В 2015 году Президент Российской Федерации В. В. Путин обратился с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации, где обратил особое внимание на проблемы предпринимательства, в том числе на проблему уголовной репрессии в отношении субъектов бизнеса со стороны следственных и контрольно-надзорных органов [1]. Во исполнение поручения Президента РФ Федеральным Собранием Российской Федерации был принят закон, которым внеслись поправки в ст. 299 УК РФ. Она дополнилась новым составом преступления — незаконное возбуждение уголовного дела, если это деяние совершено в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба.
Внесение изменений в ст. 299 УК РФ породило в уголовно-правовой литературе ряд дискуссий. Одним из главенствующих вопросов в рамках исследуемой темы является проблема, касающаяся социально-правовой обусловленности выделения такого состава преступления, как незаконное возбуждение уголовного дела. Анализ позиций ученых позволяет говорить о трех основных аспектах:
1) достаточная общественная опасность;
2) распространенность деяния;
3) соразмерность последствий криминализации деяния [2].
Как справедливо отмечает И. М. Агаева, «общественная опасность данного преступления заключается в том, что нарушаются гарантированные Конституцией РФ права человека и гражданина, наносится ущерб интересам правосудия, его престижу. Эти действия порождают у людей чувство социальной и правовой незащищенности, подрывают веру в справедливость и законность, причиняют, как правило, тяжкий вред потерпевшему» [3]. В нарушении действующего законодательства незаконно возбуждается уголовное дело субъектом, обладающим властными полномочиями, призванным стоять на страже законности, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также в своей деятельности выполнять требования назначения уголовного судопроизводства, а также принципа презумпции невиновности лежащего в основе доказывания в уголовном судопроизводстве [4].
Помимо того, что преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 299 УК покушения РФ, посягает на нормальную деятельность органов предварительного расследования по осуществлению функции уголовного преследования, рассматриваемое деяние создает условия для совершения грубых судебных ошибок, искажает реальное состояние борьбы с преступностью.
Другая группа исследователей, напротив, говорит о проявлении общественной опасности преступления в последствиях данного уголовной деяния. В частности, считается, что помимо нарушения конституционных прав граждан на неприкосновенность личности преступные действия могут привести и к дальнейшим тяжелым последствиям, а также материальному и моральному ущербу [5].
Всё это ведёт, с одной стороны, к тому, что у должностных лиц соответствующих правоохранительных органов возникает чувство вседозволенности, неуважительного, пренебрежительного отношения к закону, правам, свободам и законным интересам человека и гражданина, а с другой — у человека и гражданина возникает чувство бессилия, незащищённости, отсутствие веры в справедливость, в правоохранительные органы. Кроме того, таким путём, путем привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности, создаются предпосылки для осуждения судом невиновного лица.
По мнению Л. В. Лобановой, акценты в оценке общественной опасности действий, выражающихся в незаконном возбуждении уголовного дела, расставлены законодателем неправильно [6]. Как отмечает И. Л. Петрухин, в том, что возбуждение уголовного дела в отсутствие повода или основания, а также в отношении невиновного, не опасно: оно обеспечивает ему возможность использовать право на защиту, подачу жалобы и не является само по себе мерой государственного принуждения [7]. Данное мнение не разделяется нами полностью лишь потому, что опасность вынесения постановления о возбуждении уголовного дела заключается не столько в том, что соответствующий тезис был официально сформулирован, сколько в том, что компетентное должностное лицо при наличии указанных в законе оснований и условий не выполнило требуемых действий.
Таким образом, общественная опасность этого преступления заключается в том, что нарушаются права законопослушных и добросовестных предпринимателей, причиняется имущественный вред субъектам предпринимательской деятельности, что приводит к полному либо частичному разрушению бизнеса, создается возможность давления на бизнес посредством уголовного преследования.
Данное обстоятельство также подтверждается тем, что ч. 3 ст. 299 УК РФ введена для защиты интересов предпринимателей, ограничении их репрессии, создания в стране благоприятного инвестиционного климата, о чем указано в Пояснительной записке к законопроекту [8].
Все вышесказанное позволяет говорить о социально-правовой обусловленности исследуемого состава преступления.
Литература:
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 // Парламентская газета. 2015. № 44.
- Лопашенко Н. А. Уголовная политика. М., 2009. С. 119–120.
- Агаева И. М. К вопросу о разграничении составов преступления, предусмотренных чч. 1,2 и 3 ст. 299 УК РФ // Сборник статей VIII Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы права, государства и экономики». 2017. С.6.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г. Н. Борзенков, А. В. Бриллиантов, А. В. Галахова и др.; отв. ред. В. М. Лебедев. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 923.
- Уголовное право России: учебник для вузов. Особенная часть: в 2 т. Т. 2 / отв. ред. А. Н. Игнатов, Ю. А. Красиков. М.: НОРМА-ИНФРА-М. 1998. С. 64.
- Лобанова Л. В. Преступления против правосудия: теоретические проблемы классификации и законодательной регламентации. Волгоград, 1999. С. 112.
- Петрухин И. Л. Презумпция невиновности и вопросы доказывания на предварительном следствии // Актуальные проблемы правовой защиты личности в уголовном судопроизводстве. Ярославль, 1990. С. 87.
- О внесении изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 169 Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: пояснительная записка к проекту федерального закона. URL: http://asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 12.01.2018).