поступления в школу, в.

Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей...

Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый...

Диагностическое обследование детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, определяет уровень развития устной речи ребёнка и позволяет выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее

Конечная цель работы по развитию речи в школе — научить детей выражать связно свои мысли в устной и...

Диагностические особенности выявления уровня...

В основу выделения уровней развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, мы положили специфические для каждого компонента критерии, с учетом специфики детей 5–6 лет с ОНР. Критерии: умение использовать невербальные средства в...

Основные аспекты развития речи учащихся младших классов...

3 класс – правильность и ровность устной речи, ровная монологическая речь

Обучение чтению как способ развития речевых умений... Формирование и развитие видов речевой

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов.

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

Ключевые слова: профессиональное общения, речевая деятельность, упражнения, навык, умение ситуация, текст, устная речь, коммуникативные

Развитие речевой деятельности имеет важное значение в формировании навыков общения на иностранном языке у учащихся...

Выразительность в речи и пении в младшем школьном возрасте

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые

письменная речь, речевое умение, младший школьный возраст, слово, ребенок, умение, навык, развитие речи, речевая деятельность...

Похожие статьи

Диагностика культуры письменной речи учащихся.

Ключевые слова: культура речи, коммуникативные качества речи, эксперимент, мониторинг, диагностический инструментарий, диагностика речевого самоконтроля, диагностики выразительности речи, речевого мастерства, умения текстовосприятия и текстообразования.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

Последнее помогает детям свободно, точно и метко высказывать свои мысли в устной и

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ...

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Политова Н. И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка / Н. И

Уровень развития речевых навыков и умений детей до поступления в школу, в.

Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей...

Диагностика речевого развития детей, поступающих в первый...

Диагностическое обследование детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы, определяет уровень развития устной речи ребёнка и позволяет выявить предрасположенность к дисграфии и дислексии до начала обучения в школе.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи — важная задача обучения родному языку.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений: наиболее

Конечная цель работы по развитию речи в школе — научить детей выражать связно свои мысли в устной и...

Диагностические особенности выявления уровня...

В основу выделения уровней развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, мы положили специфические для каждого компонента критерии, с учетом специфики детей 5–6 лет с ОНР. Критерии: умение использовать невербальные средства в...

Основные аспекты развития речи учащихся младших классов...

3 класс – правильность и ровность устной речи, ровная монологическая речь

Обучение чтению как способ развития речевых умений... Формирование и развитие видов речевой

Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов.

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального...

Ключевые слова: профессиональное общения, речевая деятельность, упражнения, навык, умение ситуация, текст, устная речь, коммуникативные

Развитие речевой деятельности имеет важное значение в формировании навыков общения на иностранном языке у учащихся...

Выразительность в речи и пении в младшем школьном возрасте

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня. Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые

письменная речь, речевое умение, младший школьный возраст, слово, ребенок, умение, навык, развитие речи, речевая деятельность...

Задать вопрос