Автор: Хилько Виктор Иванович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 27.10.2016

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Хилько В. И. Нормативно-правовое регулирование социальной сферы на примере Ненецкого автономного округа // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 523-526.



Особенности нормативно-правового регулирования социальной сферы обусловлены спецификой целей и задач, стоящих перед государством в связи с развитием социальных потребностей граждан.

При этом, сам термин «социальная сфера» не имеет нормативного наполнения. Широкое распространение получила точка зрения на социальную сферу как сферу услуг [15, c. 14]. В философии социальная сфера рассматривается как сфера производства и воспроизводства человека, где человек воспроизводит себя как существо биологическое, социальное и духовное [16]. Традиционно понятием «социальная сфера» охватываются такие области жизни человека, как труд, семья, социальное обеспечение, образование, наука, культура, спорт, жилищные условия, — те области жизнедеятельности, в которых формируется и поддерживается уклад жизни, отвечающий интересам всех и каждого.

Социальная сфера — важнейшая подсистема общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния [14, c. 7].

В последние годы произошли существенные изменения в правовом регулировании социальной сферы.

Были приняты Федеральные законы от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3], от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [4], Постановления Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» [5], от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [5] и другие.

Положения данных актов получили своё продолжение в региональном законодательстве. Так, например, в Ненецком автономном округе (далее НАО) был принят Закон НАО «Об образовании в Ненецком автономном округе» [11].

В статье 1 Закона указано, что он регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования на территории Ненецкого автономного округа в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, в случаях и пределах, установленных законодательством Российской Федерации, а также закрепляет полномочия органов государственной власти Ненецкого автономного округа в сфере образованияс учётом разграничения полномочий между органами государственной власти Архангельской области и органами государственной власти Ненецкого автономного округа.

Несомненно, развитию образования в НАО способствует принятие долгосрочных целевых программ, разрабатываемых на основе федеральной целевой программы развития образования с учетом социально-экономических, культурных, демографических, экологических и других региональных особенностей.

Важное значение для максимально полной реализации общеобразовательных программ имеет нравственное воспитание учащихся. Однако ни в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ни в Законе НАО от 16.04.2014 N 12-ОЗ «Об образовании в Ненецком автономном округе» этому не уделяется внимание.

Вместе с тем на наш взгляд в общеобразовательных, начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях в учебные программы должны быть введены специальные дисциплины, направленные на глубокое изучение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей, а также национальной литературы и фольклора коренных и других народов. Внедрение представленных норм и их развитие в законах об образовании представляется вполне оправданным.

Отдельно следует отметить принятие специальных законов об общем образовании в ряде субъектов, в частности в Москве и Санкт-Петербурге, которые устанавливают особенности функционирования, развития и финансирования системы общего образования [13].

Подобная практика принятия специальных законов является весьма полезной для использования и в Законе НАО от 16.04.2014 N 12-ОЗ «Об образовании в Ненецком автономном округе».

Обязательность и гарантированность получения общего образования предопределяют необходимость создания условий для отдельных категорий граждан в целях реализации возложенных на государство задач в сфере образования. Разумеется, закрепление на федеральном уровне социальных и иных гарантий для отдельных категорий лиц не обеспечивает в полной мере создания необходимых условий, подобные меры должны приниматься и на региональном уровне. В частности, представляется целесообразным с учетом социальной и демографической специфики НАО принятие соответствующих положений и иных нормативных правовых актов в указанной сфере, касающихся:

– образовательных программ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и др.;

– создания специальных учебно-воспитательных учреждений;

– условий получения общего образования детьми-инвалидами и детьми, нуждающимися в длительном лечении, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, а также гражданами, содержащимися в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, которые находятся под стражей;

– учета детей, в том числе в зависимости от возможностей их здоровья.

Таким образом, законодательство НАО может успешно развиваться при условии взаимодействия органов государственной власти субъектов в сфере образования.

Вместе с тем законодателем НАО необходимо стремиться к использованию такой юридической техники, которая позволила бы избежать нежелательного дублирования положений федеральных актов, не ограничиваясь при этом исключительно разделением полномочий органов государственной власти субъектов в сфере образования.

Далее рассмотрим некоторые проблемы правового регулирования сферы здравоохранения в НАО

В настоящее время сфера здравоохранения в НАО находится в прямой зависимости от финансовых вливаний (как в инфраструктуру, так и в объемы оказываемых медицинских услуг) и эффективного менеджмента. Одним из наиболее действенных инструментов привлечения дополнительных финансовых средств в сферу здравоохранения является государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) предполагает, что государство использует разнообразный (финансовый, интеллектуальный, управленческий) потенциал частного сектора для совершенствования качества предоставляемых услуг, ответственность за которые возложена законами на государственные органы и учреждения. Участие негосударственных организаций в оказании публичных услуг также предопределено Конституцией РФ: в соответствии с ч. 3 ст. 39 государство поощряет создание дополнительных (по отношению к государственным) форм социального обеспечения и благотворительность; исходя из ч. 2 ст. 41, должны развиваться муниципальная и частная системы здравоохранения, поощряться деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта [1].

Практическое состояние сферы здравоохранения в Российской Федерации и имеющийся опыт разработки нормативных правовых основ ГЧП в данной сфере показывают, что объективная материально-техническая ограниченность государственных медицинских организаций (особенно в дотационных регионах страны), все большая ориентированность на степень удовлетворенности пациентов качеством оказанной им медицинской помощи как базовый показатель деятельности медицинской организации приводят к тому, что интерес к развитию ГЧП в сфере здравоохранения возрастает.

Анализ правовых актов, касающихся развития ГЧП в сфере здравоохранения, показывает, что в большинстве случаев движущей силой для принятия данного рода актов явилось не продолжение имеющегося в субъектах РФ регулирования отношений по ГЧП (принятие общего акта и последующее распространение выработанных правил на различные сферы экономики), а положения государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [7] и принятых в ее исполнение норм.

С этой целью в НАО был принят Закон НАО от 19.12.2011 N 83-ОЗ «Об участии Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве» [10].

Согласно Методическим рекомендациям по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации» [8] региональная концепция развития ГЧП в сфере здравоохранения должна была быть утверждена субъектом РФ не позднее 1 апреля 2013 г.

В НАО они утверждены распоряжением Губернатора НАО [12].

Анализ данной концепции показывает, что она преимущественно исходят из следующих положений:

– сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

– взаимодействие сторон в ГЧП осуществляется на основе соглашений (договоров, контрактов и др.);

– взаимодействие сторон носит партнерский, равноправный характер;

– ГЧП ориентировано на удовлетворение публичных интересов;

– проекты, реализуемые посредством ГЧП, основываются на принципах консолидации ресурсов и вкладов участников.

Анализ мероприятий, направленных на развитие частной системы здравоохранения и ГЧП в сфере здравоохранения в НАО показывает, что предусматриваются следующие направления такого партнерства:

1) передача на концессионных условиях не только медицинских учреждений, медицинского оборудования, но и медицинских услуг;

2) участие негосударственных медицинских организаций в оказании бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;

3) передача на аутсорсинг отдельных видов услуг в учреждениях здравоохранения;

4) взаимодействие со страховыми медицинскими организациями по добровольному медицинскому страхованию.

В целом же следует отметить, что в НАО сложилось крайне узкое понимание целей и субъектов ГЧП в сфере здравоохранения.

В качестве основной цели ГЧП в сфере здравоохранения в НАО декларируется развитие повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда через повышение заработной платы.

На наш взгляд, такой подход минимизирует эффективность программы ГЧП ввиду ограниченного числа частных субъектов, чей капитал и иные ресурсы привлекаются, тогда как задача ГЧП в широком смысле состоит в том, чтобы обеспечить участие не только частных медицинских организаций, но и частного бизнеса в целом, учитывая, что им оказывается значительно большее количество видов услуг: информационные и образовательные, управленческие и технические, коммунально-бытовые и т. п.

Проведенный анализ показывает, что используется крайне ограниченный перечень правовых форм взаимодействия, практически отсутствует объективный анализ последствий предлагаемых решений, к мерам ГЧП относятся случаи участия частных организаций в выполнении государственного задания или в аутсорсинге, которые в строгом смысле государственно-частным партнерством не являются.

Практически отсутствует в программе указание на крайне злободневную для медицинских организаций проблему сбора и утилизации медицинских и иных отходов, мало внимания уделяется проблеме обучения кадров для работы с новой техникой в условиях новых стандартов и порядков, техническому сопровождению функционирования различной медицинской техники и информационных систем и т. п.

Отмеченные особенности правового регулирования ГЧП в здравоохранении в НАО подчеркивают как важность унификации на федеральном уровне нормотворческой деятельности в данной сфере, так и потребность в координации и методическом руководстве со стороны федерального центра организационной деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления по привлечению частного бизнеса в сферу здравоохранения.

Государственно-частное партнерство не может быть сведено исключительно к инфраструктурно-ориентированным проектам. Важно в настоящее время создать такую систему ГЧП в сфере здравоохранения, в которой значительный удельный вес занимали бы проекты, связанные с тем, что частный партнер берет на себя обязательства по финансированию и предоставлению публичных услуг, ответственность за предоставление которых лежит в силу закона или Конституции РФ на государстве.

В НАО достаточно активно осуществляется и правовое регулирование социальной поддержки молодежи. На это направлен Закон НАО от 10.07.2000 N 250-ОЗ «О государственной молодежной политике в Ненецком автономном округе» [9].

При этом, определение «социальная поддержка молодежи» в данном Законе отсутствует. На наш взгляд, данное определение может быть следующим — комплекс правовых, экономических, социальных, организационных, консультативных мер, направленный на создание наиболее благоприятных условий для развития потенциала молодой личности, реализация которого входит в обязанности государства.

Закон содержит основные принципы социальной поддержки молодежи:

– выделение приоритетных направлений;

– учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

– участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений молодежной политики;

– взаимодействие органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, учреждений, молодежных и детских объединений и иных организаций, деятельность которых направлена на осуществление молодежной политики на территории Ненецкого автономного округа;

– информационная открытость;

– соблюдение действующего законодательства.

К сожалению, на федеральном уровне не принят федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации». На наш взгляд, его необходимо принять и в нем закрепить:

1) меры социальной поддержки молодежи и распределить их по категориям соответственно возрасту, социальному статусу, состоянию здоровья, возможности и способности работать молодых людей;

2) способы финансирования из федерального бюджета с передачей полномочий органам государственной власти субъекта и органам местного самоуправления.

На уровне НАО в сфере социальной поддержки молодежи считаем необходимым усовершенствовать законодательство следующим образом.

  1. В жилищной сфере — упростить процедуру материальной помощи на приобретение жилья в рамках федеральных и региональных целевых программ.
  2. В области образования — выделить в самостоятельную государственную программу доступность и качество образования для сельской молодежи.

Эти меры позволят повысить эффективность социальной поддержки молодежи в НАО.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
  4. Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 11.07.2011, N 28, ст. 4168.
  5. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 (ред. от 24.02.2016) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, N 26, ст. 3526.
  6. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 16.01.2016) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.06.2012, N 26, ст. 3528.
  7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2057.
  8. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1706 (ред. от 13.02.2013) «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в субъекте Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Дата обращения: 21.03.2016].
  9. Закон НАО от 10.07.2000 N 250-ОЗ (ред. от 26.05.2014) «О государственной молодежной политике в Ненецком автономном округе» // Няръяна Вындер, N 114, 26.07.2000.
  10. Закон НАО от 19.12.2011 N 83-ОЗ «Об участии Ненецкого автономного округа в государственно-частном партнерстве» // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, N 33, 20.12.2011.
  11. Закон НАО от 16.04.2014 N 12-ОЗ (ред. от 27.10.2015) «Об образовании в Ненецком автономном округе» // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, N 12, 17.04.2014.
  12. Распоряжение Губернатора Ненецкого автономного округаот 01.03.2013 г № 18-Р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ненецком автономном округе» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» [Дата обращения: 21.03.2016].
  13. Белоусова О. В. Региональное законодательство об общем образовании: пути совершенствования // Журнал российского права. — 2013. — N 2. — С. 122–129.
  14. Волкова Н. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. — 2013. — N 7. — С. 5–16.
  15. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Е. В. Тишина. — М.: Проспект, 2001. — 344 с.
  16. Философия: Учебник / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации», Ненецком автономном округе», Собрание законодательства РФ, «Об утверждении, Ненецкого автономного округа, «Об образовании, сфере здравоохранения, «Об утверждении Положения, социальной сферы, сфере образования, здравоохранения Российской Федерации», Министерстве здравоохранения Российской, субъектов Российской Федерации, технологий Российской Федерации», защиты Российской Федерации», социальной защиты Российской, власти субъектов Российской, государственной власти, субъекте Российской Федерации», повышение эффективности здравоохранения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос