Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 3547 раз

Библиографическое описание:

Буланова, Н. О. Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными нарушениями в общеобразовательный процесс / Н. О. Буланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 487-490. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59450/ (дата обращения: 19.10.2024).



В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Этот документ обязывает наше государство принять реальные меры для устранения барьеров, ограничивающих права и возможности людей с инвалидностью, гарантировать им свободу, равенство и уважение их достоинства. Одним из безусловных прав любого человека является право на образование. Какие есть пути помощи в реализации этого права для детей с умственной отсталостью?

Одной из ведущих тенденций в образовании в настоящее время является провозглашение приоритета интеграции и инклюзии в общеобразовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости.

До недавнего времени данный контингент считался необучаемым, в результате чего работа по созданию условий для его обучения практически не велась. Многие социальные и образовательные услуги и сейчас для таких детей недоступны, так как разрабатываются без учета их потребностей.

Неподготовленное включение такого контингента в массовую школу приводит к негативным последствиям, вплоть до социальной опасности. «Если все-таки пытаться осуществлять инклюзию определенных категорий детей с интеллектуальной недостаточностью, это следует делать на основе создания всех условий для ее научно-методического, нормативно-правового и кадрового обеспечения. Пути реабилитации (абилитации) умственно отсталого должны основываться на учете его потребностей в доступности общения и задач, ставящихся перед ним, в возможности включения в продуктивную активность. Лишь в этом случае идея инклюзивного образования не будет дискредитирована в обществе, и самим людям с интеллектуальной недостаточностью и их семьям не будет причинен вред».

В пособии «Инклюзивное образование в России» можно найти следующее определение инклюзивного образования: «Инклюзивное образованиеэто такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку»

Инклюзивный подход в образовании стал утверждаться потому, что в нашем современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людям с инвалидностью социальной защитой больных и неспособных, приходит «социальная» модель. Данная модель указывает на то, что причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом, а в существующих в обществе физических («архитектурные») и организационных («отношенческие») барьерах, стереотипах и предрассудках.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства — это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода — инклюзивное образование.

Реализация права на образование лиц с ОВЗ традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования.

Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. Декларация содержит историческое положение в статье 1: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

История международных документов, посвященных правам инвалидов, начинается с 1971 года, когда ООН была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц.

На Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями: доступ к образованию и его качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 года) были приняты «Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», в которых правительства всех стран призывают:

− Уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования…

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (от 13 декабря 2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

Согласно Федеральному закону РФ от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в главе 1, статье 2, пункте 27 впервые зафиксировано официальное определение инклюзивного образования — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

А также в статье 5 пункте 5 указывается, что «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

При организации обучения лиц с умственной отсталостью руководствуются Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС).

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Для детей с умственной отсталостью предполагается 2 варианта АООП.

Вариант 1 для обучающегося с легкой умственной отсталостью. Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой и глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

В пособии «Инклюзивное образование в России» указывается, что современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:

− потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);

− потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);

− потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения системы обучения. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. В законе «Об образовании в РФ» в главе 1, статье 2, пункте 16 сказано: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг, требуют от школы встать на путь инклюзивного развития.

Именно инклюзия подвигает нас говорить о тех нерешенных проблемах, которые относятся к образовательной практике лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями. Включение этого человека в социальную жизнь до сих пор стоит под вопросом.

О. В. Кучмаева в статье «Выявление факторов, влияющих на выбор модели инклюзивного образования в г. Москве» обращает внимание на следующее:

«Чаще всего в инклюзивных школах обучаются дети с сохранным интеллектом и относительно незначительными нарушениями здоровья, например, с нарушениями зрения, но не тотально слепые, с нарушениями слуха, даже полностью глухие дети, но позднооглохшие, т. е. умеющие говорить, ориентироваться в классе, и способные достаточно легко усваивать школьную программу. Крайне редко в общеобразовательных школах, т. е. на более позднем этапе инклюзии (по сравнению с дошкольным), учатся дети с умственной отсталостью, серьезной задержкой психического развития и множественными дефектами. Среди детей с нарушениями умственного развития практически 100 % учатся неинклюзивно, около 75 % посещают коррекционные школы, в том числе и частные, остальные (к ним относятся дети младшего возраста) детские сады компенсирующего типа, лекотеки, а также медико-психолого-социальные центры».

В материалах II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании» можно найти анализ опыта обучения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями. В докладе доктора психологических наук Е. Л. Инденбаум (Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутск) была освещена проблема обучения детей с различными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного образования. Ссылаясь на достаточно длительный опыт наблюдений за обучением детей с легкой формой умственной отсталости в инклюзивном образовании, она показала, что даже в относительно референтной среде такие ученики плохо принимаются одноклассниками. В экспериментальной «инклюзивной» школе достижение относительно достаточной толерантности соучеников к детям с психическим недоразвитием сопровождается ростом общей интолерантности подростков. Отмечена также недостаточная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ОВЗ и значимость фундаментального дефектологического образования для полноценной помощи.

Для развития инклюзивного подхода в общем образовании необходима разработка общепедагогических технологий, моделей развивающего урока, технологий поддержки и детского сотрудничества, вовлечения родителей в педагогический процесс. По сути дела, речь идёт о профессиональной гибкости, способности следовать за учеником, а с другой стороны — держать рамки учебного процесса, видеть потенциал ребёнка, выставлять адекватные требования к его достижениям.

Наиболее проблемная группа — дети с нарушениями интеллекта. Бесспорно, они заведомо не смогут взять учебную программу массовой школы, для них чаще всего необходимо специальное построение индивидуального образовательного маршрута и использование иной программы обучения, что для педагога общеобразовательной школы крайне сложно. В работе с такими детьми необходимо учитывать иные образовательные цели, нежели академические результаты. Удовлетворение особых образовательных потребностей этой категории детей во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, социально-культурной адаптацией в обществе.

Таким образом, проблема инклюзивного образования сложна, дискуссионна, но главное — она является действительно социальной, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы колоссального числа людей.

Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Должна быть обеспечена, по Л. Ионину, широта предложения в области образования.

Литература:

  1. Басилова Т. А., Белопольская Н. Л. По итогам II Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: Коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64026.shtml (дата обращения: 03.05.2015)
  2. Инклюзивное образование в России // Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г.
  3. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.
  4. Кучмаева О. В. Выявление факторов, влияющих на выбор модели инклюзивного образования в г. Москве// XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 1. Отв. ред. Е. Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, умственная отсталость, ребенок, образование, потребность, Россия, интеллектуальная недостаточность, образование лиц, получение образования, Российская Федерация.


Похожие статьи

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Похожие статьи

Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Педагогические особенности организации занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» при работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Актуальные вопросы применения театрализованной деятельности как средства активизации речи у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Современные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Задать вопрос