Возможности повышения экспортной направленности садоводства и виноградарства в Наманганской области Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.04.2018

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Сирожиддинов, К. И. Возможности повышения экспортной направленности садоводства и виноградарства в Наманганской области Узбекистана / К. И. Сирожиддинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49563/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализированы факторы развития и повышения экспортного потенциала садоводства и виноградарства в Наманганской области Узбекистана.

The article analyzes factors of development and increase of export potential of horticulture and viticulture in Namangan province of Uzbekistan.

В обеспечении благосостояния населения и продовольственной безопасности страны особое место занимает садоводство, виноградарство и овощеводство. В 2017 году в Узбекистане было произведено 23 млн. тонн плодоовощной продукции, в том числе 2,1 млн. тонн бахчевых, 3 млн. тонн картофеля, 3,1 млн. тонн фруктов и ягод, 1,8 млн. тонн винограда. По данным Госкомстата в расчете на душу населения потребление овощей в год превышает 270 килограммов, фруктов — 140, картофеля — 55, мяса и мясопродуктов — 40, сахара — 30, яиц — 210 штук, молока и молочных продуктов — 270 литров, растительного масла — 25. Рекомендуемая Всемирной организацией здравоохранения нормы потребления фруктов и овощей для взрослого человека составляют 400 граммов в сутки. Если исходить из этого, в Узбекистане жителям обеспечивается рацион в пять раз превышающую эту норму. Вместе с тем экспортные возможности отрасли пока задействованы не в полной мере. В 2017 году экспортировано всего 860 тыс. тонн продукции на 620 млн. долларов, т. е. менее 4 процентов от общего объема производства.

В Узбекистане в 2017 году в рамках реализации мер Стратегии развития Республики Узбекистан было создано 13 тыс. га интенсивных садов и 7,3 га виноградников, осуществлена реконструкция 15,4 тыс. га садов и 9 тыс. га виноградников, выполнены 147 проектов в области переработки фруктов, овощей и мяса на сумму общей стоимостью 147 млн. долларов. В 2017 году площади под хлопчатником были сокращены на 49 тыс. га и под пшеницей — на 10 тыс. га. За счет этого площади картофеля увеличились на 8,1 тыс. га, овощей — на 27,2 тыс. га, интенсивных садов — на 5,9 тыс. га, виноградников — на 2,9 тыс. га, масличных культур — на 4 тыс. га.

В Узбекистане, особенно в Ферганской долине имеющиеся возможности позволяют произвести продукцию садоводства и виноградарства в объемах, достаточных для покрытия внутренних потребностей, а также для экспорта. Кроме того, экспортируемая продукция может иметь достаточно высокую конкурентоспособность. Природно-климатические условия региона благоприятны для обеспечения высокой питательной ценности производимых продуктов: а) сравнительно длительный вегетационный период (накопление в продукте полезных элементов происходит длительное время); б) сумма эффективных температур (количество дней с температурой почвы выше 10 градусов) достаточно большая (это важно для высокой концентрации ценных элементов в продукте); в) наличие земельно-водных ресурсов и естественное плодородие почвы; г) фон естественной солнечной радиации; д) уровень естественных осадков; е) средняя дата наступления зимних заморозков. Трудовой потенциал отрасли характеризуется наличием большого количества трудоспособного населения, необходимым уровнем общего образовательного уровня и квалификацией рабочей силы, наличием системы подготовки кадров (профессионально-техническое образование) и, это тоже важно, тем, что труд в садоводстве традиционно пользуется высоким уважением и считается престижным занятием.

Для садоводства в Наманганской области имеются благоприятные экономические и организационные условия: а) в домашних хозяйствах сохранены и продолжаются исторические традиции, агротехническая культура и навыки выращивания плодоовощных культур и винограда; б) организуются специализированные фермерские и дехканские хозяйства данного направления; в) происходит постепенная переориентация многих других фермерских хозяйств в таком направлении; наблюдается ускорение агропромышленной интеграции в производстве овощей, фруктов и винограда (фермеры стремятся переработать продукцию в собственном хозяйстве, получают распространение мини технологии); г) во все большей степени проявляют себя положительные тенденции в агротехническом и технологическом обновлении отрасли; д) значительно расширяются объемы кредитования фермерских и дехканских хозяйств, сельского семейного предпринимательства; е) постепенно вводится щадящий режим налогообложения; ж) производственная инфраструктура сельского хозяйства в основном финансируется государством; з) наличие рыночной инфраструктуры для реализации продукции отрасли; и) наличие спроса на продукцию во внутреннем и внешнем рынках; к) продукция отрасли по себестоимости и потребительским качествам является конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках.

В Наманганской области только в 2016 году было произведено 247,2 тыс. тонн фруктов (на 10,3 % больше, чем в 2015 году) 126,9 тыс. тонн винограда (на 10,2 % больше). В том же году 78 фермерских хозяйств создали 733 гектара интенсивных садов, 46 фермерских хозяйств создали новые виноградники на 204 гектарах. Было построено 8 холодильников с объемом 2500 тонн.

В 2018 году в Наманганской области намечено реализовать 360 проектов, прямо или косвенно связанных с расширением экспортного потенциала продовольственного комплекса региона. Например, в Туракурганском районе предстоит освоить 1250 млрд. сумов инвестиций. Основная часть которых приходится на крупное садоводческое хозяйство — ООО “Gold Fresh Fruits”, которое почти полностью экспортирует свою продукцию.

В развитии отрасли имеются и определенные проблемы. Прежде всего материально-техническая оснащенность отрасли сильно отстает от современных требований, не хватает специализированной техники, ее цены недосягаемы для основной части производителей сельхоз продукции, не удовлетворяются потребности в минеральных удобрениях и средствах биологической и химической защиты, на них установлены монопольно высокие цены, современная агротехника уже существует, но тиражируется медленно, ощущается нехватка мощностей по сортировке и хранению продукции.

Финансовые условия функционирования отрасли существенно отстает от требований современных рыночных отношений. Основная часть хозяйств, производящих садоводческую продукцию, не имеют уставного капитала. Это означает, финансовое обеспечение их деятельности на деле не гарантировано владельцами, что подрывает доверие к ним со стороны рыночных финансовых институтов. Денежная выручка от продажи продукции часто минует банковскую систему, что негативно влияет на их взаимоотношения с банками, они становятся для банков менее интересными клиентами. Соответственно, для них банковское кредитование менее доступно. В фермерских хозяйствах практически отсутствует финансовое планирование, их руководители не обладают достаточными финансовыми знаниями, реальное отсутствие бухгалтерского учета значительно ослабляет внутренний финансовый контроль, что не может не отразиться в результатах хозяйственной деятельности.

Следует отметить также сложности в сфере реализации продукции. Оптовые покупатели внутреннего рынка и крупные переработчики закупают продукцию по неоправданно заниженным ценам, что обусловлено их монопольным положением и недостаточным развитием каналов оптовой торговли. Необходимо отказаться от добровольно-принудительного закрепления производителей к крупным закупщикам их продукции и обязательности предварительного заключения договоров на поставку. Инфраструктура по реализации плодоовощной продукции, фруктов и винограда пока развита весьма слабо, низок удельный вес заготовительно-закупочной системы в оптовой торговле, предлагаемые цены не стимулируют производителей. Сохраняются трудности в доставке продукции дальним потребителям. Мощности по хранению, несмотря на их ускоренное расширение пока недостаточны для длительного хранения продукции в больших объемах, что вынуждает производителя реализовать свою продукцию и при низких ценах и усиливает сезонный характер производства и диспропорции между спросом и предложением на рынке. Действующий порядок экспорта плодов, овощей, фруктов и винограда пока остается весьма сложным, предусматривает экономически неоправданные и затрудняющие сбытовую деятельность экспортера процедуры, что способствует сохранению коррупционных стремлений. Сектор экспорта садоводческой продукции остается монополизированной, а это совершенно невыгодно для производителя, ибо его продукцию будут закупать по заниженным ценам.

Вышеперечисленные обстоятельства значительно затрудняют более полную реализацию экспортных возможностей и потенциала региона по производству продукции садоводства и виноградарства.

Для ускорения развития отрасли и повышения ее экспортного потенциала, на наш взгляд, необходимо добиваться создания крупных хозяйствующих субъектов путем стимулирования добровольного объединения фермерских и дехканских хозяйств в современные аграрно-промышленные корпорации или крупные кооперативы, установить обязательные минимальные размеры уставного капитала, организовать специализированные банки для обслуживания и кредитования сельскохозяйственных производителей, обеспечить полную прозрачность финансовых отношений внутри отрасли, максимально либерализовать и упростить процедуры экспорта продукции отрасли.

Литература:

  1. “О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан”. Указ Президента Республики Узбекистан, 7 февраля 2017 года. — Народное слово, 8 февраля 2017 года.
  2. Ботирова Р., Сирожиддинов И. Инновационные факторы экономического развития и их особенности в регионе. — Молодой ученый, № 11, 2016. С. 1063–1065.
  3. Сирожиддинов К. И., Зайлиев А. А. Усиление роли инновационных факторов в экономическом развитии // Молодой ученый. — 2018. — № 9. — С. 96–99. — URL https://moluch.ru/archive/195/48628/ (дата обращения: 16.04.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, га виноградников, Наманганская область, оптовая торговля, плодоовощная продукция, садоводческая продукция, тонна винограда, тонна фруктов, уставной капитал, экспортный потенциал.


Похожие статьи

Возможности развития экспорта фруктов и овощей в Наманганской области Узбекистана

В статье исследованы возможности развития производства и повышения экспортного потенциала садоводства, виноградарства и овощеводства в Наманганской области Узбекистана.

Возможности развития и повышения эффективности производства плодоовощной продукции и виноградарства в Ферганской долине

В статье исследованы условия и важные факторы развития и плодо-овощеводства и виноградарства в регионе, повышения экспортного потенциала отрасли.

Стимулирование и поддержка инновационного развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье исследованы основные факторы ускорения развития и поддержки инновационного развития малого бизнеса в современных условиях.

Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане

В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.

Развитие и размещение туризма в Кыргызстане: эколого-экономическое обоснование

Рассматриваются вопросы эколого-экономического обоснования развития и размещения туризма в Кыргызстане, состояние и проблемы освоения туристских ресурсов и предложены пути эффективного развития отрасли в стране.

Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане

В данной статье рассматриваются вопросы прогнозирования развития инфраструктуры туризма в Узбекистане, разработка туристской модели включающую узбекское гостеприимство и международные стандарты сервиса, а также организация туристских потоков в турист...

Научно-техническое развитие производства — один из главных факторов экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности

Проанализировано влияние научно-технического развития производства для повышения экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности. Определены направления научно-технического и инновационного развития, способствующие росту объемов п...

Инновационная деятельность предприятий нефтедобывающей отрасли Казахстана

В данной статье рассматривается инновационная активность предприятий нефтедобывающей отрасли Казахстана и её динамика. Дается краткая характеристика современного состояния конкурентоспособности являющегося основным показателем внедрения и использован...

Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны

В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Проводится детальный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры в стране. Выявляются возможности улучшения и...

Сегментарный анализ рыночного потенциала текстильной промышленности Узбекистана

В данной статье на основе проведенного маркетингового исследования изучена возможность увеличения экспортного потенциала продукции текстильной промышленности Узбекистана.

Похожие статьи

Возможности развития экспорта фруктов и овощей в Наманганской области Узбекистана

В статье исследованы возможности развития производства и повышения экспортного потенциала садоводства, виноградарства и овощеводства в Наманганской области Узбекистана.

Возможности развития и повышения эффективности производства плодоовощной продукции и виноградарства в Ферганской долине

В статье исследованы условия и важные факторы развития и плодо-овощеводства и виноградарства в регионе, повышения экспортного потенциала отрасли.

Стимулирование и поддержка инновационного развития малого бизнеса в Узбекистане

В статье исследованы основные факторы ускорения развития и поддержки инновационного развития малого бизнеса в современных условиях.

Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане

В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.

Развитие и размещение туризма в Кыргызстане: эколого-экономическое обоснование

Рассматриваются вопросы эколого-экономического обоснования развития и размещения туризма в Кыргызстане, состояние и проблемы освоения туристских ресурсов и предложены пути эффективного развития отрасли в стране.

Перспективы развития инфраструктуры туризма в Узбекистане

В данной статье рассматриваются вопросы прогнозирования развития инфраструктуры туризма в Узбекистане, разработка туристской модели включающую узбекское гостеприимство и международные стандарты сервиса, а также организация туристских потоков в турист...

Научно-техническое развитие производства — один из главных факторов экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности

Проанализировано влияние научно-технического развития производства для повышения экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности. Определены направления научно-технического и инновационного развития, способствующие росту объемов п...

Инновационная деятельность предприятий нефтедобывающей отрасли Казахстана

В данной статье рассматривается инновационная активность предприятий нефтедобывающей отрасли Казахстана и её динамика. Дается краткая характеристика современного состояния конкурентоспособности являющегося основным показателем внедрения и использован...

Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны

В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Проводится детальный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры в стране. Выявляются возможности улучшения и...

Сегментарный анализ рыночного потенциала текстильной промышленности Узбекистана

В данной статье на основе проведенного маркетингового исследования изучена возможность увеличения экспортного потенциала продукции текстильной промышленности Узбекистана.

Задать вопрос