Восприятие «усадебного туризма» современными потребителями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Зленко А. Д. Восприятие «усадебного туризма» современными потребителями // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 196-198. — URL https://moluch.ru/archive/259/59559/ (дата обращения: 21.07.2019).



Рассмотрено современное направление развития усадебного туризма и сформировавшееся у потребителей отношение к существованию такого вида туризма. Феномен «русской усадьбы» важен и для России, и для её жителей, ведь это не просто комплекс построек, но явление столь же многогранное, как и душа русского человека. История, быт, традиции поколений дано ушедших эпох словно оживают при мысли об «усадьбе» и на мгновение возвращают нас в далёкое прошлое. Ради сохранения усадебного наследия России необходимо пробуждать, воспитывать и поддерживать любое проявление желания изучать усадьбы, всеми силами способствовать возрождению «русской усадьбы».

Ключевые слова: усадебный туризм, усадебное наследие, культура, русская усадьба, событийный туризм, усадьба, перспективы, восприятие

С наступлением нового столетия в России, как и в мире, произошли серьёзные изменения, повлиявшие, в том числе и на активное развитие сферы туризма. Усадебный туризм как самостоятельный вид туризма почти не знаком современному потребителю, так как он всё ещё сильно зависит от более крупного направления — культурно-познавательного туризма. Такое мнение укрепилось благодаря тому, что усадебное наследие является лишь небольшой частью огромного культурного наследия России.

Для нас привычно сочетание усадебного с экскурсионным, религиозным, сельским или событийным туризмом. Гармоничное соединение уникальных черт, присущих разным направлениям туризма, позволяет создать полное, разностороннее и интересное предложение для широкой аудитории.

Некоторые объекты нельзя однозначно отнести к какому-то одному виду туризма, так как они имеют значение и для других направлений. Не так много существует отдельных маршрутов, в которых усадьбы и усадебные комплексы доминируют над другими объектами, а значит и рассматривать такой маршрут будут с учётом специфики других видов туризма. В качестве примера приведём организацию ярмарки на территории усадебного комплекса. Гости мероприятия могут посетить усадьбу, если есть такая возможность, и провести время возле палаток с сувенирами и едой, наблюдая за представлениями, фотографируясь в тематических фотозонах, гуляя по приусадебной территории и т. д.. Такое мероприятие в равной степени относится и к событийному и к усадебному туризму, но если усадьба находится в нерабочем состоянии, то тогда ярмарку будут рассматривать только как мероприятие событийного туризма.

Находясь в начале своего становления, усадебный туризм ещё не имеет официального термина, поэтому для удобства проведения дальнейших исследований было принято к использованию принятое нами ранее определение. Итак, усадебный туризм — это отдельный вид культурно-познавательного туризма, имеющий экскурсионно-познавательный и рекреационный характер, нацеленный на посещение и изучение истории и самобытной культуры усадеб конкретного периода развития общества, а также отдых и рекреацию [2].

Уникальное явление «русской усадьбы» исследуют специалисты разных наук: историки, экономисты, археологи, краеведы, экскурсоводы, искусствоведы, реставраторы, архитекторы, филологи, и т. д. Многие авторы в своих исследованиях выражают сожаление о том, какое огромное количество усадеб, имений, целых усадебных комплексов было потеряно за прошедшее столетие. К началу XXI века от десятков тысяч объектов уцелело немногим более 5 % усадебного наследия России — всего лишь около 3 тысяч объектов. Но большая их часть находится в таком ужасающем состоянии, когда помочь может только полная реконструкция объекта, что требует весьма серьёзных финансовых вложений. А значит потом будет необходимо привлекать внимание и «раскручивать» объект с помощью различных программ, мероприятий, проводимых на его территории, рекламной кампании и других способов продвижения, чтобы затраты на восстановление окупились в полной мере и даже смогли принести прибыль.

Ряд значимых для истории и культуры России объектов, где жили и трудились великие люди нашей страны, уже восстановлен или находится в процессе восстановления благодаря государственным и частным инвестициям. Медленнее чем хотелось бы, но непрерывно растёт количество заинтересованных в возрождении феномена «русской усадьбы» сторон.

Разрабатываются государственные и частные проекты по популяризации маршрутов в рамках «усадебного туризма», такие как и «Венок русских усадеб» в Московской области и межрегиональный проект «Русские усадьбы».

Создаются общества, занимающиеся вопросами сохранения и возрождения самих усадеб и колоссального объёма знаний о традициях, быте, культуре нескольких десятков поколений разных слоёв общества со всех концов нашей огромной державы. В большей или в меньшей степени этим занимаются: «Общество изучения русской усадьбы», национальный фонд «Возрождение русской усадьбы», Российское дворянское собрание, Историко-родословное общество и Институт природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева

Для населения всех возрастов организуются культурно-просветительские мероприятия, которые часто проводятся в таких общественных местах как: библиотеки, выставочные комплексы, лофты, кофейни, креативные пространства, музеи, дома молодёжи, парки и т. д.

Сами объекты больше всех заинтересованы в привлечении внимания посетителей, поэтому, если есть такая возможность, периодически устраивают дни бесплатного посещения, экскурсии в рамках каких-либо тематических дней или же участвуют в таких региональных проектах, как «Ночь музеев».

Неравнодушные граждане участвуют в волонтёрских и благотворительных проектах по сбору средств, помощи в восстановлении объектов, проведении мероприятий, доставки материалов для строительства, распространении информации через знакомых и с помощью новейших технологий.

Эксперты и профессионалы в разных областях знаний постоянно проводят исследования и оценку текущего состояния отдельных усадебных комплексов, прилегающих к ним территорий и других построек. Студенты и учёные всесторонне изучают и разрабатывают новые способы, методы сохранения, консервации, охраны, реставрации, восстановления, модернизации объектов, предлагая современные решения поставленной задачи [1].

Туристские компании формируют и продвигают туры с посещением старинных музеев-усадеб, усадеб-заповедников и их живописных парков, привлекая этим внимание всех потребителей в возрасте от 5 лет. Так как маршруты очень разнообразные, то заинтересовать удаётся и школьников и пенсионеров и студентов и работающих полную неделю потребителей

Чтобы узнать мнение жителей о развитии усадебного туризма, нами было проведено исследование, в котором принимали участие жители и гости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Собранный материал показал, что, несмотря на высокую посещаемость объектов усадебного наследия, про само развитие этого вида туризма в регионе знают очень немногие. Позитивной является тенденция роста спроса на туристские поездки с посещением объектов усадебного наследия.

В результате исследования были выделены основные критерии, которыми руководствуются потребители, принимая решение посещать объект или нет. Во-первых, объект должен представлять определённую культурно-историческую ценность для конкретного потребителя — именно так считают 85 % участников. Во-вторых, 78 % участников выделяют важность расположения объектов в транспортной доступности и добавляют, что желательно наличие хороших дорог. В-третьих, для 73 % участников важным оказалось возможность получить полную и достоверную информацию об объекте до начала путешествия.

Посещение «русской усадьбы» для отдыха и открытия новых горизонтов, может заинтересовать многих как в России, так и гостей из-за границы, для которых прикосновение к явлению «русской усадьбы» является отличной возможностью лучше узнать и понять истоки нашей культуры и некоторые особенности российского менталитета.

Литература:

  1. Аксенова И. В., Клавир Е. В. Проблемы охраны и современного использования загородных дворянских усадеб // Вестник МГСУ. 2014. № 11. С. 14–25.
  2. Боголюбова С. А., Зленко А. Д. Новое понимание сущности «усадебного туризма» // Актуальные проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. Вып. XII / под ред. канд. экон. наук, доцента Ю. В. Долматеня, канд. экон. наук, доцента В. А. Ткачева. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018 — стр. 39–43.
  3. Колесова М. Л. Усадебный туризм: особенности развития на современном этапе // Мои Пенаты. Русская провинция и её роль в истории культуры. — Вологда: Бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина», 2017. — С. 33–43.
  4. Орлова В. С. Современный усадебный туризм: вектор развития — Вологодский ГУ, 2013 г.
  5. Солонцева М. С. История и перспективы развития усадьбы и усадебного туризма // Вестник российского нового университета. Серия: человек и общество. — 2014. — № 2. — С. 227–230.
  6. Проекты и программы // Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы». Режим доступа: http://www.fondus.ru/projects/. Дата обращения: 14.05.2019


Задать вопрос