Перспективы использования комбинированного метода замораживания пищевых продуктов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 141 раз

Библиографическое описание:

Феськов, О. А. Перспективы использования комбинированного метода замораживания пищевых продуктов / О. А. Феськов, Т. Н. Танченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 120-124. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59572/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время, дефицит качественных пищевых продуктов в России, обусловлен проблемой сохранения сырья, как растительного, так и животного происхождения, а также недостатком технологического оборудования и технологий, отвечающих мировым стандартам по ресурсо- и энергосбережению, экологичности и санитарным требованиям.

Одним из вариантов решения данной проблемы, является расширение отрасли производства быстрозамороженных продуктов, а также совершенствование методов замораживания, которое заключается в обеспечении необходимых скоростей процесса и проектировании новой эффективной скороморозильной техники [1].

Согласно международной классификации, процесс замораживания подразделяется по скорости на четыре вида: медленный — на уровне 0,5 см/ч; быстрый — от 0,5 до 5 см/ч; сверхбыстрый — от 5 до 10 см/ч; ультрабыстрый — от 10 до 100 см/ч.

Для обеспечения таких скоростей, в мировой практике используют несколько методов замораживания и соответствующие им разновидности скороморозильных аппаратов: воздушный, криогенный, погружной, комбинированный и контактный (рис. 1, а, б, в, г).

Наибольшее применение находит воздушный метод, где для осуществления процесса применяют камеры или скороморозильные аппараты, снабжаемые холодом от холодильной машины. Такой способ эффективен в плане эксплуатации оборудования, однако он не всегда обеспечивает требуемые режимы быстрого замораживания.

Погружной способ был широко распространен в прошлом столетии, однако на сегодняшний день, почти не применяется ввиду ограниченности по ассортименту продукции, которую возможно допускать к контакту с солевыми растворами, а также ввиду высоких эксплуатационных затрат.

а) б)

http://oskol-agro.ru/wp-content/uploads/2015/08/glazirovshik-pogruz-3.jpg http://www.fbh.ru/d/59802/d/img_20130530_125044.jpg

в) г)

Рис. 1. Общий вид скороморозильных аппаратов: воздушного (а), криогенного (б), погружного (в), контактного (г)

Наиболее перспективным принято считать криогенный метод с использованием жидкого и газообразного азота, являющегося низкотемпературной, экологически безопасной инертной средой. Однако его внедрение в широкое производство продукции существенно сдерживается за счет высокого расхода и стоимости криоагента.

Интерес вызывает комбинированный способ, когда на одной из стадий процесса используется воздушная среда, а на другой — азот, и наоборот. Применение такого способа мало изучено и может представлять интерес с точки зрения сокращения затрат на операцию холодильной обработки.

Возможны варианты организации процесса при комбинированном методе (рис.2): погружной в некипящей жидкости + криогенный метод; погружной в некипящей жидкости + воздушный метод; воздушный метод + криогенный метод [1].

Рис. 2. Классификация вариантов организации комбинированного метода

Наиболее актуален последний вариант, где основной интерес связан с комбинацией «азот-воздух» и возможностями сокращения затрат на производство быстрозамороженной продукции с учетом сохранения высоких показателей качества. Метод может позволить найти баланс между экологической безопасностью, низкотемпературным потенциалом азота и эксплуатационной надежностью воздушных систем.

Проведены аналитические исследования по определению продолжительности замораживания тушек птицы комбинированным методом в комбинациях «азот-воздух» и «воздух-азот». Получены новые уравнения, где для рассматриваемых вариантов комбинаций «азот-воздух» и «воздух-азот» общее время первого этапа состоит из продолжительности стадий охлаждения и кристаллизации, а второго — из стадии домораживания.

Получены результаты расчетов и построены графические зависимости суммарной продолжительности процесса для комбинаций «азот-воздух» и «воздух-азот» (рис. 3, а, б), в зависимости от толщины продукта, скорости воздуха и температуры отработанных паров азота.

азот-воздух

а)

воздух-азот

б)

Рис. 3. Графические зависимости продолжительности замораживания тушек птицы в комбинации «азот-воздух» (а), «воздух-азот» (б) от толщины бедренной части (), температуры отработанных паров азота (tвых) и скорости воздуха (в)

Анализ полученных данных показал, что продолжительность замораживания тушек птицы в комбинации «воздух-азот» практически в 2 раза выше, чем в комбинации «азот-воздух», а в ряде случаев — в четыре раза, и, поэтому, вариант с азотом на первом этапе, более приоритетен.

На этапах использования воздушной среды существенное влияние на продолжительность процесса оказывает скорость воздушного потока, а на этапах с азотом — температура его отработанных паров. Изменение данных параметров в рассматриваемых диапазонах позволяет добиться существенного сокращения времени процесса и определить в каждом конкретном случае наиболее рациональный вариант организации процесса.

На базе результатов аналитических исследований разработана конструкция устройства для комбинированного замораживания тушек птицы по варианту «азот-воздух», включающая в себя — азотную приставку в виде двухзонного туннельного аппарата и воздушный конвейерный аппарат с холодильной машиной (рис. 4).

Рис. 4. Общий вид устройства для комбинированного замораживания тушек птицы: 1 — корпус азотной приставки; 2 — конвейер азотной приставки; 3 — вентилятор; 4 — коллектор с форсунками; 5 — корпус воздушного аппарата; 6 — конвейер воздушного аппарата; 7 — воздухоохладитель с вентиляторами

Данная конструкция позволяет обеспечить непрерывность комбинированного замораживания тушек птицы за счет автоматического перемещения тушек с конвейера азотной приставки на конвейер воздушного аппарата.

Проведена технико-экономическая оценка предложенного технического решения, в сравнении с оборудованием криогенного и воздушного метода, равной производительности 300 кг/ч (табл.1).

Анализ полученных результатов показал, что для сравниваемых вариантов, основу затрат будут составлять затраты на азот. Например, при стоимости азота 20 руб/кг, наиболее предпочтительным по себестоимости холодильной обработки, будет воздушный метод, поскольку криогенный и комбинированный методы при расходе азота 1 и 0,7 кг/кг продукта существенно уступают.

Однако, при снижении затрат на азот, например, до 2 руб/кг, что возможно в ряде регионов Российской Федерации, себестоимость комбинированного способа позволит получить больший экономический эффект, чем криогенный или воздушный.

Таблица 1

Технико-экономические показатели

Показатели

Ед.

изм.

Сравниваемые варианты:

*К (криогенный)

В (воздушный)

**КВ (комбинированный)

1. Годовой объем переработки продукции

т

1440

1440

1440

2. Общие инвестиции

тыс. руб.

2937,5

3987,5

5312,5

3. Удельные инвестиции

руб/т

2039

2769

3689

4. Себестоимость холодильной обработки за год

тыс. руб

32416

4188

25783

5. Себестоимость холодильной обработки 1т продукции

руб/т

2251

2908

17905

6. Годовой экономический эффект

тыс. руб

*26716

**23504

*3213

7. Срок окупаемости инвестиций

мес

*1,6

**2,2

*10

Примечание: * и ** — вариант, с которым производится сравнение

В заключение следует также отметить, что комбинация «азот-воздух» обеспечивает высокую скорость процесса и практически исключает потери массы продукта за счет усушки, так как моментально образуется замерзший слой, препятствующий испарению влаги с поверхности продукта, а также, в зависимости от себестоимости криоагента может обеспечить и экономические выгоды для производителей [2].

Литература:

  1. Антонов А. А., Венгер К.П, Азотные системы хладоснабжения для производства быстрозамороженных пищевых продуктов. Монография — Рязань.: изд.во «Узоречье», 2002, 205 с.
  2. Венгер, К. П. Холодильное технологическое оборудование. Быстрое замораживание. Учебное пособие — М.: ГПП «Печатник», 1997, 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воздушный метод, азотная приставка, комбинированный метод, холодильная обработка, воздушный аппарат, комбинированное замораживание тушек птицы, криогенный метод, воздушная среда, некипящая жидкость, холодильная машина.


Похожие статьи

Перспективы использования косметического и природного муцина на коже человека

Перспективы использования микробиологических препаратов

Перспективы использования антиоксидантов в терапии бронхиальной астмы

Перспективы использования метода капиллярного электрофореза в животноводстве

Возможность и перспективы использования нанотехнологии в авиационной отрасли

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории

Технологические особенности использования угольной золы как эффективное решение экологической проблемы

Возможности применения методов аэрокосмического мониторинга для обнаружения утечек из нефтегазопроводов

Горизонты использования альтернативных источников энергии

Перспективы применения переохлажденного сжиженного природного газа в транспортных энергетических установках

Похожие статьи

Перспективы использования косметического и природного муцина на коже человека

Перспективы использования микробиологических препаратов

Перспективы использования антиоксидантов в терапии бронхиальной астмы

Перспективы использования метода капиллярного электрофореза в животноводстве

Возможность и перспективы использования нанотехнологии в авиационной отрасли

Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории

Технологические особенности использования угольной золы как эффективное решение экологической проблемы

Возможности применения методов аэрокосмического мониторинга для обнаружения утечек из нефтегазопроводов

Горизонты использования альтернативных источников энергии

Перспективы применения переохлажденного сжиженного природного газа в транспортных энергетических установках

Задать вопрос