Человечество вступило в конфликт с Природой, в конфликт с окружающей нас средой, в конфликт с естественными законами развития живой и неживой природы, включая законы нормального развития цивилизации на Земле, поэтому многие ученые сейчас правомерно ставят вопрос об угрозе существования цивилизации на нашей планете [2, с.3].
В настоящее время, четко прослеживается тенденция к увеличению количества техногенных катастроф и существенному росту негативного влияния их последствий на окружающую среду, как в нашей стране, так и во всем мире.
Начав эксплуатацию месторождений нефти и газа, человек не задумывался о последствиях интенсивной добычи этих природных ресурсов. Большую опасность таит в себе использование нефти и газа в качестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосфере выделяются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д. [1, с.1].
Кроме отрицательного влияния на атмосферу, представляется необходимым сказать, о других важных экологических факторах, подверженных этому воздействию, в частности это:
Водные ресурсы;
Почвы;
Биосфера.
Системное решение проблемы защиты экологии на предприятиях нефтегазовой отрасли невозможно без рассмотрения основных производственных процессов и, соответственно, определения основных факторов, оказывающих влияние на окружающую среду.
В общем виде отраслевая цепочка формирования добавленной стоимости включает в себя следующие основные процессы, схематически представлена ниже.
Итак, на каких этапах своего жизненного цикла углеводородное сырье оказывает самое большое негативное влияние на экологию?
Сложно переоценить отрицательное воздействие на климат нашей планеты выбросов углерода в атмосферу, о чем говорят данные отчетов Межправительственной группы экспертов по изменению климата.
Признание климатических изменений и потребности в снижении выбросов углерода стало новой модой, охватившей почти весь мир [3, с. 4].
Таким образом, на мировом уровне уже признано, что последний этап жизненного цикла углеводородного сырья наносит наиболее сильный вред окружающей среде. На государственном и межгосударственном уровнях осуществляется разработка и принятие соответствующих нормативных актов, направленных на улучшение ситуации в данном вопросе.
Однако остальным основным процессам предприятий нефтегазовой отрасли уделяется, на наш взгляд, пока недостаточное внимание.
В частности, в последние десятилетия произошло несколько крупных техногенных аварий на предприятиях нефтяной отрасли, выделим некоторые из них:
Пожар на нефтяной платформе «Пайпер Альфа» (июль 1988 г.) – ущерб составил 3,4 млрд. долларов США;
В результате аварии на линейной части магистрального нефтепровода Красноярск—Иркутск (март 1993 г.) разлилось около 25 тыс. м3 нефти и были уничтожено десятки гектаров плодородной земли;
Крушение танкера «Престиж» (ноябрь 2002 г.) – устранение последствий по оценкам экспертов обошлось в 12 млрд. долларов США;
Падение бензовоза с моста в Германии (август 2004 г.) – ущерб составил 358 млн. долларов США;
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon, принадлежащей компании BP. По оценке американского инвестиционного банка Goldman Sachs, расходы, которые понесет BP на ликвидацию последствий утечки и выплату компенсаций, могут достигнуть $70 млрд. Однако, по мнению некоторых экспертов с учетом вреда нанесенного окружающей среде, объем ущерба можно оценивать в размере 1 трлн. долларов США.
Таким образом, наблюдается тенденция существенного увеличения ущерба наносимого окружающей среде на этапах добычи, переработки, транспортировки и хранения нефтепродуктов.
В сложившейся ситуации, как со стороны государственных органов власти РФ, так и со стороны международных организаций, необходим комплекс действенных мер по обеспечению экономической привлекательности программ по защите экологии на предприятиях нефтегазового комплекса.
Государство в рамках разработки и проведения данного комплекса мероприятий может использовать два основных вида воздействия:
Прямой;
Косвенный.
Прямой метод воздействия включает следующие инструменты:
Законодательство;
Административный.
Косвенные методы воздействия дополняют обозначенные выше финансово-экономическими и организационными инструментами.
Что же должно входить, на наш взгляд, в комплекс первоочередных мер по стимулированию экономической заинтересованности субъектов хозяйствования нефтегазовой отрасли в разработке и проведении соответствующих экологических программ?
Решение любой проблемы, в том числе и негативного влияния на окружающую среду возможно двумя путями:
Предотвращение самой возможности возникновения проблемы;
Минимизация экономических и экологических последствий, в случае ее возникновения.
В рамках первого подхода, наиболее перспективным направлением развития представляется использование методов и инструментов управления качеством процессов. В частности, уже достаточно давно все бизнес-сообщество пришло к выводу, что затраты на обеспечение качества самих процессов значительно более эффективное вложение средств, нежели устранение последствий отклонений готовой продукции от установленных критериев качества.
Разработка комплекса мер должна начинаться с определения стратегии государства и самих предприятий нефтегазовой промышленности в отношении экологии и снижению последствий человеческого воздействия на нее.
Вторым шагом должны стать разработка и/или усовершенствование законодательных актов, нормативных документов и внутренних регламентов работы компаний и их взаимодействия с контролирующими и регулирующими органами власти. Однако, на этом этапе, необходимо выстроить процессы так, чтобы избежать коррупции и снизить административные барьеры.
При этом важнейшим фактором должно стать международное сотрудничество, разработка и последующая ратификация соответствующих нормативных актов на мировом уровне. Правила работы и экологические требования в рамках добычи, транспортировки, переработки и хранения должны быть едины для всего мирового сообщества.
В частности, одним из основных условий осуществления деятельности по нефтедобыче должны стать требования наличия качественной и количественной оценки экологических рисков, мероприятий по управлению ими, а также программы устранения последствий их возможного наступления.
Следующим этапом должно стать формирование и/или адаптация существующих организационных структур, как на уровне государства, международного сообщества, так и на уровне самих компаний и внедрение соответствующих информационных систем, обеспечивающих всестороннюю и эффективную поддержку вышеуказанных процессов.
Таким образом, первоочередными шагами на государственном уровне должны стать, с одной стороны, ужесточение требований к предприятиям нефтегазовой отрасли по соблюдению экологических норм и обеспечению безопасности процессов добычи, транспортировки, переработки и хранения нефтепродуктов, а также стимулирование экономической заинтересованности нефтегазовых компаний в проведении экологических мероприятий посредством изменения и дифференциации налоговых платежей. Например, исключение из налогообложения средств, потраченных нефтяными компаниями на предупредительные экологические мероприятия и разработку таких программ.
Одним из инструментов государственного воздействия могут стать федеральные целевые программы, направленные на повышение экологической надежности и безопасности основных процессов предприятий нефтегазовой отрасли. Обеспечение качества среды обитания населения, на наш взгляд, самая важная социальная инициатива.
В рамках второго подхода к решению данного вопроса мероприятия по минимизации экономических и экологических последствий, в случае возникновения аварийных ситуаций, государство также использовать соответствующие законодательные и фискальные инструменты, способствующие развитию технологий и методов устранения последствий техногенных аварий. В данном случае также возможно использование инструментария целевых программ и проектов, направленных на разработку как инновационных подходов и методов, так и на развитие и усовершенствование уже существующих.
Литература:
Берчатова А.А., Петрова Е.Ю. Тюменский государственный нефтегазовый университет. Экологические проблемы нефтяной промышленности.
Герловин И.Л. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. – Л.: Энергоатомиздат, Ленингр. Отд-ние, 1990. – 432 с.
Джозеф А. Станислав. Климат меняет все: Рассвет «зеленой» экономики. Доклад компании Deloitte 2008 год.