Процесс формирования поведенческих моделей личности в период раннего детства и дошкольного возраста и их последующее влияние на становление личности человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (255) апрель 2019 г.

Дата публикации: 27.04.2019

Статья просмотрена: 4205 раз

Библиографическое описание:

Горновой, А. А. Процесс формирования поведенческих моделей личности в период раннего детства и дошкольного возраста и их последующее влияние на становление личности человека / А. А. Горновой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58473/ (дата обращения: 16.11.2024).



Антуан де Сент-Экзюпери как-то сказал: “Все мы родом из детства”. Это потрясающий пример того, как в нескольких словах может уместиться смысл тысячи страниц научных работ самых именитых учёных в области психологии личности. Однако для подробного рассмотрения столь серьезной темы, как Процесс формирование поведенческих моделей личности в период раннего детства и дошкольного возраста и их последующее влияние на становление личности человека нескольких слов будет недостаточно.

Данная тема не раз затрагивалась такими учёными психологами, как Зигмунд Фрейд, Гарри Стек Салливан, Берн Эрик и некоторыми другими именитыми личностями.

Крайне подробно тема влияния моделей поведения, которые были сформированы в подсознании ещё в период раннего детства, на формирование личности уже взрослого человека была рассмотрена основателем классического психоанализа Зигмундом Фрейдом. Учёный писал: “воздействие может оказать любое событие, которое вызывает чувство ужаса, страха, стыда, душевной боли”. Однако дальнейшие исследования доказали, что событие, способное закрепить определенную модель поведения в подсознании человека, не обязательно должно иметь яркую негативную окраску, и что парадоксально, в некоторых случаях оно может быть позитивным. Даже позитивное событие, ярко запечатлевшиеся в неокрепшей психике ребёнка, может оказывать последствия для дальнейшего формирования его личности. [1]

Как правило, человек формирует модели поведения, которые в дальнейшем он будет использовать на протяжении всей своей жизни, в возрасте от 3 до 7 лет. А затем, путем многократного их повторения, он укореняет их в своём подсознании и использует уже на бессознательном уровне.

Весьма интересно тему формирования различных моделей поведения в период дошкольного возраста и их влияние на становление выбор моделей поведения взрослого человека, затронул Берн Эрик в совей книги “Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры”. Известный учёный в совей работе сформулировал структурный анализ трёх различный состояний личности: “Я — родитель, Я — взрослый и Я — ребёнок”. В основу данной схемы моделей поведения, как говорит сам Б. Эрик была положена “Теория бессознательного” Зигмунда Фрейда. Таким образом “Я ребёнок” представляет собой те бессознательные модели поведения личности, которые были сформированы им в его детстве. Б. Эрик считает, что “именно Я ребёнок во многих отношениях наиболее ценная часть личности, привносящая в жизнь индивидуума то, что ребёнок привнести в жизнь семьи”. Другими словами, именно модели поведения, которые были сформированы индивидуумом им в период детства имеют решающее значение в принятии им решений в его дальнейшей жизни. [2]

Таким образом, разобравшись в важности и данной проблемы, можно перейти к её подробному анализу.

Модель поведения личности — это совокупность речевых, неречевых, а также поведенческих знаков и реакций индивидуума на различные жизненные ситуации.

Для большей наглядности хотелось бы привести несколько абстрактных жизненных ситуаций, в ходе разбора которых мы сможем проследить, как события, происходящие в раннем детстве и в детстве дошкольного возраста оказывают влияние на последующее формирование поведенческих моделей индивидуума.

Миссис А. всегда выбирает в качестве своего романтического партнёра мужчину, который ведёт себя по отношению к ней властно и деспотично, периодически поднимая на неё руку, и в целом того, кого нельзя назвать примерным семьянином. Если же случалось так, что Миссис А. завязывала отношения с уравновешенным и спокойным молодым человеком, она бессознательно начинала всячески искать способы для того, чтобы вывести молодого человека из себя и спровоцировать скандал и агрессию в ею сторону. В ходе психоанализа было выявлено, что Миссис А. выросла в семье, где отец постоянно пьянствовал и поднимал руку на мать Миссис А. Несмотря на это, каждую ночь мать Миссис А. успокаивая испугавшегося ребёнка рассказывала ей, что именно так её отец проявляет к ней свою любовь.

Таким образом, в подсознании Миссис А. закрепились следующие установки:

  1. Отношения — это страдание;
  2. Любовь проявляется через причинение страданий;
  3. Женщина должна терпеть и принимать любые унижения своего мужчины.

Из данных установок Миссис А. были выработаны следующие модели поведения: в дальнейшей жизни уже взрослая Миссис А. предпочитает выстраивать больные отношения с тираном, который бы причинял ей психологические страдания и, таким образом, позволял ей испытывать чувства, связанные у неё с её восприятием любви.

Другим примером может послужить Мистер К., который вырос в любящей и заботливой полной семье. В один день, когда Мистеру К. было 4 года, он вышел на прогулку вместе со своей мамой на детскую площадку. Мальчик познакомился с соседской девочкой из неблагополучной семьи, в которой отец страдал алкоголизмом, а мать злоупотребляла психотропными веществами. По мнению матери Мистера К. такое знакомство было нежелательно для её сына и, заметив то, как сын начал общение с соседской девочкой, она поспешила прервать его на корню. Мать подбежала к играющему с девочкой ребёнку и, жёстко его отдернув, начала бурно рассказывать, какая девочка плохая и грязная, насколько может быть опасно общение с такими девочками, а также, что приличным мальчикам не следует общаться с незнакомыми детьми. После чего, во избежание бурной реакции матери, ребёнок стал избегать общения с другими детьми и постепенно начал создавать различные модели поведения, которые отталкивали его от общества других детей.

Таким образом, в подсознании четырёхлетнего Мистера К. закрепились следующие установки:

  1. Чтобы быть “приличным” ребёнком нельзя общаться с посторонними людьми;
  2. Посторонние люди — опасны, нужно их избегать.

Из данных установок Мистер К. сформулировал следующие модели поведения, в начале, после произошедшего инцидента он намеренно не начинал завязывать знакомства с другими детьми, постепенно Мистер К. начал уже на бессознательном уровне создавать различно ситуации, которые ограждают его от посторонних людей. Уже в подростковом возрасте Мистер К. старался не учувствовать в групповых занятиях детей в школе, становясь более и более закрытым для других людей. Для того, чтобы доказать себе, что все чужие люди — опасны он выработал в себе формы поведения, которые вызывали насмешки и агрессию сверстников. Такие как: ношение вызывающей одежды и вызывающее поведение. Таким образом, Мистер К., встречая непонимание со стороны сверстников и последующие издевательства над ним доказывал себе, что все посторонние ему люди для несут для него опасность. В дальнейшем убеждения Мистера К. только укоренялись. Уже во взрослой жизни ему трудно даются контакты с новыми людьми, а любые романтические отношения ему чужды.

Благодаря данным примерам мы можем проследить за цепочкой формирования поведенческих моделей вследствие каких-либо событий, произошедших в детстве на формирована личности человека.

Как можно заметить, период детства имеет важнейшее значение в формировании личности человека, из чего следует важность разбора и психоанализа детских воспоминаний, произошедших с человеком в период возраста с трех до семи лет.

Литература:

Зигмунд Фрейд. Исследования истерии

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Основные термины (генерируются автоматически): модель поведения, дошкольный возраст, раннее детство, Берн Эрик, бессознательный уровень, взрослый человек, дальнейшая жизнь, период детства, различная модель поведения, соседская девочка.


Похожие статьи

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности

Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте

Процесс развития сферы коммуникации и формирование креативности в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Похожие статьи

Системный подход в развитии личности индивидуума и его влияние на дальнейшее развитие

Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности

Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Психологические особенности этнических стереотипов и типа этнической идентичности в подростковом возрасте

Процесс развития сферы коммуникации и формирование креативности в подростковом возрасте

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Задать вопрос