Ключевые слова: физическая культура, студенческий спорт, физическое воспитание, занятие спортом, студент, занятие, высшее образование.
Этап получения высшего образования зачастую является одним из самых важных в социализации личности. В этот период человек может наконец определить весь свой перечень интересов, увидеть то, к каким сферам деятельности его больше влечет. И зачастую упор делается даже не на профессиональные интересы, а на хобби. Некоторые начинают усиленно заниматься общественной деятельностью, другие наукой и учебой, третьи — спортом. И именно физкультурные и оздоровительные занятия в студенческие годы призваны в том числе положительно повлиять на социализацию студента.
При этом, важно отметить, что сама проблема социализации человека на любом этапе его жизни является крайне важной и актуальной. Э. Майнберг говорил о том, что «социализация при первом ее рассмотрении должна определяться как феном, который имеет отношение к непосредственным взаимосвязям, которые возникают непосредственно между личностью и всем обществом в целом… Социализация призвана показать, насколько личность становится в один ряд с общественными нормами и обществом».
Система же образования, как один из важнейших социальных и общественных институтов, позволяет обеспечить процесс интеграции человека в общество. Этот институт также дает возможность минимизировать возможный разрыв между разными социальными слоями, потому что именно процесс взаимодействия как студентов между собой, так и с преподавателями дает обширный опыт общения.
В системе высшего образования физическая культура — явление особенное. Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в развитии личности. Общеизвестно, что три основных компонента структуры личности: функциональные механизмы психики, опыт личности и свойства личности — могут успешно развиваться в процессе освоения индивидуумом физической культуры.
Многие студенты пренебрегают занятиями по физической культуре и проявляется это впоследствии в пропуске разных занятий. Но те из них, кто регулярно посещает физкультуру, зачастую не пропускают и другие занятия, что хоть и не является фактом их уверенной социализации при помощи занятий физической культурой, но это в любом случае развивает их как примерных студентов. Регулярные занятия способы привить студенту чувство долга и ответственности, а также определенную толику самоконтроля. А вот работа в команде учит непосредственному взаимодействию в рабочем и учебном коллективе. При этом именно в спорте зачастую проявляются лидерские качества, которые студент позднее имеет возможность развивать уже в совершенно других сферах деятельности.
Важной особенностью социализации посредством физического воспитания именно в студенческие годы является то, что именно в этот период человек в целом определяет для себя, как он будет общаться с другими людьми. Занятие спортом почти всегда протекает с постоянными беседами касательно упражнений, а также с прямым взаимодействием между людьми, если речь идет о командном спорте. Именно во время командной игры можно полноценно отследить, насколько общителен человек и как именно он вливается в коллектив. А регулярные подобные занятия неизменно ведут к улучшению качества взаимодействия с другими людьми.
Также необходимо понимать, что сам студенческий спорт стал достаточно обобщенной категорией, потому что посредством него рассматривается комплексная деятельность студентов как по подготовке к определенным спортивным мероприятиям, так и по достижению конкретных результатов в спорте в целом. Такая соревновательная черта студенческого спорта привносит весьма важное значение для социализации студентов, потому что проявляется личностная конкуренция и желание человека чего-то достичь. Во многом это потом определяет и его возможности и желания в повседневной жизни и взглянув на достижения человека в спорте можно предсказать, насколько он сможет чего-либо добиться уже во взрослой жизни, будь то спорт или любая другая деятельность.
С точки зрения профессиональной социализации физическое воспитание в том числе имеет достаточное основание считаться жизненно важным. Опыт наблюдений в ходе занятий физической культурой и в целом в процессе физического воспитания показывает, что занятие спортом как в течение обучения в университете, так и вне его обуславливает развитие двигательной активности, эмоционального общения, навыков работы в команде, а также положительной мотивации к ведению здоровой жизни. Все эти факторы в той или иной мере относятся к развитию студента как профессионала в своей области.
В работе Чапкович Ж. А. и Ревякиной В. И. было проведено исследование студентов, выбравших элективный курс «Фитнес». Это был анкетный опрос, который показал, что постоянные занятие фитнесом поспособствовали у студентов развитие такие качеств, как:
- Ведение здорового образа жизни;
- Понимание роли спорта в жизни человека, что выражается в стремлении сделать стройную фигуру, укрепить мышцы и т. д.;
- Уверенность в собственных силах;
- Спорт позволяет развивать и умственную деятельность;
- У студентов появляется стремление к личностному росту.
Разумеется, суждения студентов могли быть в той или иной мере приукрашены, однако проявления тех или иных положительных качеств, обеспеченных социализацией посредством занятий спортом отрицать невозможно.
Не так давно ряд ученых провели исторический и логический анализ в целом содержания студенческого спорта в нашей стране. И по их мнению, за последние годы развитие спорта и физической культуры среди студентов затруднено и практически неразвито. В сравнении с тем, насколько сильно был развит студенческий спорт в советские годы, сегодня студенты проявляют гораздо меньшее желание проявлять себя в спортивных дисциплинах. Отчасти это связывается с тем, что сегодня занятия спортом приносят гораздо меньшие выгоды, чем раньше. Занимаясь определенным видом спорта, сложно получить некоторые привилегии в общественной или учебной деятельности. И это становится причиной того, что все механизмы, рассмотренные в данной статье, ранее оказываются неэффективными, потому что студенты либо вовсе не уделяют внимания студенческому спорту и занятиям физической культуры, либо делают это до того момента, пока не будет стоять зачет.
На наш взгляд, социализация студентов в сфере физической культуры возможна только в том случае, когда:
- Во-первых, студенты имеют собственный интерес в занятиях физической культурой, который никак не связывается с получением зачетов и экзаменов;
- Во-вторых, складываются хорошие условия и возможные перспективы для развития студента как спортсмена в том числе.
Многие институты на сегодняшний день в полной мере не оснащены необходимым спортивным инвентарем, обширной спортивной инфраструктурой и в целом возможностями по развитию студентов как спортсменов и просто здоровых «телом и духом» личностей.
Решение данной проблемы виднеется в выстраивании системы, при которой вузы будут непосредственно взаимодействовать друг с другом по части обеспечения спортивной инфраструктурой. Причем, реализация такой системы возможна только с полноценным участием государства или частных предприятий, которые могли бы возместить вузу, у которого есть достаточная спортивная инфраструктура, его расходы. Например, инициатором таких проектов могли бы стать органы власти, занимающиеся вопросами физической культуры и спорта, а также туризма. Это могло поспособствовать проявлению большего количества людей, занимающихся спортом профессионально, а также в целом социализации студентов страны.
Таким образом, на наш взгляд, физическое воспитание является важнейшим фактором социализации в студенческие годы и сложно переоценить его значения для заинтересованного в том студента.
Литература:
- Айвазова Е. С., Селиванов О. И., Прядченко В. В. Социализация студентов средствами физической культуры и спорта в процессе физического воспитания в вузе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2018. № 1.
- Скриплева Е. В., Андреева В. Ю. Траектории социализации современного студенчества в процессе физического воспитания // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30).
- Чапкович Ж. А., Ревякина В. И. Профессиональная социализация студентов в процессе физического воспитания: Теория и практика // Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 420.