Хорошо известно, что суицид представляет собой отрицательное социальное явление. Каждый феномен, имеющий место быть в обществе, каким-либо образом влияет на его развитие. Ввиду негативного влияния на общество самоубийство представляет особый интерес во многих сферах человеческой жизни, в частности для уголовного права.
Само по себе самоубийство не представляет значения для науки уголовного права, однако деяния, направленные на совершение самоубийства другим лицом исследуются множеством учеными-правоведами.
До недавнего времени вопросы относительно криминализации и декриминализации общественно опасных деяний, направленных на совершение самоубийства другим лицом, стояли не так остро. Сегодня же подобные вопросы являются предметом пристального внимания со стороны законодателя и ученых. При рассмотрении вопроса о социальной обусловленности мер уголовной ответственности за деяния, направленные на совершение самоубийства другим лицом необходимо обозначить наиболее распространенные в научной литературе принципы криминализации: достаточная общественная опасность, распространенность деяния, соразмерность положительных и отрицательных последствий криминализации, принцип неизбыточности уголовно-правового запрета [1].
Следующем образом определяет общественную опасность А.В. Бриллиантов: общественная опасность – материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Общественную опасность можно определить, как свойство деяния причинять вред или создавать угрозу причинения вреда охраняемым законом объектам. Общественная опасность свойственна любому правонарушению, но среди них преступление выделяют характер и повышенная степень общественной опасности, вредоносности деяния [2]. Способны ли деяния, направленные на совершение самоубийства другим лицом причинять вред или создавать угрозу такого причинения общественным отношениям? Несомненно. Человеческая жизнь является объектом уголовно-правовой охраны. Конституция РФ провозглашает, что каждый имеет право на жизнь. Жизнь человека является высшей ценностью и неотъемлемым естественным правом. Так, статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2200 А (XXI) 16 декабря говорит о том, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом [3].
Определившись с общественной опасностью деяний, направленных на совершение самоубийства другим лицом, рассмотрим распространенность таких действий. Но для начала отметим, что в июне 2017 г. были криминализированы две нормы, предусматривающие ответственность за склонение к совершению самоубийства, содействие совершения самоубийства и организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства. Таким образом, законодателем были расширены рамки применения права, регулирующего ответственность за деяния, направленные на совершение самоубийства другим лицом. О распространенности противоправных деяний может свидетельствовать статистика ВОЗ. Так, ежегодно более 800000 человек кончают жизнь самоубийством, 1 человек каждые 40 секунд, число смертей в результате самоубийств превышает число погибших на войне и в результате насильственной смерти [4]. В Российской Федерации, по данным ВОЗ, в 2013 – 2014 годах на 100 тысяч жителей приходилось 19,5 случаев самоубийств. В 2015 году за первые девять месяцев этот показатель составлял 17,7. Падение произошло в 2016 году – 15,4, что составляло самый низкий уровень с начала 1960-х годов. До 14,2 случаев начал падать показатель в 2017 году [5]. Может показаться, что цифры не так велики, однако необходимо отметить что, неудавшиеся попытки самоубийств нигде не фиксируются. Их число по разным оценкам, в десятки раз больше, чем оконченных самоубийств [6].
На мой взгляд, достаточно трудно оценить соразмерность положительных и отрицательных последствий криминализации. Содержание данного принципа раскрывает Н.А. Лопашенко: криминализация должна осуществляться только тогда, когда вред, причиненный применением, мер уголовно-правового воздействия за общественно-опасное поведение, явно меньше того вреда, который причиняется самим этим поведением [7]. Полагаю, что данный принцип не имеет первостепенного значения для криминализации в сфере преступлений против жизни. Сама по себе человеческая жизнь бесценна, поэтому установление новых механизмов уголовно-правовой охраны жизни человека должно рассматриваться исключительно с положительной стороны.
Пристальное внимание со стороны ученых уделяется изменившимся санкциям ст. ст. 110 – 110.2 УК РФ. Спустя месяц, после изменения ст. 110 УК РФ и введения в действие ст. 110.1 и ст. 110.2 УК РФ, санкции статей неоправданно, на мой взгляд, ужесточились. Законодатель при этом не обосновал свою позицию в рамках данного вопроса. В этой связи, представляется, что был нарушен один из принципов криминализации – неизбыточность уголовно-правового запрета. Объем уголовно-правового запрета, а в частности – пределы наказания, должен соответствовать характеру и степени общественно опасного проявления.
Таким образом, как суицид, так и деяния, направленные на его совершение другим лицом, воспринимаются обществом с негативной стороны. Исследуемые деяния обладают достаточной общественной опасностью, что в свою очередь создает угрозу причинения вреда охраняемым законом объектам. Несмотря на то, что динамика самоубийств в нашем государстве прогрессирует в лучшую сторону, Российская Федерация является одним из лидеров в данном аспекте. Не стоит также забывать, что по разным оценкам уровень фактической преступности по ст. ст. 110 – 110.2 УК РФ превышает в 6 – 10 раз уровень зарегистрированной. Законодателю в этой связи необходимо не только своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, но также осуществлять свою политику с области борьбы с преступностью системно и последовательно, согласовывая при этом свои действия с общей концепцией уголовной политики.
Литература:
- Цыркалюк А.А. Социально-правовая обусловленность доведения до самоубийства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 1 (93). С. 347.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект. 2015 // СПС КонсультантПлюс.
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- URL: http://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/infographic_ru.pdf?ua=1
- URL: https://bcb.su/statistika-suitsidov-v-rossii-2017.htm
- Чукаева Н.Г. Социальная обусловленность установления уголовной ответственности за доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 4 (14). С. 45.
- Лопашенко Н.А. Принципы криминализации и декриминализации деяний в экономической сфере (криминологический и гражданско-правовой аспекты) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 2 (32). С. 78. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-kriminalizatsii-i-dekriminalizatsii-deyaniy-v-ekonomicheskoy-sfere-kriminologicheskiy-i-grazhdansko-pravovoy-aspekty