Связь индивидуальных особенностей фрилансера с предпочитаемыми им способами организации своего рабочего времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Марасанов, Г. И. Связь индивидуальных особенностей фрилансера с предпочитаемыми им способами организации своего рабочего времени / Г. И. Марасанов, Д. Г. Шестакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59541/ (дата обращения: 18.11.2024).



В нынешнее время все большую популярность приобретает работа на себя, а не по найму, а современное общество требует мобильности и информационной грамотности населения. Особенно важны эти качества в периоды кризиса, когда в связи деноминацией цен расходы растут, а доходы от традиционных видов деятельности не повышаются. В таких условиях человек может искать «подработку» в виде аналогичной работы или фриланса.

Фриланс (индивидуальная трудовая деятельность) — форма индивидуального предпринимательства, согласно которой человек выполняет какие-либо работы или оказывает услуги работодателю без заключения долгосрочного трудового договора. Фриланс может быть и основным видом дохода для людей, которые работают на удаленной работе у себя дома, и подработкой для тех, кто совмещает его с основной работой.

На рынке труда появляются более профессиональные работники. Повышается общая профессиональная самооценка, которая, отражает не только профессиональные навыки, приобретенные за время учебы и работы, но также талант, уверенность в себе и др. Мы полагаем, что, несмотря на значительный субъективный компонент, профессиональная самооценка является максимально комплексным показателем, который хорошо подходит для операционализации понятия «человеческий капитал» применительно к самозанятым профессионалам.

Эффективность деятельности и коммерческая успешность фрилансеров напрямую связана с грамотной организацией своего рабочего времени.

Проведенный теоретический анализ научной литературы позволяет отметить малое количество научных подходов к изучению индивидуальных особенностей фрилансера, и отсутствие работ, позволяющих пояснить взаимосвязь индивидуальных особенностей фрилансера с особенностями способов организации рабочего времени.

Именно поэтому изучение cвязи индивидуальных особенностей фрилансера с предпочитаемыми им способами организации своего рабочего времени является актуальной исследовательской задачей.

Степень разработанности проблемы исследования

Изучение представленной проблемы имеет достаточно длительную историю в разных отраслях психологической науки: психологии личности, социальной психологии, психологии труда, организационной психологии и психологии управления и отражено в классических работах как отечественных исследователей (Г. М. Андреева, А. А. Деркач, A. Л. Журавлев, И. А. Зимняя, P. Л. Кричевский, В. А. Лабунская, А. В. Соколов, Е. В. Сидоренко, О. В. Соловьёва, Л.Д Столяренко, В. А. Толочек и др.), так и зарубежных (А. Бандура, Э. Берн, А. Иствуд, К. Левин, А. Пиз, Ф. У. Тейлор, А. Файоль, З. Фрейд, К. И. Ховланд, П. Экман, и др). Однако, темой изучения взаимосвязи индивидуальных особенностей фрилансеров с уровнем самоорганизации трудовой деятельности никто не занимался. Представленные в работе результаты основываются на уникальных количественных данных, полученных в ходе реализации трех этапов мониторингового исследования «Перепись фрилансеров», проведенных по единой методологии в начале 2009, 2011 и 2014 гг. (Стребков, Шевчук, Спирина, 2015), оценкок экспертов сайта НН.ru, согласно опросам ФОМа 2004 года, а так же результатах опросников сайта FL.ru 2017 гг.

Исходя из актуальности темы исследования и ее недостаточной разработанности, мы определили объект, предмет, цели и задачи данной квалификационной работы.

Цель исследования — выявить индивидуальные особенности фрилансера и предпочитаемые им способами организации своего рабочего времени.

Объект исследования — индивидуальные особенности фрилансера и предпочитаемые им способами организации своего рабочего времени.

Предмет исследования — индивидуальные особенности фрилансера.

В качестве основной гипотезы выдвигается предположение о том, что индивидуальные особенности темперамента фрилансеров взаимосвязаны с уровнем самоорганизации трудовой деятельности.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и сущностную характеристику фрилансера и сопоставить его с нормативным трудом офисного работника.
  2. Исследовать психологические особенности профессиональной деятельности фрилансера.
  3. Рассмотреть oсновные способы организации рабочего времени фрилансера.
  4. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования cвязи индивидуальных особенностей фрилансера с предпочитаемыми им способами организации своего рабочего времени.
  5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
  6. Разработать практические рекомендации по оптимизации эффективности организации своего рабочего времени фрилансера.

Методы исследования:

На теоретическом этапе исследования использовался теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

На эмпирическом этапе исследования: метод опроса и анкетирования.

Диагностический инструментарий:

  1. Тест ИТО Л. Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Собчик);
  2. Личностный опросник Г. Айзенка (Тест на темперамент EPI. Диагностика самооценки по Айзенку. Методика определения темперамента)
  3. Тайм менеджмент. Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Психодиагностика управления временем.
  4. Авторская анкета.

Исследование реализовывалось среди фрилансеров с помощью анкеты, размещенной в сети интернет в формате Google Docs. Всего в исследовании приняло участие 41 фрилансер, из них 13 мужчин и 29 женщины в возрасте от 24 до 45 лет с опытом работы во фрилансе от 1 до 5 лет и более.

Надёжность и достоверность результатов исследования определяется опорой на основные методологические принципы современной психологии, использованием стандартизированного психодиагностического инструментария, репрезентативностью выборки (41 человек), применением валидных методов статистической обработки данных.

Согласно проведенному нами исследованию: 95,5 % фрилансеров ранее работали в условиях офиса или предприятия с обозначенным графиком работы. 30,8 % опрошенных работают во фрилансе 1 год и менее. Такое же количество опрошенных работают во фрилансе более 5 лет. 25,6 % фрилансеров работают от 1 до 3 лет, и самая маленькая доля участников опроса 12,8 % работает во фрилансе от 3 до 5 лет.

41 % участников опроса работают в сфере Digital. Это маркетологи, таргетологи, копирайтеры, администраторы аккаунтов и SMM-специалисты. Можно сказать, что сейчас это самые востребованные профессии на рынке фриланса. 25 % человек работают в творческой профессии: визажисты, фотографы, дизайнеры, видеооператоры, шоколатье. 18 % фрилансеров задействованы в сфере образования. Это коучи, психологи, репетиторы. 16 % человек работают в сфере бизнеса: индивидуальные предприниматели, руководители проектов, бухгалтеры. Это говорит о том, что теперь любая работа может стать удаленной.

В среднем рабочий день фрилансеров длится 4–5 часов. Так ответили 61 % участников опроса. 22 % фрилансера регулярно перерабатывают и работают более 8 часов в день. 17 % участников работают точно так же, как и обычный офисный сотрудник — 8 часов в день.

Свободный график работы чреват тем, что фрилансер не всегда может отрегулировать рабочий день, стабильно отдыхать в выходные. Потому что доход фрилансера полностью зависит от количества отработанных часов. 32 % опрошенных фрилансеров все время работают и не успевают отдыхать. Но радует, что 68 % фрилансеров научились управлять своим временем.

Интересно то, что среди 68 % фрилансеров 32 % работают во фрилансе только год, а 35 % более 5 лет. Эти ответы были самыми частыми и могут указывать на то, что фрилансер либо еще не перестроился с графика наемного сотрудника в свободный, либо за 5 лет научился мастерски управлять временем.

В ходе исследования выяснилось, что фрилансерам, в целом, не свойственна высокая степень самоорганизации. Только 11 % опрошенных умеют грамотно организовать свою работу, спланировать задачи, закончить их в срок, совмещать работу с хобби и своевременным отдыхом. 45 % фрилансеров умело лавируют среди четкого плана и хаоса в действиях. Они обладают средним уровнем самоорганизации, у них не всегда получается следовать плану, часто они тратят время попусту и не всегда успевают отдыхать или заняться спортом. А 43 % фрилансеров совсем не умеют организовывать свою работу: они ничего не планируют, срывают сроки, много работают, мало отдыхают, берут на себя много задач, не успевая их выполнить.

Литература:

  1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5-ти кн. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. — М.: РАГС, 2000. — 536 с. 85.

2. Марасанов Г. И. Стимулы и мотивы: траектории совместимости //Акмеология. 2015, № 4. С. 346.

3. Психология управления: учебник / под ред. В. И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. — 352 с.

4. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: ИП РАН, 2012. — 528 с.

5. Стребков Д. О.,. Шевчук А. В. Фрилансеры на российском рынке труда// Социологические исследования. 2010. N 2. С. 45–55.

  1. Стребков Д. О., Шевчук А. В., Спирина М. О. Самостоятельная занятость на рынке удалённой работы: распространение инновационной трудовой практики // Мониторинг общественного мнения.
  2. Трусь А. А. Психология управления: Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по управленческим и психологическим специальностям. — Минск: Вышэйшая школа, 2014. — 317 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная особенность фрилансера, рабочее время, фрилансер, способ организации, работа, уровень самоорганизации, участник опроса, EPI, рабочее время фрилансера, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Результаты эмпирического исследования связи индивидуальных особенностей фрилансера с предпочитаемыми им способами организации своего рабочего времени

Особенности восприятия организационной культуры вновь принятыми сотрудниками в период первичной адаптации персонала

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Специфика определения и модификации педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Система формирования ИКТ-компетентности в процессе подготовки конкурентноспособного рабочего

Функциональность информационной модели на этапах проектирования, строительства и эксплуатации здания

Повышение валидности и надёжности психологических опросников за счет оценки психоэмоциональной реакции

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Подходы к формированию экономической модели улучшения финансового состояния предприятия

Похожие статьи

Результаты эмпирического исследования связи индивидуальных особенностей фрилансера с предпочитаемыми им способами организации своего рабочего времени

Особенности восприятия организационной культуры вновь принятыми сотрудниками в период первичной адаптации персонала

Педагогические способы создания ситуации успеха в образовательном пространстве урока для различных категорий обучающихся (из опыта работы)

Специфика определения и модификации педагогических условий моделирования портфолио обучающегося, занимающегося легкой атлетикой

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Система формирования ИКТ-компетентности в процессе подготовки конкурентноспособного рабочего

Функциональность информационной модели на этапах проектирования, строительства и эксплуатации здания

Повышение валидности и надёжности психологических опросников за счет оценки психоэмоциональной реакции

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Подходы к формированию экономической модели улучшения финансового состояния предприятия

Задать вопрос