Методы работы с текстом и изображением | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 21.04.2019

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Борзова, А. Ю. Методы работы с текстом и изображением / А. Ю. Борзова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58269/ (дата обращения: 17.12.2024).



Умение работать с текстом и изображением — это основа восприятия мира, через текст и изображения мы познаем культурные ценности, принимаем историческое наследие, формируем свою внутреннюю культуру, этику и эстетику.

Теоретическим обоснованием трактовки текстов и изображений в широком смысле занимаются ряд наук — лингвистика, философия, психология, история и др. Но в рамках образовательного процесса необходимо использовать вполне конкретный инструментарий, которые учащиеся могут использовать в процессе обучения и подготовки к экзаменам.

При работе с визуальным рядом задействованы все аспекты нашего личного знания: историческая канва создания и прочтения текста или рассмотрение изображения, непосредственная коннотация, интерпретация, привлечение нашего бэкграунда при работе с аналогичной информацией.

Все это учитывает денотативный анализ. Этот анализ был разработан ученым-лингвистом А. И. Новиковым для изучения иностранного языка, но его можно использовать и для работы с текстом при изучении гуманитарных наук.

Денотаты — отраженные в мышлении и выраженные в тексте объекты реальной действительности. Денотатная структура содержания текста — это информационная структура, а внешняя форма текста — это лишь форма представления информации и знаний [1].

При анализе текста применяются уже заданные фреймы[1], семантика и семиотика. Т. к. текст — это дискретная целостная система знаков, которую необходимо разложить на отдельные составляющие, то, прежде всего, необходимо эти составляющие вычленить и составить иерархию текстовых единиц.

Новиков А. В. считал, что в качестве возможных единиц структуры текста можно рассматривать такие единицы, как главный предмет описания, тему текста, куда этот главный предмет входит в качестве основного ядра, а также подтемы, субподтемы различных уровней и микротемы [2].

При выстраивании структуры текста мы используем алгоритм:

  1. Чтение текста с целью понимания общего смысла текста.
  2. Нахождение главных объектов, о которых идет речь в тексте.
  3. Выделение опорных моментов (слов, фраз, предложений).
  4. Выделение взаимосвязи главных и соподчиненных им предметов через глаголы, союзы и наречия.
  5. Проверка логической взаимосвязи между объектами.
  6. Синтез полученной информации.

После анализа и синтеза полученной информации формируется критическое мышление: если произошло лингвистическое декодирование текста, то появляется возможность его интерпретировать.

Критическое восприятие текста вытекает из его понимания. «Читать без размышления — это как есть без пищеварения» (Эдмунд Берк). При чтении необходимо внутренне выстраивать диалог с автором, искать смысл в самом тексте через постановку вопросов. Т. е. текст воспринимается на прагматическом уровне. При возникновении когнитивного диссонанса мы отвергаем новое знание, поэтому важно новое знание взвешивать, и если это необходимо — перепроверять, для дальнейшего «принятия» информации. Данный аспект работы с текстами нужен не всегда, есть ряд текстов, не требующей анализаторского подхода. Но при изучении истории и обществознания навыки вдумчивого чтения необходимы.

На втором этапе важно получить новое знание или закрепить имеющееся в результате дальнейшей работы с информацией.

Основные методы свертывания:

выписки — почти дословное (иногда дословное) воспроизведение текста;

тезисы — краткий вывод, главная мысль прочитанного, определение сущности любыми словами;

цепочка тезисов — скелет текста;

дайджест — краткое изложение какой- либо информации; главные мысли автора, наиболее важные сообщения, факты и цифры не подвергаются изменениям;

конспект — краткое, связное и последовательное изложение содержания;

селективный конспектотметить все места в тексте, имеющие отношение к интересующей теме;

сводный конспект — сделать селективные конспекты по каждой теме;

аннотациякраткая характеристика, раскрывающая содержание, назначение.

В дальнейшем это позволит нам систематизировать полученные знания методами графической систематизации. Например, можно использовать методы и приемыРКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо): составление кластеров, концептуальных таблиц, написание синквейнов и т. д.

Частично данный вид анализа применим и для работы с изображением. «Изображение (в его коннотативном измерении) есть некоторая конструкция, образованная знаками, извлекаемыми из разных пластов наших словарей (идиолектов), причем любой подобный словарь, какова бы ни была его «глубина», представляет собой код, поскольку сама наша психея (как ныне полагают) структурирована наподобие языка» [3].

Картинки и фотографии имеют ряд особенностей, который необходимо учитывать: фотография «выхватывает» момент запечатленной реальности, и не несет столь явного субъективного окрашивания в отличие от картинки, т. к. в процессе создания последняя «впитывает» всю меняющуюся гамму настроений автора и происходит преображение той реальности, которая транслируется. Т.о. денотативность картинки выше, чем фотографии. При анализе визуального ряда не возбраняется привнесение своего дополнительного смысла, однако при этом не исключается возможность искажения исходного кода, а т. к. человек не находится за рамками общего культурного пространства, то это маловероятно. В фотографии смысловое пространство заполнено, что не оставляет места для «додумывания».

При работе учащихся с изображениями данный анализ позволяет им добывать информацию о внешности исторических персоналий, об аспектах быта, гастрономических традициях и их особенностей, нюансах церемониала, архитектурных постройках изучаемого периода, и т. д.

Вдумчивое «вчитывание» и «всматривание» в современном мире отошло на второй план, т. к. потоки информации слишком велики для детального анализа, поэтому это происходит фрагментарно. «Смотрю в книгу, вижу фигу» — это не фигуральное выражение, а вполне наполненное смыслом. Для нас — педагогов — научить работать с текстом, информацией и визуальным рядом задача первостепенная, которую каждый учитель решает самостоятельно.

Литература:

  1. Здановская Л.Б. Аналитическое чтение профессионального текста. Научный журнал КубГАУ, №39(5), 2008 года. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа (свободный) http://ej.kubagro.ru/2008/05/pdf/02.pdf (12.11.2017):
  2. Сухина Н.Н. Денотативный анализ при обучении пониманию текста по специальности. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа (свободный): http://www.gavrilenko-nn.ru/publications/595/ (12.11.2017)
  3. Р. Барт. Риторика образа. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа (свободный): http://old.libfl.ru/mimesis/txt/barthes4.php (13.11.2017)
  4. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа (свободный): https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BC (11.11.2017)

[1] понятие в социальных науках, таких как социология, психология и др., означающее определённого рода целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире [4]

Основные термины (генерируются автоматически): текст, анализ, изображение, информация, критическое мышление, полученная информация.


Задать вопрос