Судебная экспертиза в рамках гражданского процесса назначается в случае, когда для разрешения вынесенных на заседании вопросов требуется применение специальных познаний. Судебный эксперт — это лицо, владеющее специальными знаниями и назначенное судом в установленном процессуальном порядке для дачи заключения и производства судебной экспертизы. В качестве эксперта можно привлекать любое лицо, владеющее знаниями необходимыми для дачи заключения. Экспертиза в гражданском процессе может быть назначена по ходатайству сторон и иных заинтересованных лиц, а также по инициативе суда для установления наличия или отсутствия обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Зачастую именно заключение эксперта по возникшим у суда и сторон спорным вопросам кладется в основу итогового решения по гражданскому делу. Именно поэтому так важно исследовать не только непосредственно статус эксперта в гражданском процессе, но и требования, предъявляемые российским законодательством к лицам, привлекаемым к участию в процессе. Отметим, что до настоящего времени в полной мере не исследованы вопросы, связанные с установлением обязательного лицензирования или сертификации судебной экспертной деятельности. Так, в ходе судебного заседания стороны устанавливают необходимость проведения экспертизы в определенной сфере, совместными усилиями выбирают эксперта (экспертное учреждение или организацию). На практике у сторон возникают обоснованные вопросы о наличии у кандидатов должной квалификации, познаний в конкретной области, документов об образовании, сертификатов и лицензий на выполнение экспертных работ. Каждая из сторон заинтересована в привлечении к участию в деле лиц, образование и возможность всестороннего исследования спорного предмета которых не будут подвергнуты сомнениям. Стоит отметить, что эксперты в рамках рассмотрения гражданского дела судом наделяются особыми правами и обязанностями, среди которых: возможность знакомиться с материалами дела, присутствовать при проведении судебного заседания и т. д. К обязанностям необходимо отнести обоснованный вывод как по заданным вопросам, так и сверх их рамок, если эксперт посчитает необходимым для правильного и полного рассмотрения дела разъяснить позицию более широко. Примечательно, что проведением экспертизы на сегодняшний день могут заниматься как представители судебно-экспертных учреждений государственного типа, так и эксперты, входящие в состав негосударственной экспертной организации.
На практике развеять сомнения в компетентности лица, предоставляющего экспертные услуги довольно непросто, ведь законодательством Российской Федерации в полной мере не урегулирован вопрос о выдаче специальных разрешений, лицензий, сертификатов экспертам и экспертным учреждениям. Лицензирование видов деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, установленном Федеральным Законом от 08.01.01 № 128 — ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Из перечня лицензируемых видов деятельности, установленного ст.17 Закона, можно сделать вывод, что экспертная деятельность не подлежит лицензированию на территории Российской Федерации. Исключение составляет деятельность по проведению специализированной экспертизы промышленной безопасности, выполняемых экспертами для учреждений военно-промышленного комплекса Российской Федерации.
Экспертная деятельность не только не подлежит лицензированию, но и не подлежит обязательной сертификации. Так, нормативно-правовыми актами Российской Федерации о сертификации работ и услуг, а именно, Законом РФ от 07.02.92 № 2300–1 «О защите прав потребителей», Законом РФ от 10.06.93 № 5151–1 «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации», Постановлением Госстандарта России от 28.02.98 № 5 «О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации» и другими в отношении услуг экспертных учреждений обязательная сертификация не установлена.
Таким образом, в соответствии с законодательными актами, деятельность негосударственных экспертных организаций может осуществляться без получения соответствующей лицензии, а оказываемые ими услуги не подлежат сертификации, что на наш взгляд является серьезным недостатком, прямо сказывающийся на доверии сторон не только к конкретному эксперту и выданному им заключению, но и вцелом к суду и вынесенному при рассмотрении дела решению.
Помимо этого, необходимо отметить еще один важный аспект, также влияющий на качество выполненных экспертных работ и на последующе выказанное доверие сторон, а именно — в нормативно-правовых актах отсутствует указание на конкретное высшее образование, которое необходимо получить лицу, претендующему на статус «эксперт». Лишь для некоторых специальностей установлены четкие рамки. Так, в настоящее время, Государственным образовательным стандартом введена специальность «Товароведение и экспертиза товаров», квалификация — товаровед-эксперт, специальность «Судебная экспертиза», квалификация — судебный эксперт. Эти стандарты устанавливают 5-летний срок образования. Кроме того, некоторые рамки установлены и Минтрудом. Так, Постановлением от 21.01.2000 года № 7 в справочник должностей внесена специальность «специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)». Эксперт-автотехник должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование, направление подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные средства» по специальности «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство», а также стаж по специальности. Иных ограничений в российском законодательстве не установлено.
Стоит отметить, что Верховный Суд РФ рассматривал вопрос о необходимости обязательного лицензирования экспертной деятельности. Однако в Определении от 16 сентября 2004 года № КАС04–451 ВС РФ Верховный суд установил — лицензирование экспертной деятельности не требуется, т. к. ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не содержит указания на лицензирование экспертной деятельности.