За минувшие двадцать лет произошла трансформация системы власти в России от советского состояния «мыслить от имени народа и для народа» к состоянию «мыслить от себя и в пределах своей юрисдикции» [1: C 33]. Отсюда вытекает, что власть становится самостоятельным действующим субъектом, а народ реорганизуется в гражданское общество. Такая ситуация сложилась не сразу. Например, в 1990-х гг. у российского населения возрастало желание обрести свободу и значительно повысить свой уровень жизни, но на данный период власть сталкивается с проблемой легитимности, а точнее, с проблемой ее дефицита.
Важным фактором легитимности явилось признание «мировым сообществом», «цивилизованными странами» того порядка, который создавался в постсоветской России. Этот порядок отличался распространением либеральных ценностей, демократических институтов и рыночной экономики. Например, путь знаменитой «шоковой терапии», которую предложила власть, был воспринят большинством как сложный, но необходимый этап. Главная отличительная черта механизмов легитимации политической власти от технологий в том, что цель первых — это завоевание и удержание власти субъектами политики. Отечественные исследователи предлагают различные классификации механизмов. Например, А. В. Добронравов делит механизмы легитимации политической власти на формализованные (выборы, референдумы) и неформализованные (персональные, традиционные, клиентарные и др.), институциональные (нормы, процедуры) и неинституциональные (вера, харизма) [2].
Итак, действующий губернатор Алексей Гордеев возглавляет область с 2009 года. В регионе он — «варяг», однако, будучи фигурой федерального масштаба, пользуется известностью и растущим влиянием. Внимание обращало на себя министерское прошлое губернатора, который без малого десять лет кряду (1999–2009) являлся министром сельского хозяйства РФ.
В сентябре 2009 г. Гордеев «пообещал президенту РФ Дмитрию Медведеву вывести регион в 30-ку лучших в стране за 5 лет, а за 10 в 15 лучших». Задача непростая, однако, губернатор поэтапно выполняет поставленную цель:
- Состав Правительства, собранного А. В. Гордеевым, занял более доминирующие позиции в региональном политическом пространстве, нежели команда его предшественника
- Более активно стал использоваться административный ресурс
- Использование прежнего опыта для привлечения иностранного капитала и инвестиций в регион
- Налаживание деловых отношений с бизнес-структурами
- Достижения в экономическом секторе
На протяжении первого губернаторского срока рейтинг А. В. Гордеева только возрастал, что свидетельствует о выполняемости его обещаний и высокой эффективности политических преобразований. О доверии к губернатору в 2010г заговорили 72 %, в 2011г. — 67 %, а в 2012г. доверие снова поднялось до 72 %. [3]
А.Гордеева можно назвать достаточно популярным губернатором среди населения (создание собственного блога, посещение сельских районов, создание общественных приемных). По опросам института общественного мнения «Квалитас», в 2013 году А.Гордееву доверял 61 % жителей региона. Сопоставимых с ним фигур по уровню узнаваемости и популярности в регионе нет. Экспертами позитивно оценивается эффективность А.Гордеева как губернатора. По версии рейтинга эффективности губернаторов «Фонда развития гражданского общества» (выпуск № 4 за июль 2014 года) [6], А.Гордеев входит в десятку наиболее эффективных губернаторов, получив 92 балла из 100 возможных. По версии рейтинга эффективности управления в субъектах РФ в 2013 году, подготовленного «Агентством политических и экономических коммуникаций», А.Гордеев — на 12 месте [5].
Что касается второго срока А. В. Гордеева на посту губернатора, то тут также прослеживается положительная динамика. В данный период большую роль сыграл экономический фактор. Активно происходит улучшение социально-экономического развитие региона. Воронежская область сохраняет статус региона с умеренной долговой нагрузкой (Воронежская область на уровне, не превышающем 50 % собственных доходов бюджета. Отмечается, что на выборах в 2014 году Алексей Гордеев победил с результатом 88,8 % [4]. За него проголосовали почти миллион избирателей. При этом правозащитники, которые наблюдали за ходом выборов и избирательной кампании, назвали голосование «цивилизованным». В интервью Интернет-газете «Время Воронежа» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод рассказал, что связывает такую спокойную ситуацию с ростом политической культуры, а также с тем, что Алексей Гордеев, действительно, был сильным кандидатом.
Подводя итог, стоит отметить, что большую роль на уровень такой высокой поддержки Гордеева среди населения сыграл экономический фактор. Активно его используя, губернатору удалось вывести регион на совершенной иной, более высокий уровень по многим социально-экономическим показателям области: высокие показатели индекса промышленного производства, развитие сельского хозяйства, снижение уровня бедности и т. д. Стоит отметить, что биография и его прежний опыт работы на федеральном уровне сыграли определяющую роль в выстраивании благоприятной модели для эффективного развития региона, о чем свидетельствует его высокая поддержка населением, как в период выборов, так и по результатам ежегодных опросов. Немаловажную роль стоит отвести личностным качествам губернатора, его ответственный подход к выполнению обязательств, о чем свидетельствуют многочисленные рейтинги. Именно благодаря этим качествам он смог завоевать доверие в глазах граждан и укрепить свою легитимность.
Таким образом, уход Гордеева автоматически привел к снижению легитимности региональной власти, отказ от выборов мэра регионального центра, который связывают с поддержкой региональной властью данной процедуры, ещё на несколько пунктов снизил легитимность. Выборы президента никак не повлияли на уровень легитимности в регионе. Стоит отметить, что функциональность власти на региональном пространстве довольно велика, так как ведь именно от того, какие решения будут ее приняты, зависит, насколько благополучно сложится жизнь населения.
Литература:
- Дахин А. А. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. № 3. С.33–34.
- Добронравов А. В. Выборы как знаковый обряд, легитимирующий процесс власти / А. В. Добронравов // Коммуникология. — 2016. — Т.4. — № 5. — С.54–60.
- Институт общественного мнения «Квалитас»– URL: http://qualitas.ru/ru/publications/vopros.
- Интернет-газета «Время Воронежа» // URL: http://vrntimes.ru
- Информационный портал «Блокнот Воронеж». –URL: http://bloknot-voronezh.ru/news/v-voronezhskoy-oblasti-yavka-izbirateley-na-vybora
- Фонд Развития Гражданского Общества: рейтинг эффективности // URL: http://civilfund.ru/mat/72