Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 2789 раз

Библиографическое описание:

Судакова, О. Н. Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения / О. Н. Судакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59750/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, дистанционное обучение.

Сегодня дистанционное обучение рассматривается, как одна из форм организации образовательного процесса и предписывается в федеральных образовательных стандартах, в том числе и во ФГОС 3++, для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Хотя возможности применения электронного обучения или дистанционных образовательных технологий достаточно широки. К таким возможностям можно отнести обеспечение образовательного процесса студентам, которые по различным причинам не могут посещать занятия, например, спортсменам, находящимся на сборах, пропускающим занятия по болезни, да и просто организация самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины и самообразования.

Дистанционное обучение основывается на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе, интерактивном взаимодействии обучающих и обучаемых, с помощью различных информационных технологий, обеспечивающих обучающихся необходимым объемом изучаемого материала [2]. Тот факт, что акцент делается на самостоятельной деятельности обучающихся, сути не меняет, если мы ориентируемся на парадигму гуманистической педагогики и личностно-ориентированного подход.

Дистанционное обучение не будет успешным без:

− предварительного проектирования учебного процесса, методического его обеспечения;

− подготовки педагогов-тьюторов, которые будут вести обучение в дистанционной форме;

− учета психологических особенностей взаимодействия в сетях;

− умелое использование современных педагогических технологий.

И это лишь отдельные, далеко не исчерпывающие детали организации учебного процесса в дистанционной форме, где происходит систематический контакт студента с преподавателем и другими студентами.

А одним из способов организации дистанционного обучения является использование электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК).

Электронный учебно-методический комплекс в сущности представляет собой учебно-методический комплекс реализуемый в электронной обучающей системе. ЭУМК предоставляет возможность: своевременно обновлять обучающую информацию; разбить информацию на смысловые части по уровню сложности; применять аудио, видео, графическую информацию, так же схемы и чертежи; применять гиперссылки на другие источники информации. Также ЭУМК в основном направлен на самообучение, самооценку обучающихся, хоть и имеет возможность осуществления обратной связи с преподавателем, который координирует и направляет деятельность обучающегося.

Так, Н. А. Токаревских определяет «учебно-методического комплекс (УМК) как совокупность различных дидактических средств обучения (систематизированных материалов), в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ и средств телекоммуникации, необходимых для осуществления образовательного процесса, призванных управлять самостоятельной работой обучающихся в процессе изучения учебного курса» [1].

Согласно положению Министерства образования и науки РФ «об учебно-методическом комплексе дисциплины»: «учебно-методический комплекс дисциплины — это совокупность взаимосвязанных учебно-методических материалов, необходимых для организации и осуществления учебного процесса, на различных носителях информации по учебной дисциплине конкретного учебного плана специальности (направления)».

В структуре УМК выделяются три основных блока:

− программно-планирующий;

− учебно-методический;

− ресурсно-сопровождающий.

Программно-планирующий блок состоит из Федерального государственного образовательного стандарта учебной дисциплины, учебного плана по специальности, рабочей программы учебной дисциплины, профессионального модуля, рабочего учебного плана, графика учебного процесса.

Учебно-методический блок включает в себя методические рекомендации по изучению дисциплины, теоретическую часть содержания дисциплины (учебник, учебное пособие, курс лекций), практикум/лабораторный практикум, справочник (глоссарий), систему тренинга и контроля.

Ресурсно-сопровождающий блок — широкий спектр методических материалов и средств обучения, позволяющих оптимизировать процесс обучения. Может включать в себя: структурно-логические схемы; опорные плакаты, таблицы и пр.; раздаточный дидактический материал; фонды заданий, включая тестовые; модели педагогических технологий: деловых ситуаций («кейсы»), фокус-группы, мастер- классы и др. электронные аналоги элементов учебно-методического блока; демонстрационные материалы; презентации, слайды; аудио/видео материалы; законодательные и нормативные акты; образовательные интернет-ресурсы и др.

Основываясь на структуре и основных компонентах УМК, создаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые в процессе применении их в обучении, предоставляют новые возможности для организации образовательного процесса и самостоятельной работы обучающихся, а также для реализации дистанционного обучения.

Таким образом, ЭУМК представляет собой совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной обучающей среды, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для овладения обучающимися профессиональными компетенциями.

Анализ этапов разработки электронного учебно-методического комплекса выделенных разными авторами позволил выявить следующие этапы: создание концепции, структуры и содержания ЭУМК; подготовка программного обеспечения ЭУМК и размещение его в обучающей системе; экспертиза и оценка качества.

Так же при разработке ЭУМК необходимо учитывать такие дидактические принципы как: принцип целостности, научности, связи обучения с практикой, систематичности, доступности, наглядности, прочности усвоения знаний, сознательности обучения. Методические принципы модульности, вариативности, паритетности, стереоскопичности и открытости.

На основе выделенных этапов был разработан электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психологи и педагогика» и размещен в обучающую систему Moodle Санкт-Петербургского государственного университет промышленных технологий и дизайна. Данная дисциплина преподается для практически всех направлений подготовки, по которым обучаются студенты университета. Объем дисциплины составляет 72 часа, из них 34 часа аудиторной нагрузки и 36 часов самостоятельной работы студентов. Весь учебно-методический материал распределялся по неделям и по видам деятельности. Так теоретический материал представлялся в виде лекций и презентаций к ним, сопровождался видеоматериалами, посвященными различным феноменам психологии и педагогики. Практические задания к каждой изучаемой теме представлялись в форме рабочей тетради, а также, в конце каждого занятия предлагались контрольные практические задания и тест для проверки теоретических знаний. Самостоятельная работа студентов, разрабатывалась аналогичным образом, только по темам, которые выносились на самостоятельное изучение.

Экспертиза ЭУМК проходила на заседании учебно-методического совета кафедры педагогики и психологии профессионального образования. В качестве экспертов выступили доценты, кандидаты педагогических наук и профессора кафедры, они отметили своевременность и актуальность ЭУМК, так как данное средство обучения позволяет освоить дисциплину в любое удобное для обучающегося время и в любом месте, отмечена практическая направленность материалов, наличие обратной связи с обучающимися, индивидуальные комментарии к работам обучающихся и возможности проверки их самостоятельной работы.

По результатам проведенной работы были выделены следующие особенности разработки и применения ЭУМК как средства реализации дистанционного обучении.

− Разработка ЭУМК имеет поэтапный характер. А именно необходимо прохождение основных этапов: Подготовительного этапа — в котором создается теоретическая основа учебного комплекса, разрабатывается концепция, на основании которой формируется цель, ставятся задачи; определяется объем курса. Программного этапа — необходимого для выбора обучающей системы, её обоснования и размещение в ней ЭУМК. Заключительного этапа — апробации ЭУМК в процессе обучения.

− Содержание ЭУМК формируется на основе ряда принципов: от простого к сложному, наглядности, модульности, доступности.

− Для реализации ЭУМК необходим выбор обучающей платформы.

− Для оценки эффективности применения ЭУМК необходима разработка критериев и проведение апробации.

Литература:

  1. Токаревских Н. А. Учебно-методический комплекс: основные характеристики и возможная структура / Н. А. Токаревских / /Методическое обеспечение образовательного процесса как ведущая функция методиста дополнительного образования. — 2013.
  2. Шабанов, А. Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования. Проблемы и перспективы развития монография / А. Г. Шабанов — Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2009. — 284 c.
  3. Шалкина, Т. Н. Проектирование учебной деятельности студентов на основе электронных учебно-методических комплексов / Педагогическая информатика. — 2008. — № 1. — с. 27–33.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, электронный учебно-методический комплекс, образовательный процесс, учебный процесс, обучающая система, самостоятельная работа студентов, учебная дисциплина, дистанционная форма, обратная связь, учебно-методический блок.


Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Особенности дистанционного обучения

В работе рассматриваются переход и активное внедрение дистанционной технологии обучения как метод функционирования образовательных организации.

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Применение электронных учебных курсов в обучении

В данной статье рассматривается актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Похожие статьи

Электронный учебно-методический комплекс как технология сопровождения процесса формирования профессиональных компетенций бакалавров

В статье рассматриваются вопросы разработки и применения электронных учебно-методических комплексов дисциплин в процессе подготовки бакалавров.

Особенности дистанционного обучения

В работе рассматриваются переход и активное внедрение дистанционной технологии обучения как метод функционирования образовательных организации.

Преимущества и возможности режима дистанционного обучения автоматизированной обучающей системы

Статья посвящена режиму удаленного доступа автоматизированной обучающей системы на основе лабораторных стендов. Описаны средства и подходы, примененные в данном вопросе, приведены преимущества использования удаленного доступа.

Реализация уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе

Статья посвящена применению уровневого подхода в автоматизированной обучающей системе на основе лабораторных стендов.

Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров

В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Применение электронных учебных курсов в обучении

В данной статье рассматривается актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования

В данной статье автором рассматриваются различные подходы к определению понятия «электронный курс». Определяется структура электронного курса, состоящая из трех функциональных блоков: информационно-содержательного, контрольно-коммуникативного и корре...

Задать вопрос