Периодическая печать в условиях информационной войны (на примере войны в Югославии 1999 г.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 12.05.2019

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. И. Периодическая печать в условиях информационной войны (на примере войны в Югославии 1999 г.) / А. И. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 287-290. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58962/ (дата обращения: 26.04.2024).



В работе рассматривается роль и значение периодической печати как средства (оружия) формирования общественного мнения в условиях информационного противостояния на примере анализа использования информационно-коммуникационных технологий во время проведения операции «Союзная сила» на территории Союзной Республики Югославия в 1999 г.

Авторами предпринята попытка анализа значения периодической печати как средства воздействия на мировое сообщество через освещение ситуации в конкретном регионе.

Ключевые слова: информационная война, пресса, бомбардировки Югославии 1999 г., операция «Союзная сила».

24 марта 2019 г. исполнилось двадцать лет с начала бомбардировок территории Союзной Республики Югославия силами НАТО, получившее название «Союзная сила» и продолжавшее 78 дней: с 24 марта по 10 июня 1999 г.

Балканы, вследствие своего географического положения, традиционно были и остаются местом столкновения интересов великих держав. Конфликты на территории Балканского полуострова неоднократно становились началом европейских и мировых кризисов, изменение государственных границ на Балканах коренным образом меняло существующую геополитическую ситуацию. На современном этапе данная территория продолжает привлекать к себе внимание, однако значительная часть региональных противоречий переместилась в информационное пространство. Активное использование информационно-коммуникационных технологий, новейших технических средств привели к появлению так называемой доктрины информационных войн, которые объединяют такие разновидности как кибервойна, сетевая (сетецентрическая), гибридная война. В этой связи изучение опыта применения информационных технологий при ведении военных действий находит выражение не только в теоретическом осмыслении, а дает дополнительные инструменты в процесс формирования нового миропорядка.

Использование информационно-коммуникационных технологий во время Югославских войн 1991–2001 гг. и их влияние на результат военных действий представлен в зарубежной (Дж. Арквилл, Д. Ронтфельд, Дж. Джексон и др. [1, 2, 3, 4, 5]) и отечественной (И. Н. Панарин, Д. В. Кузнецов, О. В. Красовская и др. [20, 16, 15]) историографии. Тем не менее, дискуссии продолжаются, что свидетельствует о необходимости продолжения исследований в данной сфере.

На примере вооруженного конфликта в Югославии проанализируем значения периодической печати как средства воздействия на мировое сообщество через освещение ситуации в конкретном регионе[1].

Причиной операции «Союзная сила», согласно позиции западной прессы, стала «волна этнических чисток в регионе» [См., напр.: 6, 3]. Данная трактовка, на наш взгляд, однозначно определяет процесс и направление формирования общественного мнения, в результате чего СМИ становятся непосредственными участниками конфликтов. Как видим, позиция прессы формировалась в соответствии с позицией блока НАТО по данному вопросу.

По мнению российского историка-балканиста Е. Ю. Гуськовой целями НАТО в войне были:

– смена руководства Сербии и Черногории, переориентация его на Запад;

– разделение Сербии и Черногории, превращение Косово в самостоятельное государство;

– ликвидация вооруженных сил Югославии;

– свободное размещение сил НАТО на территории Косово, Сербии и Черногории;

– сплочение НАТО, испытание его военной мощи, апробация нового оружия и уничтожение старого;

– демонстрация Европе значимости НАТО, создание прецедента использования военной силы без согласия Совбеза ООН [12, с. 136–137].

Формальным поводом начала военных действий было неисполнение Сербией требования НАТО «вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия» [23]. В течение марта — июня 1999 г. войска НАТО совершали военные действия на территории Сербии. Основная часть военной операции состояла в применении авиации для бомбардировки стратегически-важных военных и гражданских объектов на территории Сербии. Авианалетам были подвергнуты военные объекты в крупных городах Югославии, включая Белград, а также многочисленные гражданские объекты, в том числе и жилые районы. В операции принимали участие 14 стран, в распоряжении которых было 1200 самолетов. Морская группировка насчитывала 3 авианосца, 6 ударных подводных лодок, 2 крейсера, 7 эсминцев, 13 фрегатов, 4 крупных десантных корабля. Общий состав сил НАТО, задействованных в операции, превысил 60 тыс. человек [9].

На всех этапах военной операции (в период подготовки, проведения, подведении итогов) одной из составляющей являлось проведение различных мероприятий по формированию общественного мнения. Важная роль отводилась периодической печати. Печатная пресса по многим позициям, на наш взгляд, уступает радио и TV, однако наиболее авторитетные издания («The Washington Post», «Die Welt»), журналы («The Times», «The Economist») оказывают значительное влияние на общественное мнение.

Ключевой составляющей информационной войны против Югославии являлись психологические операции. Объектами воздействия наряду с мировой общественностью являлось население Югославии. Мероприятия носили избирательный характер и имели конкретный объект, где основную работу выполняли информационные теле- и радиостанции. Тем не менее, печатные средства информации играли значительную роль.

В результате активного воздействия до 80 % западного общества уже к началу агрессии НАТО в Югославии положительно относилось к проведению операции силами НАТО. Это достигалось, во-первых, вследствие того, что объектами информационного воздействия становились на политическом уровне — население стран Запада (прежде всего стан, входящих в блок НАТО), на стратегическом — политическое руководство Югославии, вооруженные силы Югославии, население балканского региона. Во-вторых, благодаря тому, что на разных этапах проведения операции «Союзная сила» разными были и публикации СМИ.

На этапе подготовки операции информационное воздействие оказывалось на политическом уровне, что объясняется целью данного этапа — подготовка общественного мнения к поддержке курса США и их союзников по НАТО в отношении СРЮ и убеждение мирового сообщества в «правильности» причин проведения операции (например, в нарушении прав албанского населения) и оправдании необходимости применения военной силы. Получая одностороннюю информацию, общественное мнение в западном мире в результате поддержало применение вооруженной силы в проведении операции «Союзная сила» и эскалацию военного конфликта на Балканах.

На этапе непосредственного проведения военной операции упор в проведении информационного воздействия был сделан уже на стратегическом уровне: основными объектами стали непосредственно территория Союзной Республики Югославии (политическое руководство, личный состав вооруженных сил и население). При этом активно использовались традиционные методы воздействия на общественное сознание, такие как репортажи о событиях (размещенные, как правило, на 1–2 полосах издания), описание актов геноцида албанского населения Косово и Метохии, демонстрация силы и показ возможностей современных видов вооружения Вооруженных Сил США и других стран альянса, результатов ракетно-бомбовых ударов по Югославии, комментарии социологических опросов, связанных с событиями на Балканах. Также в период проведения операции «Союзная сила» на территории Югославии СМИ запугивали военно-политическое руководство СРЮ посредством демонстрации эффективности действий НАТО и планов по коллективному силовому решению проблемы. Проводилась информационная обработка наиболее значимых политиков в руководстве СРЮ с учетом их личностных психологических особенностей и политических позиций. Организовывались информационные вбросы с целью снижения морального духа балканских народов, активно использовались материалы сепаратистской направленности.

В результате подобных действий в общественном мнении западных стран было сформировано негативное представление о военно-политическом руководстве Югославии, действия которого подавалось СМИ как причина кризиса и гуманитарной катастрофы в регионах Косово и Метохии. Руководство обвинялось в создании неблагоприятного психологического климата, разрушении морально-этических ценностей. Положительному результату проводимого информационного воздействия содействовало и то обстоятельство, что большая часть населения западных стран не имела должного представления о природе гражданских, межгосударственных и военно-политических конфликтов на территории Югославии. Основным источником была информация западных печатных изданий, под воздействием которых и формировалось мировое общественное мнение[2].

По официальным данным бомбардировки Югославии силами НАТО завершились 10 июня 1999 г.[3] На примере анализа информационного обеспечения операции «Союзная сила» мы видим, что печатные СМИ в совокупности с другими средствами и методами широко использовались для проведения информационной кампании, главной целью которой являлось формирование положительного отношения мировой общественности к проведению военной операции НАТО на Балканах. Основными каналами распространения подобной информации были ведущие периодические издания, пользующиеся несомненным авторитетом и уважением среди как рядовых читателей, так и политической элиты.

Таким образом, нами была предпринята попытка исследования процесса формирования общественного мнения во время Балканских войн 1991–2001 гг. на примере операции «Союзная сила». Анализ значения периодической печати как средства воздействия на мировое сообщество через освещение ситуации в регионе показывает необходимость выработки механизмов предотвращения подобных кризисных ситуаций в других «горячих точках», так как конфликт на территории Югославии в конце XX в. показал, что значение информационного противоборства в военных конфликтах XXI века будет только увеличиваться.

Литература:

  1. Armistead L. Information operations matters. Best practices. — Washington, 2010.
  2. Arquilla J., Ronfeldt D. The emergence of noopolitik Toward an American information stratefy. — Santa Monica, 1999.
  3. Gallagher Т. The Balkans in the new millennium: In the shadow of war and peace. London; New York, 2005.
  4. Hosmer S. The Conflict Over Kosovo. Why Milosevic Decided to Settle When He Did. RAND Corporation, 2003.
  5. Jackson J. Network-centric warfare comes of age: a WT special report [Электронный ресурс]. URL: www.washington-technology.com (дата обращения 04.02.2019 г.).
  6. Milosevic and Operation Horseshoe // The Guardian. 18 July 1999.
  7. Антокольский А. НАТО против Югославии — бомбардировка гражданских объектов // Зарубежное военное обозрение. № 7 (640). 2000. С. 8–10.
  8. Божьева О. Уроки Балканской войны // Независимое военное обозрение: Еженедельное приложение к Независимой газете. М.: ЗАО «Редакция „Независимой газеты“», 22 декабря 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://nvo.ng.ru/forces/2000–12–22/3_lessons.html (дата обращения: 24.01.2019 г.).
  9. Гриняев С. Н. Особенности информационной войны во время агрессии НАТО против Югославии [Электронный ресурс]. URL: http://www.agentura.ru/equipment/psih/info/yugoslav/ (дата обращения: 24.01.2019 г.).
  10. Гуськова Е. Ю. Агрессия НАТО 1999 года против Югославии и процесс мирного урегулирования. Москва: Индрик, 2013.
  11. Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990–2000). — М.: Русское право / Русский национальный фонд, 2001. — 720 с.
  12. Гуськова Е. Ю. Сербы в необъявленной войне конца XX века. «Сохраняйте улыбку — это стиль Белграда» // Славянский мир в третьем тысячелетии. 2015. № 10. С. 136–137.
  13. Джошан Милош. Од агрессије до трибунала. Београд: Draslar partner, 2010.
  14. Жуков В. Взгляды США на ведение информационной войны // Зарубежное военное обозрение. № 1. 2001.
  15. Красовская О. В. Информационная война как коммуникативный феномен // Политическая лингвистика. 2016. № 4 (58). С. 53–59.
  16. Кузнецов Д. В. Югославский кризис: взгляд сквозь призму общественного мнения. — М.: УРСС, 2009. — 344 с.
  17. Маначинский А. Новая статистика операции НАТО против Югославии // Независимое военное обозрение: Еженедельное приложение к Независимой газете. М.: ЗАО «Редакция «Независимой газеты“», 1999. № 25. С. 2. [Электронный ресурс]. URL: https://day.kyiv.ua/ru/article/den-planety/novaya-statistika-operacii-nato-protiv-yugoslavii (дата обращения: 24.01.2019 г.).
  18. Мухин В. И., Рекунков И. С. Победа достигается не только бомбардировками: Информационное противоборство во время войны в Югославии // Независимое военное обозрение [Электронный ресурс]. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2016–01–29/1_victory.html (дата обращения: 24.01.2019 г.).
  19. Никифоров К. В. Сербия на Балканах. XX век. — М.: Индрик, 2012. — 176 с.
  20. Панарин И. Н. Информационная война, PR и мировая политика. М.: Горячая линия-Телеком, 2006. 264 с.
  21. Сербия о себе / М. Йованович. — М.: Европа, 2005. — 520 с.
  22. Смиљанић С. Агрессија НАТО. Београд: Чугура принт, 2009. 525 с.
  23. Югославия в XX веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров (отв. ред.) и др. — М.: Индрик, 2011. — 888 с.

[1] Военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия (операция «Союзная сила») получила освещение в работах российских ученых К.В. Никифорова, Е.Ю. Гуськовой, С.Н. Гриняева, сербских исследователей М. Йовановича и Д. Милоша, генерала С. Смильянича, а также работ зарубежных исследователей на английском языке (малодоступных российскому исследователю).

[2] Западные СМИ активно поддерживали сепаратистские тенденции и настроения в югославских республиках еще в период военного конфликта в Боснии и Герцеговине и проведения операции «Обдуманная сила» в 1995 г.

[3] Под ударом оказались как военные объекты, так и гражданская инфраструктура. По информации властей СРЮ, за время бомбардировок общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тыс. были серьезно ранены. Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большинство из которых – сербы. Бомбардировки были прекращены после подписания Военно-технического соглашения в Куманове между представителями югославской армии и стран НАТО. В результате операции была завершена Косовская война. Контроль над регионом перешел к силам НАТО и международной администрации, которая затем передала большинство полномочий структурам этнических албанцев.

Основные термины (генерируются автоматически): общественное мнение, Балканы, периодическая печать, Югославия, мировое сообщество, военная операция, информационное воздействие, освещение ситуации, средство воздействия, Черногория.


Ключевые слова

пресса, информационная война, бомбардировки Югославии 1999 г, операция «Союзная сила»

Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Международно-правовое положение журналистов...

В статье анализируется содержание международно-правового положения журналистов в период вооруженных конфликтов. Автор пришел к выводу, что с точки зрения международного гуманитарного права все сотрудники средств массовой информации подразделяются на...

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Главными объектами информационного воздействия стали: на глобальном уровне

В этой широкомасштабной борьбе за общественное сознание народов преследовались вполне

На региональном уровне информационное и политическое воздействие было направлено на...

Имидж страны как одна из целей информационной войны

Накануне военных операции с помощью СМИ создается негативное общественное мнение о государстве, в отношении которого планируется военная кампания. Для этого осуществляется процесс разрушения странового имиджа (или процесс создания антиимиджа государства).

Исторический аспект информационной борьбы | Молодой ученый

Уже тогда использовались средства воздействия на врага путем дезинформации, угроз

Особенно усилилась роль средств массовой информации в тотальных и локальных войнах ХХ века.

Сегодня все больше сил и средств привлекаются к информационной борьбы, все...

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

Исследователь в области информационной войны А.В. Манойло отмечает, что современные войны все более становятся психологическими, напоминают масштабную PR-кампанию [1, с. 73-80]...

Косово: к вопросу о правовой легитимности обретённого...

В российской новейшей историографии вопрос о Косово трактуется однозначно в сторону Сербии, что неудивительно, поскольку Россия противится насаждению на Балканах прозападных порядков.

Использование СМИ для распространения дезинформации в ходе...

Важнейшую роль в процессе воздействия на общественное мнение в ходе локальных конфликтов и невоенных межгосударственных

На наш взгляд, вторая технология может использоваться и в мирное время для дестабилизации ситуации в определенном регионе.

Слухи как средство информационно-психологических войн

Методы и техники психологического воздействия на противника, для запугивания, расшатывания его взглядов, дестабилизации общественного порядка имеют многовековую историю.

Похожие статьи

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Ключевые слова:СМИ, общественное мнение, общество, общественный интерес. Проблема влияния СМИ на массовую аудиторию интересует множество стран уже около столетия. В начале XX века, когда окончательно сложились массовые средства передачи информации...

Международно-правовое положение журналистов...

В статье анализируется содержание международно-правового положения журналистов в период вооруженных конфликтов. Автор пришел к выводу, что с точки зрения международного гуманитарного права все сотрудники средств массовой информации подразделяются на...

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Главными объектами информационного воздействия стали: на глобальном уровне

В этой широкомасштабной борьбе за общественное сознание народов преследовались вполне

На региональном уровне информационное и политическое воздействие было направлено на...

Имидж страны как одна из целей информационной войны

Накануне военных операции с помощью СМИ создается негативное общественное мнение о государстве, в отношении которого планируется военная кампания. Для этого осуществляется процесс разрушения странового имиджа (или процесс создания антиимиджа государства).

Исторический аспект информационной борьбы | Молодой ученый

Уже тогда использовались средства воздействия на врага путем дезинформации, угроз

Особенно усилилась роль средств массовой информации в тотальных и локальных войнах ХХ века.

Сегодня все больше сил и средств привлекаются к информационной борьбы, все...

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

Исследователь в области информационной войны А.В. Манойло отмечает, что современные войны все более становятся психологическими, напоминают масштабную PR-кампанию [1, с. 73-80]...

Косово: к вопросу о правовой легитимности обретённого...

В российской новейшей историографии вопрос о Косово трактуется однозначно в сторону Сербии, что неудивительно, поскольку Россия противится насаждению на Балканах прозападных порядков.

Использование СМИ для распространения дезинформации в ходе...

Важнейшую роль в процессе воздействия на общественное мнение в ходе локальных конфликтов и невоенных межгосударственных

На наш взгляд, вторая технология может использоваться и в мирное время для дестабилизации ситуации в определенном регионе.

Слухи как средство информационно-психологических войн

Методы и техники психологического воздействия на противника, для запугивания, расшатывания его взглядов, дестабилизации общественного порядка имеют многовековую историю.

Задать вопрос