Библиографическое описание:

Гройлов А. С., Аверина Е. М., Бугаенко А. С., Винокурова И. А. Информационные технологии в сфере общественного питания // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 100-102.

Информационные технологии плотно проникают в нашу жизнь. Уже сложно найти сферу человеческой деятельности, в которой не задействованы вычислительные системы. Когда мы приходим в ресторан или в дорогое кафе, мы видим, что возле барной стойки стоит компьютер, на котором официанты вводят заказ, который впоследствии передается поварам. Такая система очень удобна и позволяет экономить рабочее время официантов и сократить простои поваров. Возникает резонный вопрос – почему данная система не применяется в других заведениях общественного питания, ведь приходя в обычную столовую, из всей электроники мы видим только кассовый аппарат, а заказы передаются записанными на листочках? На этот вопрос есть очевидный ответ – внедрение такой системы требует значительных финансовых затрат. Цена на известные решения начинается от 25 тысяч рублей за одно рабочее место и это без учета последующего обслуживания. Однако, если изучить уже существующие системы, то можно заметить, что они довольно сложны и громоздки для небольших столовых. Эти системы включают множество компонентов, которые никогда не будут использоваться в небольших заведениях.

Поэтому авторами статьи была поставлена цель: разработать такую информационную систему, которая бы имела различные виды комплектации и могла бы использоваться в предприятиях общественного питания различных типов.

Программа имеет 3 вида комплекта поставки:

  1. Базовый – предназначен для использования в столовых и других небольших заведениях, в которых обслуживание ведется без официантов, позволяет принимать заказ и оперативно передавать его на исполнение.

  2. Стандартный – комплект поставка, подходящий большинству кафе. Здесь есть компоненты для работы официантов, барменов. Позволяет оперативно принимать заказ от клиента, разделять в зависимости от места приготовления и так же оперативно доставлять заказ клиенту.

  3. Расширенный – комплект, предназначен для заведений, в которых планируется возможность самостоятельного формирования заказа клиентом посредством клиентского интерфейса.

Полный перечень компонентов, включаемый в различные типы поставки, указан в таблице 1.

Таблица 1

Компонент

Комплект поставки

Базовый

Стандартный

Расширенный

Ввод начальных данных

Контроль над работой ресторана в режиме «Онлайн»

Контроль над работой ресторана в режиме «Офлайн»

Планирование деятельности

Система принятия заказа

Система хостесс

Система официанта


Система бармена/повара


Система клиента



Система «Карманный компьютер официанта»




Для определения всех необходимых компонентов и их дифференциации на различные комплекты поставки было проведено исследование бизнес-процессов типичных организаций различных уровней, и построена схема работ в нотации IDEF3. На рисунке 1 представлена схема работ по принятию заказа у клиента.


Рисунок 1

Во время составления технического задания встал вопрос о платформе реализации данной информационной системы. После рассмотрения различных вариантов был выбран самый оптимальный – технологическая платформа «1С:Предприятие» версии 8.2. Выбор данной платформы был обусловлен тем, что программный продукт «1С:Предприятие» является очень популярным и применяется на множестве предприятий для расчета заработной платы и ведения бухгалтерии. Учитывая данное обстоятельство, было принято решение о добавлении в нашу информационную систему возможности синхронизации с другими популярными системами учета на базе «1С:Предприятие», что помогло бы администратору кафе в расчетах заработной платы, калькуляции и составлении отчетов.

Исходя из особенностей выбранной платформы реализации, была составлена реляционная модель данных, удовлетворяющая всем функциональным требованиям информационной системы, а также правилам разработки прикладных решений на базе технологической платформы «1С:Предприятие».

Интерфейс информационной системы предполагает использование на станциях ввода типа TouchScreen, также существует возможность использования станций клавиатурного ввода с использованием как стандартных компьютерных клавиатур, так и специальных программируемых. На рисунке 2, изображен пример интерфейса программы – рабочий стол официанта.

Рисунок 2

Данный проект предлагается как готовое коробочное решение, адаптированное к дистрибуции и внедрению в предприятиях общественного питания. На его разработку подписан коммерческий договор с компанией «Бухучет и управление».

Основные термины (генерируются автоматически): общественного питания, Информационные технологии, технологии общественного питания, предприятиях общественного питания, формирования потоков клиентов, информационной системы, Особенности формирования потоков, небольших заведениях, заведениях общественного питания, сфере общественного питания, информационную систему, общественного питания различных, системных связей, заработной платы, схема работ, Интерфейс информационной системы, Современные информационные технологии, требованиям информационной системы, базе технологической платформы, формирования заказа клиентом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос