Наказание как одна из форм реализации уголовной ответственности выступает самой строгой мерой принуждения государственного характера. Оно имеет легальное определение, которое дано в ч.1 ст. 43 УК РФ, согласно которой «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица». Законодательное определение наказания дает повод утверждать о том, что строгость наказания в системе мер государственного принуждения заключается в его существенном влиянии на правовой статус личности, выражающееся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
В системе наказаний лишение свободы занимает ведущее место. Оно «достаточно распространенное в уголовном законе и в практике применения судами наказание, обладающее наибольшим числом правоограничений для осужденного, следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью» [1].
Сущность уголовного наказания в виде лишения свободы заключается «в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму» (ч. 1 ст. 56 УК РФ). Как видно из процитированной уголовно-правовой нормы объектом воздействия лишения свободы, в отличие от иных уголовных наказаний, выступает физическая свобода личности.
Как по этому поводу справедливо отмечает Н. И. Насиров, «существенной чертой уголовного наказания в виде лишения свободы, отражающей его сущность, является изоляция осужденного от общества путем направления его в тот или иной вид исправительного учреждения. Именно данный признак отличает лишение свободы, как уголовно-правовой меры, от других наказаний» [2].
Аналогичной точкой зрения придерживается и Ю. В. Пленкин, который полагает, что сущность уголовного наказания в виде лишения свободы выражается в изоляции являющейся главным его признаком. По мнению автора, изоляция, как основной признак лишения свободы, представляет собой помещение осужденного в исправительном учреждении и последующее его содержание под охраной и надзором [3].
В соответствии с действующим уголовным законодательством России, уголовное наказание в виде лишения свободы может устанавливаться в двух самостоятельных формах, а именно:
а) на определенный срок (ст.56 УК РФ);
б) на пожизненный срок (ст. 57 УК РФ)[1].
Уголовное наказание в виде лишения свободы на определенный срок в общем виде может устанавливаться на срок от двух месяцев до двадцати лет, по совокупности преступлений не может превышать двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров — более тридцати лет. В предусмотренных УК РФ случаях продолжительность уголовного наказания в виде лишения свободы на определенный срок по совокупности преступлений и приговоров может быть изменена в сторону увеличения[2].
Исполнение данного наказания и его и обеспечение такого его сущностного признака как изоляция виновного лица от общества осуществляется исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы России. В соответствии со ст.74 УИК РФ систему исправительных учреждений составляют: воспитательная колония; колония-поселение; исправительные колонии общего, строгого и особого режимов; тюрьма; лечебное исправительное учреждение; следственный изолятор[3].
По статистическим данным ФСИН России по состоянию на 1 января 2019 года в исправительных учреждениях содержалось: в исправительных колониях — 462 952 человек; в колониях-поселениях –33 909 человек; в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях, — 99 722 человек; в 8 тюрьмах — 1 212 человек; в воспитательных колониях– 1 309 человек [4].
Уголовное наказание в виде лишения свободы, кроме изоляции, влечет для осужденного и другие установленные законом правоограничения, которые в совокупности значительно изменяют его правовой статус. В основном эти правоограничения касаются сферы политических (например, участие в выборах), трудовых, жилищных, семейных и ряда других прав.
В заключении хотелось бы отметить, что любое наказание, в том числе и лишение свободы, должно применяться не в целях установления правоограничений для правого статуса виновного лица, а для достижения конкретного социально-позитивного результата. По нашему мнению, таким социально-позитивным результатом выступает удержание виновного лица от совершения нового преступления.
Литература:
- Насиров Н. И. Получение осужденным к лишению свободы юридической помощи // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010, Вып. 2 (73). С. 24
- Насиров Н. И. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики / под ред. Б. Т. Разгильдиева. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. С. 12.
- Пленкин Ю. В. Правовые и организационные основы изоляции осужденных к лишению свободы: Аавтореф. дисс.... канд. юрид. Наук. Самара, 2007
- Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы / Официальный сайт ФСИН России [электронный ресурс] // URL: фсин.рф (дата обращения: 20.01.2019).
[1] В настоящей работе исследуется уголовное наказание в виде лишения свободы на определенный срок.
[2] Согласно ч.5 ст.56 УК РФ В случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205-205.5, ч.ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211, ст. 277-279, 353, 356-358, 360-361 УК РФ, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более тридцати лет, а по совокупности приговоров - более тридцати пяти лет.
[3] Заметим, что согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном ст. 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.