В условиях модернизации национальной экономики производство плодоовощной продукции является одним из основных направлений сельского хозяйства. Развитие плодоовощной промышленности оказывает прямое влияние на уровень обеспеченности продовольствием населения, увеличение дохода сельских семей, повышение занятости на селе, развитию перерабатывающей промышленности и повышению экспортного потенциала.
В годы независимости, особенно после 2000 г., в Узбекистане принят ряд кардинальных мер, направленных на самообеспечение населения плодоовощной продукцией. Между тем Узбекистан имеет огромный потенциал увеличения производства плодоовощной продукции как для обеспечения внутреннего рынка, так увеличения экспорта. Валютные поступления от экспорта плодоовощной продукции могут в несколько раз превысить валютные поступления от реализации хлопковолокна (источник результаты исследований УзНИИРР в АПК), снижая тем самым зависимость экономики аграрного сектора республики в валютном поступлении от колебаний цен на мировом рынке хлопка.
Основным рынком для плодоовощной продукции Узбекистана является Российская Федерация. В настоящее время доля Узбекистана на Российском рынке составляет более 11%. В будущем потребность на узбекские овощи и фрукты будет только расти. Если темпы экономического роста в ближайшие несколько лет будут продолжать расти, это увеличит уровни доходов населения, а впоследствии увеличит потребительский спрос на плодоовощную продукцию. Таким образом, потребность плодоовощной продукции в РФ в течение нескольких лет может увеличиться в среднем до 15 млрд. долл. США. Следовательно, Узбекистану необходимо предпринять все необходимые меры по увеличению объема производства качественной продукции, стандартизации и сертификации, упаковки и транспортировке, т.е. подготовить всю логистическую линию, чтобы заполнить Российской рынок плодоовощными продуктами.
В период за 2000-2006 гг. экономика страны росла быстрыми темпами и в этот период номинальная стоимость ВВП возросла в 3,6 раз, а его реальная цена – в 1,4 раза. В свою очередь выросли и уровни доходов населения, что впоследствии привело к стабильному росту общего потребления сектора домашних хозяйств. Если в 2000 г. фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств составило $135,4 млрд. долларов США, то в 2005 гг. данный показатель был равен $417,3 млрд. США, т.е. номинальная стоимость потребления сектора домашних хозяйств возросла в 2 раза (таблица 1).
Таблица 1
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения в РФ
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. |
3,813 |
5,014 |
6,390 |
7,710 |
9,573 |
11,976 |
В долларах США ($ млрд.) |
$135,4 |
$171,8 |
$203,8 |
$251,3 |
$332,3 |
$417,3 |
На душу населения, руб. |
26,014 |
34,347 |
43,976 |
53,330 |
66,563 |
83,680 |
В долларах США |
$923,5 |
$1,176.7 |
$1,402.7 |
$1,738.3 |
$2,310.4 |
$2,915.7 |
Средний номинальный курс доллара США к рублю за период1 |
28,17 |
29,19 |
31,55 |
30,68 |
28,81 |
28,7 |
1Источник: Центральный Банк Российской Федерации (из архива база данных)
Источник: Федеральная служба Государственной Статистики Российской Федерации (из сборников 2006 года)
Необходимо отметить, что за период 2000-2005 гг. фактическое конечное потребление сектора домашних относительно к ВВП возросло. В то же время доля затрат на продукты питания уменьшилась (таблица 2). Например, если в 2000 г. фактическое конечное потребление сектора домашних к ВВП составило 52,2%, а доля затрат на продукты питания к общим расходам 47,6%, то в 2005 г. данные показатели составили 55,4% и 33,2% соответственно.
Таблица 2
Структура потребительских расходов домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; % итогу)
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Фактическое конечное потребление сектора домашних хозяйств (в процентах к ВВП) |
52,2% |
56,1% |
59,1% |
58,2% |
56,2% |
55,4% |
Расходы на плодово-овощную продукцию ($ млрд. США) |
$6,63 |
$8,07 |
$9,58 |
$11,31 |
$14,29 |
$16,69 |
Расходы на плодово-овощную продукцию (в процентах к ВВП) |
2,6% |
2,6% |
2,8% |
2,6% |
2,4% |
2,2% |
Расходы на покупку продуктов для домашнего питания |
47,6% |
45,9% |
41,7% |
37,7% |
36,0% |
33,2% |
Из них на покупку: |
|
|
|
|
|
|
Овощей и бахчевых |
2,5% |
2,4% |
2,4% |
2,3% |
2,1% |
2,0% |
Фруктов и ягод |
2,4% |
2,3% |
2,3% |
2,2% |
2,2% |
2,0% |
Источник: Федеральная служба Государственной Статистики РФ (из сборников 2006 года)
Если потребительские затраты на овощи и фрукты в 2005 г. по сравнению с 2000 г. уменьшились, то их абсолютная стоимость увеличилась в 2,5 раза (таблица 2). То есть, если в 2000 г. плодов и овощей было потреблено на 6,63 млрд. долл. США, то к 2005 г. показатель потребления плодов и овощей вырос на 16,7 млрд. долл. США. За пять лет рынок потребления плодов и овощей возрос на 10 млрд. долл. США, что привело к росту импорта данного продукта больше, чем 2 млрд. долл. США
Из вышеуказанных источников видно, что вместе с прибылью населения одновременно растут и спрос потребителей на продукты питания, в том числе и на плодоовощные продукты. По причине климатических условий России, производство многих видов плодов и овощей ограничено и в процессе удовлетворения спроса потребителей резко увеличился объем импортированных плодоовощных продуктов (таблица 3).
В 2002-2005 гг. объем импортированных плодово-овощных продуктов в Россию увеличился почти 3 раза, т.е. с 1 $ млрд. долларов США на $2,8 млрд. долл. Спрос на плодоовощные продукты на российском рынке создал еще больше условий для узбекских партнеров по экспорту плодов и овощей. Если в 2002 г. в Узбекистане стоимость экспорта плодоовощных продуктов составила $66,8 млн. долларов США, то в 2005 г. стоимость экспорта составила $316,7 млн. долларов США. Доля Узбекистана по импорту плодоовощных продуктов также увечилась от 6,3 %до 11,1 % (таблица 3).
В структуре импорта продукции также произошли изменения. Например, импорт помидоров и винограда увеличился в 2 раза, абрикос, вишня, персик, слива и др. ягоды – 2,3 раза, бахчевые в 3 раза (таблица 4).
Согласно медицинской норме в Российской Федерации потребление винограда на душу населения составляет 15,2 кг, а бахчевые 21,4 кг. Но в 2005 г. в России фактическое потребление винограда составило 2,5 кг, а бахчевых – 1,2 кг.
Таблица 3
Динамика объёма импортированных плодоовощных продуктов в РФ
|
|
Итого съедобные овощи |
Итого съедобные фрукты и бахчевые |
Итого фрукты и овощи |
Доля Узбекистана к общему объема импорта |
Объем импорта в 2002 году |
Узбекистан |
$29.113,186 |
$37.705,475 |
$66.918,661 |
6.3% |
Весь мир |
$254.337,966 |
$812.794,122 |
$1.067.132,088 |
||
Объем импорта в 2003 году |
Узбекистан |
$50.538,134 |
$59.788,189 |
$110.326,323 |
7.1% |
Весь мир |
$421.827,471 |
$1.133.692,933 |
$1.555.520,404 |
||
Объем импорта в 2004 году |
Узбекистан |
$72.533,740 |
$143.317,964 |
$215.851,704 |
10.6% |
Весь мир |
$465.588,675 |
$1.564.560,789 |
$2.030.149,464 |
||
Объем импорта в 2005 году |
Узбекистан |
$110.835,902 |
$205.875,566 |
$316.711,468 |
11.1% |
Весь мир |
$722.898,035 |
$2.132.436,291 |
$2.855.334,326 |
Источник: UN comtrade database 2006 y.
Исходя из вышеуказанных показателей, мы можем сделать вывод, что в России потенциальный спрос еще далеко не удовлетворен. И если доход на душу населения будет расти, то плодоовощной рынок России также будет увеличиваться.
Таблица 4
Динамика потребление плодоовощной продукции на душу населения за 2001-2005 гг.
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005
|
Виноград – Россия |
- |
1,0 |
1,5 |
2,2 |
2,5 |
Виноград – США |
3,1 |
3,5 |
3,2 |
3,2 |
- |
Абрикос, вишня, персик, слива - Россия |
- |
0,6 |
0,8 |
1,3 |
1,4 |
Абрикос, вишня, персик, слива – США |
3,2 |
3,1 |
3,2 |
3,2 |
- |
Бахчевые (арбузы и дыни) – Россия |
- |
0,3 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
Бахчевые (арбузы и дыни) – США |
11,6 |
11,2 |
11,0 |
10,2 |
- |
Источник: USDA/Economic Research service 2006 y.
Рост дохода среднестатистического потребителя вкупе с растущей долей городского населения являются располагающими факторами для расширения сетей супермаркетов. Существует ряд исследований, подтверждающих тенденцию расширения сетей супермаркетов в России, Украине и странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Расширение сетей супермаркетов в странах ЦВЕ проходило через две стадии. Первая стадия – открытие супермаркетов только в больших городах с обеспечением поставок продовольственной продукции, в том числе фруктов и овощей из-за рубежа. Вторая стадия – открытие супермаркетов в городах с меньшей численностью населения, и образование вертикальной интегрированной сети поставок продовольственной продукции с местными производителями. Хотя Россия в этих многочисленных исследованиях признана страной, где расширение супермаркетов в настоящее время находится в первой стадии, историю развития сетей супермаркетов в странах ЦВЕ стоит помнить.
Таким образом, если экспортеры плодоовощной продукции Узбекистана вовремя не оценят такое возможное развитие ситуации на рынках России, то в будущем они могут потерять уже установленные рынки сбыта.
Темпы экономического роста России остаются высокими. По прогнозам Министерства экономического развития и торговли России, одна из основных задач правительства в ближайший год – поддерживать темпы экономического роста на уровне более 6,5%. Хотя по его собственным прогнозам, в следующие несколько лет рост экономики все же замедлится до 5,9%.
Если экономика России будет расти, как прогнозирует Министерство экономического развития и торговли России, то также ожидается рост потребительского спроса на плодоовощные продукты. Основываясь на вышеизложенном, мы можем прогнозировать, что ВВП России до 2012 г., а также потребительский спрос на плодоовощные продукты будут расти.
Прогнозируя показатели, приведенные в таблице 5, мы основывались на нижеследующих предположениях: к 20012 г. рост ВВП снизится с 6,5% до 5,9%; реальный объем ВВП подсчитан по ценам 2006 г. В 1-ом сценарии при подсчете доли ВВП от общих затрат на плодоовощные продукты мы использовали способ линейной регрессии, а во 2-ом сценарии мы предположили, что доля ВВП от общих затрат на плодоовощные продукты остается неизменной и равна 2.2%.
Таблица 5
Ожидаемые основные макроэкономические показатели и потребительские расходы домашних хозяйств в РФ
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012
|
Рост ВВП % |
6.0 |
6.0 |
6.0 |
5.9 |
5.9 |
Реальный объем ВВП (в ценах 2006 года, млрд. руб.) |
30.052,79 |
31.855,95 |
33.767,31 |
35.759,58 |
37.869,40 |
Реальный объем ВВП (по средне номинальному курсу доллара США в 2006 года, млрд. $) |
$1.1105,29 |
1.171,61 |
1.241,90 |
1.315,17 |
1.392,77 |
Сценарий 1: расходы на плодоовощной продукции (в процентах к ВВП) |
2.1% |
2.1% |
2.0% |
1.9% |
1.9% |
Расходы на плодоовощной продукции (млрд. $) |
$23.65 |
$24.23 |
$24.79 |
$25.30 |
$25.79 |
Сценарий 2: расходы на плодоовощной продукции (при неизменном соотношении в процентах к ВВП) |
2.2% |
2.2% |
2.2% |
2.2% |
2.2% |
Расходы на плодоовощной продукции (млрд. $) |
$24.45 |
$25.92 |
$27.47 |
$29.09 |
$30.81 |
Источник: Составлен на основе вышеуказанных таблиц.
Согласно прогнозам, мы можем сделать вывод, что объем российского плодоовощного рынка в течение 5-6 лет увеличится на $9-$14 млрд. долларов США (рассчитано на основании данных, приведенных Министерством Экономического развития и торговли России).
Если Узбекистан сохранит свою долю на российском рынке (11%), то в ближайшем будущем узбекские партнеры по экспорту на российском рынке могут иметь дополнительный спрос на плодоовощные продукты на сумму $1 – $1,5 млрд. долларов США.
Вместе с тем, возможное вступление России в ВТО может стать критическим событием для экспортеров плодоовощной продукции Узбекистана. Вступление России в ВТО реально, и может состояться в ближайшем будущем. Таким образом, Россия как член ВТО будет применять международно-признанные стандарты качества, в том числе и на ввозимую продукцию сельского хозяйства. Остается неясным, насколько вступление России в ВТО может повлиять на уровень экспорта плодоовощной продукции Узбекистана на макро и микро уровнях соответственно.