Проблемы правового регулирования проведения депутатских слушаний в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Казина Т. А. Проблемы правового регулирования проведения депутатских слушаний в субъектах Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №22. — С. 306-308. — URL https://moluch.ru/archive/260/59791/ (дата обращения: 14.12.2019).



Данная статья освещает возможные проблемы правового регулирования проведения процедуры депутатских слушаний на уровне субъектов РФ. В статье рассматриваются особенности процедуры депутатских слушаний, состоящих из нескольких этапов. Практически в каждом этапе процедуры имеется ряд вопросов и проблем, которые нуждаются в доработке со стороны органов представительной и исполнительной власти.

Ключевые слова: парламентские (депутатские) слушания, институт депутатских слушаний, органы представительной и исполнительной власти, Законодательное собрание, депутат, регламент депутатских слушаний.

This article highlights the possible problems of legal regulation of the procedure of deputy hearings at the level of subjects of the Russian Federation. The article discusses the features of the procedure of deputy hearings, consisting of several stages. At almost every stage of the procedure there are a number of issues and problems that need further elaboration by the representative and executive power.

Key words. parliamentary hearings, institute of Deputy hearings, representative and executive power, legislative assembly, legislator, regulations of deputy hearings.

Парламентские (депутатские) слушания на сегодняшний день являются одной из основных организационно-правовых форм деятельности законодательного (представительного) органа.

На федеральном уровне парламентские слушания проводятся в соответствии с регламентами палат Федерального Собрания РФ. На уровне субъектов Российской Федерации слушания проводятся в соответствии с ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и региональным законодательством.

Следовательно, парламентские слушания представляют собой самостоятельную, урегулированную нормами права, организационно-правовую форму деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти и его палат.

Основная цель проведения депутатских слушаний вытекает из сущности данного института и заключается в выявлении позиции участников слушаний по той или иной проблеме, являющейся предметом обсуждения депутатских слушаний.

В Пензенской области процедура проведения депутатских слушаний регламентируется главой 9 «Депутатские слушания» Регламента Законодательного Собрания Пензенской области, состоящей из статьи 46 «Порядок организации и проведения депутатских слушаний».

По своей сути, депутатские слушания представляют собой необходимую процедуру взаимосвязи между представительным органом и общественностью, на которой гласно и публично рассматриваются и обсуждаются вопросы государственного и муниципального характера. Кроме того, целью проведения депутатских слушаний являются попытки прояснения, урегулирования и согласования позиций государственных и муниципальных органов для дальнейшего взаимодействия между представительной и исполнительной властью трех уровней. Помимо этого, депутатские слушания содействуют быстрому и правильному принятию нормативных актов и служат эффективным способом контроля за их исполнением.

Несмотря на отсутствие четко определенного регламента проведения депутатских слушаний, всю процедуру формально можно разбить на несколько этапов, среди которых выделяются следующие:

– инициирование проведения депутатских слушаний для обсуждения конкретной актуальной проблемы;

– организация проведения депутатских слушаний;

– процедура депутатских слушаний;

– принятие итогового документа по результатам проведения слушаний.

Каждый из вышеперечисленных этапов имеет свою цель, является самостоятельным, но в совокупности входит в общую систему процедуры депутатских слушаний для получения ее эффективного результата.

Тем не менее, на сегодняшний день, существует ряд проблем в правовом регулировании процедуры проведения депутатских слушаний. Итак, рассмотрим некоторые из них:

Поскольку депутатские слушания носят открытый и гласный характер, в них могут принимать участие не только представители исполнительной власти, а также представители заинтересованных организаций, средств массовой информации и общественных формирований граждан. Суть проблемы сводится к наделению равным статусом как представителей общественности, так и представителей исполнительной власти при проведении слушаний. Ввиду этого, каждый участник имеет равные права и обязанности по участию в процедуре слушаний, несмотря на то, что для представителей общественности участие в депутатских слушаниях является реализацией их права, а для представителей исполнительной власти — обязанностью, в силу занимаемого ими положения в структуре власти.

Помимо этого, отсутствие в нормативных актах кворума депутатов, создает также пробел в правовом регулировании депутатских слушаний.

На этапе принятия итогового документа по результатам проведения слушаний необходимо выделить следующие проблемы:

во-первых, сам этап принятия итогового документа носит необязательный (рекомендательный) характер, что противоречит самой сути проведения депутатских слушаний.

во-вторых, итоговый документ депутатских слушаний должен содержать ряд выводов и заключений по обсуждаемому вопросу всех участников слушаний, а не только депутатов.

Автором проведен анализ законодательства Пензенской области, а также соседних регионов на объем законодательной базы и наличие соответствующих нормативных актов, регулирующих процедуру проведения депутатских слушаний. Например, в Пензенской области порядок проведения слушаний содержится только в одной статье, которой явно недостаточно для четкого и полного формирования данной процедуры. В настоящее время этот вопрос нуждается в серьезной доработке, поскольку имеются противоречия и пробелы в регулировании института депутатских слушаний, в частности на уровне субъектов РФ.

Подводя итого вышеизложенным проблемам правового регулирования проведения депутатских слушаний, можно сделать вывод:

Ввиду большой противоречивости существующего законодательства, посвященного правовому регулированию депутатских слушаний, анализ нормативных правовых актов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, приводит к неутешительному выводу.

Стоит отметить, что в данной области остается много нерешенных проблем, спорных понятий, отсутствует единая терминология, применяемая при установлении этого института.

Литература:

  1. Безруков А. В. Парламентское право и парламентские процедуры в России / А. В. Безруков. — М.: Юстицинформ, 2015. — 66 с.
  2. Бредихин А. Л. Федеративная система Российской Федерации / А. Л. Бредихин. — интернет портал, 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/bredikhin_al_federativnaja_sistema_rossijskoj_federacii/ (дата обращения 09.03.2018).
  3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 // Российская газета. — № 237.
  4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — № 42. — Ст. 5005.
  5. О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области от 28 июня 2005 № 829-ЗПО // Пензенские губернские ведомости. — № 16.
  6. Умнова И. А. Конституционное право Российской Федерации / И. А. Умнова, И. А. Алешкова. — М.: РАП, 2014. — 389 с.
Основные термины (генерируются автоматически): слушание, исполнительная власть, Пензенская область, итоговый документ, уровень субъектов РФ, Законодательное Собрание, правовое регулирование, федеральный уровень, организационно-правовая форма деятельности, представитель общественности.


Похожие статьи

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке...

Одним из первых документов, призванных оценить эффективности деятельности региональных органов власти явился Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

Некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и...

О наименовании, сущности, содержании и форме...

законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание.

ошибка, законотворческая деятельность, правовое регулирование, законодательная техника, законотворческий процесс, Российская...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат: 1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации. Основная их функция — осуществление функции общефедерального законодателя — принятие федеральных законов.

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на...

Особенности нормативно-правового регулирования социальной сферы обусловлены

Согласно Методическим рекомендациям по разработке органами исполнительной власти

В НАО достаточно активно осуществляется и правовое регулирование социальной поддержки...

Законопроектный процесс: на подступах к созданию системной...

Эта форма участия представителей общественности в законосозидающей деятельности после вступления в силу Конституции РФ 1993 года

Так, например, в законосозидательной деятельности по разработке и принятию текущего федерального закона, федерального...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Правовую основу законодательной инициативы в парламентах субъектов Российской Федерации составляют: Конституция РФ, федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов...

Правовая организация деятельности органов государственной...

Нормативно-правовая основа молодежной политики в РФ с 1996 года входит во вторую фазу собственного формирования. Модернизирование федерального законодательства затрагивает в основном 3 сферы: образование, уголовно-правовые и общественные взаимоотношения.

Законодательное регулирование права на образование

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72) [1]. Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях.

Похожие статьи

Анализ нормативной правовой базы РФ по оценке...

Одним из первых документов, призванных оценить эффективности деятельности региональных органов власти явился Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

Некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и...

О наименовании, сущности, содержании и форме...

законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание.

ошибка, законотворческая деятельность, правовое регулирование, законодательная техника, законотворческий процесс, Российская...

Проблемы деятельности Государственной Думы как основного...

Орган законодательной и представительной власти России — Федеральное Собрание РФ в составе двух палат: 1) Государственной Думы; 2) Совета Федерации. Основная их функция — осуществление функции общефедерального законодателя — принятие федеральных законов.

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на...

Особенности нормативно-правового регулирования социальной сферы обусловлены

Согласно Методическим рекомендациям по разработке органами исполнительной власти

В НАО достаточно активно осуществляется и правовое регулирование социальной поддержки...

Законопроектный процесс: на подступах к созданию системной...

Эта форма участия представителей общественности в законосозидающей деятельности после вступления в силу Конституции РФ 1993 года

Так, например, в законосозидательной деятельности по разработке и принятию текущего федерального закона, федерального...

Сущность права законодательной инициативы депутата...

Правовую основу законодательной инициативы в парламентах субъектов Российской Федерации составляют: Конституция РФ, федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов...

Правовая организация деятельности органов государственной...

Нормативно-правовая основа молодежной политики в РФ с 1996 года входит во вторую фазу собственного формирования. Модернизирование федерального законодательства затрагивает в основном 3 сферы: образование, уголовно-правовые и общественные взаимоотношения.

Законодательное регулирование права на образование

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «е» ч. 1 ст. 72) [1]. Это означает возможность правового регулирования сферы образования на федеральном и региональном уровнях.

Задать вопрос