В статье анализируется роль формирования конкурентной стратегии торговой организации для получения конкурентных преимуществ. Рассмотрены основные виды конкурентной стратегии торговой организации.
Ключевые слова: торговая организация, конкурентная стратегия, торговая компания, конкурентная борьба, стратегия поставщика.
Актуальность проблемы формирования конкурентной стратегии торговой организации связана с общим экономическим развитием страны. С увеличением темпов экономических процессов происходит рост числа торговых организаций. В связи с этим усиливается конкурентная борьба и возникает необходимость разработки эффективной конкурентной стратегии.
В последнее время конкуренция в торговле принимает крайне жесткие формы. Наряду с ростом отечественной конкуренции на российский рынок выходят международные розничные сети, которые применяют агрессивные наступательные стратегии и планируют получить большую долю розничного рынка в крупных городах России.
Происходящие изменения приводят к осознанию того, что без грамотно сформированных стратегических конкурентных преимуществ ни одна торговая компания не может функционировать на рынке и выполнять основную функцию — получать прибыль.
Для укрепления позиции торговой организации на рынке применяется разработка и реализация конкурентной стратегии. При разработке конкурентной стратегии торговой организации необходимо учитывать существующие внешние факторы, оценку позиции торговой организации на рынке в данный момент и прогноз на перспективу, а также оценку ее внутренних факторов. [3]
Конкуренция в торговле представляет собой экономическое явление, определяющееся соперничеством интересов торговых организаций за покупателей, долю рынка, получение максимальной прибыли.
Таким образом, конкурентоспособность торговой организации характеризует возможность максимизировать потребности потребителей в товарах и услугах, способность адаптироваться к условиям меняющейся рыночной конкуренции. Торговая организация должна не только поддерживать высокую конкурентоспособность, но и постоянно увеличивать ее посредством формирования более эффективной конкурентной стратегии.
Разработка конкурентной стратегии включает в себя определение четких целей и задач, в которых заложена основа для создания политики компании. [3]
Для торговых компаний разработка конкурентной стратегии должна учитывать следующие факторы:
− слабые и сильные стороны развития предприятия при изменении окружающей среды;
− риски, с которыми постоянно сталкиваются торговая компания;
− рассмотрение прогнозов и предложений, отраженных в стратегическом планировании;
− отражение взаимосвязи экономической, финансовой и инвестиционной деятельности. [1]
В торговле выделяются две основные конкурентные стратегии деловых «поставщик» и «партнер». От выбранной стратегии зависит, сможет ли организация зарабатывать в условиях жесткой конкуренции. Для стратегии поставщика характерен большой объем производства, потребления, распределения и рекламы.
Однако в настоящее время стратегия поставщика теряет свою эффективность, настоящий успех торговая организация на рынке может достичь только по стратегии «партнера». В этой стратегии торговая организация выбирает определенный сегмент рынка, где что-то может сделать лучше по сравнению с конкурентами. [2]
На первый план выходят субъективные, внутренние чувства и эмоции, которые сопровождают покупателей в процесс приобретения товаров и услуг.
Повышение привлекательности торговой организации при использовании стратегии «поставщика» достигается за счет увеличения объема обслуживания с предоставлением покупателям самого широкого списка услуг. Данная стратегия приводит к значительному увеличению важности сервиса в управлении деятельностью торгового предприятия и увеличению удельного веса услуг в общем объеме продаж торговой организации.
Таким образом, главное значение в конкурентной борьбе торговой компании имеет разработка эффективной конкурентной стратегии, учитывающей внутренние возможности компании, характер ее взаимодействия с рынком ресурсов, уровень обслуживания покупателей при совершении покупок.
Следовательно, торговым организациям необходимо уделять повышенное внимание расширению ассортимента, использовать нововведения в обслуживании клиентов при проведении торговой деятельности.
Литература:
- Гуськова И. В., Кузнецова И. Д. Стратегическое планирование коммерческой деятельности торгового предприятия // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-planirovanie-kommercheskoy-deyatelnosti-torgovogo-predpriyatiya (дата обращения: 04.05.2019).
- Калинушкин В. С. Совершенствование конкурентных преимуществ в розничной торговле // Управление и экономика в XXI веке. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-konkurentnyh-preimuschestv-v-roznichnoy-torgovle (дата обращения: 04.05.2019).
- Костоглодов Д. Д., Хмелевской В. Г. Формирование маркетинговой стратегии компании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 39. — С. 2996–3000. — URL: http://e-koncept.ru/2017/970926.htm (дата обращения: 04.05.2019).