Настоящая работа посвящена исследованию индивидуального восприятия цвета у зрячих и особенностям формирования цвета у незрячих подростков 10–17 лет; разработке методики формирования «индивидуального цветового эталона» для незрячих подростков с целью использования её в художественном творчестве. В основе исследования лежит подход, учитывающий ассоциативные связи когнитивных, эмоциональных и моторных аспектов восприятия.
Ключевые слова: восприятие цвета, незрячие подростки, ассоциативное мышление, сенсорные эталоны, художественное творчество, модальные символы, перцептивный образ, предметный цвет, рельефное рисование.
Введение
Интеграция незрячих людей в общество представляет собой сложную задачу, одной из ключевых составляющих которой является преодоление вербализма — использования слов без адекватного понимания их смыслового содержания. В рамках исследования, это особенно остро проявляется в отношении к восприятию образа цвета. Цвет — один из сложных сенсорных эталонов, для усвоения незрячими. Отсутствие визуального опыта требует разработки специальных методик, способствующих формированию представления о цвете и его многообразных ассоциациях.
Настоящее исследование посвящено изучению индивидуального восприятия цвета у подростков 10–17 лет, с учётом формирования ассоциативных представлений о цвете у незрячих. Выделенный аспект понимания цвета играет ключевую роль в социальной адаптации и самореализации незрячих людей, способствует более полноценному взаимодействию с окружающим миром и развитию художественного творчества.
Цель работы — разработка и апробация методики формирования ассоциативных образов цвета у незрячих подростков, учитывающей взаимосвязь когнитивных, эмоциональных и моторных аспектов восприятия для использования в рельефном рисовании. Результаты исследования способствуют созданию более эффективных методик тифлопедагогики, направленных на повышение качества жизни и расширение возможностей незрячих людей.
Рисование — это способ знакомства с миром, систематизации представлений о нем и, конечно, способ самовыражения .
Стремление незрячих к рисованию подтверждается существованием специализированных художественных школ и изостудий, таких как историческая школа в Санкт-Петербурге, школа Сидлина, авторские школы Бондаровичей в Белоруссии и программа Цыгановой в России, а также творчеством художника Армагана в Турции.
Методы знакомства незрячих с цветом и их различия с разрабатываемой методикой.
В отношении цвета тифлопедагогика ставит перед собой цель — дать незрячим представление о цвете как о категории, о его социальном и культурном значении, о разных ассоциациях, связанных с пониманием цвета в обществе, и помочь ориентироваться в окружающем мире, где цвет играет важную роль. Карандаши маркируются подписями методом Брайля.
Тактильные материалы: Использование различных фактурных материалов, которые ассоциируются с определенными цветами (например, шероховатая поверхность — коричневый, гладкая — белый).
Словесное описание: Подробное описание цвета с использованием метафор и сравнений, связывающих его с другими сенсорными ощущениями (например, «красный — как жар огня», «синий — как холодное море»).
Звуковое сопровождение: Ассоциация цвета с определенными звуками (например, «красный — громкий, синий — тихий»).
Обучение символическому восприятию: Использование цвета как символа (например, красный свет светофора — опасность, зеленый — движение).
Тифлопедагогика рассматривает многие аспекты понимания цвета, но все образы цвета представлены как данность, которую надо принять и запомнить, без учёта возможности сделать восприятие личностным, помогающим собрать персональный цветовой образ воедино.
Авторские школы
Проект Belonika Art Сергея и Ирины Бондарович (Laska.by — Фонд «Ласковые Крылья», направлен на ознакомление незрячих детей с миром цвета и красок. Сергей разработал устройство «Лихтар». Устройство состоит из датчика цвета, микроконтроллера и мобильного приложения, которое воспроизводит мелодии, соответствующие настроению, мотивированному оттенком цвета.
Цвету делегируются определенные эмоциональные характеристики и закреплена мелодия, которые надо запомнить и принять как условие.
Авторская программа Марины Цыгановой также базируется на объяснении цвета для незрячих через эмоции . Например, серый — грусть, красный — агрессия, синий — спокойствие и так далее» [1].
Армаган Эшрев воспинимает образ цвета через вербальную инструкцию, и использует баночки для красок так же обозначенные вербально (подписанные). За один прием работает одним цветом.
Школой Сидлина разработано много техник рисования для незрячих. Цвет используется редко и занимает второстепенную позицию.
Общим для всех школ является интерпретация цвета как закрепленная за ним эмоция. Незрячему человеку предлагается это воспринимать в качестве условия знакомства с цветом.
Проблему вербализма Л. С. Выготский видел в том, что «…слепой все получает в разжеванном виде, ему обо всем рассказывают... Слова особенно не точны для слепого, поскольку опыт его складывается иным образом... Получая в готовом виде всякое знание, он сам разучивается понимать его» [2, с 76].
«Поэтому во время обучения слепых педагог должен руководить процессом усвоения конкретных чувственных знаний и формировать необходимые понятия — это непременное условие для преодоления имеющейся тенденции к разрыву чувственного и понятийного. Исследования показывают, что даже наиболее отвлеченные знания об объектах, не имеющих аналогов, которые могли бы быть познаны при помощи сохранных органов чувств (например, о цвете иди свете), могут быть усвоены при врожденной тотальной слепоте» [3].
В настоящем исследовании была поставлена задача сформировать методику при которой каждый пользователь цветом сможет не только усвоить понимание цвета, принятое в обществе, но и индивидуально осознать свой образ цвета. Расширить индивидуальное ассоциативное поля для каждого цвета, что позволит незрячим художникам осознанно интерпретировать цвета через личный сенсорный опыт и эффективно использовать цветовую палитру в творчестве.
Образ (в психологии) — это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Человек употребляет слово «образ» для обозначения своих представлений каких-либо предметов, действий, чувств, мыслей, идей, состояние души или любого сенсорного или экстрасенсорного опыта.
Цвет как образ тесно связан с функционированием правого полушария головного мозга. Исследования межполушарной асимметрии (Межполушарная асимметрия мозга изучается представителями разных специальностей — нейрофизиологами, нейропсихологами, психиатрами и пр. (Е. Д. Хомская, Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская, В. Л. Деглин, Л. Я. Балонов, Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина, Э. Г. Симерницкая, С. Спрингер, Г. Дейч, В. И. Голод, М. Газзанига, Д. Кимура (D. Kunura), М. Кинсборн (М. Kinsbourne) и др.- показывают, что правое полушарие, доминирующее в раннем онтогенезе, отвечает за непосредственное, целостное и чувственное отражение реальности. Оно формирует индивидуальные образы и символы (чувственные гештальты), что лежит в основе личностного разнообразия и творческой деятельности. Паттерны возбуждения в мозге при восприятии предметов уникальны, подобно отпечаткам пальцев. В отличие от левого полушария, правое не способно к анализу и синтезу, его работа характеризуется целостностью и неполной осознанностью. Левое полушарие, напротив, ориентировано на абстрагирование, обработку кодов и знаков, логическое мышление и создание универсальных схем, принципы его работы одинаковы у всех людей. Таким образом, восприятие цвета как образа, с его индивидуальностью и неповторимостью, является преимущественно функцией правого полушария, в то время как левое полушарие отвечает за логическую обработку и категоризацию цветовой информации [4].
Понимание цвета не является чисто ментальным процессом, а возникает из телесного опыта и взаимодействия с миром. Как отмечают Адамс и Айзава, познание зависит от телесных возможностей, и в этом контексте рассуждение, память, эмоции и язык тесно переплетаются. Этот подход подтверждается исследованиями активности мозга, показывающими, как паттерны активации нейронных ансамблей в сочетании с сенсорным и моторным опытом формируют восприятие [5].
Удивительное исследование принадлежит учёным Гарвардского университета Амиру Амеди и Альваро Паскуль-Леоне (2008 г). В основе указанного исследования лежит случай незрячего от рождения турецкого художника Эшрефа Армагана. В ходе исследования было выявлено, что во время процесса рисования у художника активизируются те участки коры головного мозга, которые отвечают за зрение [6].
Методология:
Стремясь упростить процесс обучения,Иоганн ГенрихПесталоцци, выдающийся швейцарский педагог установил, что существуют простейшие элементы всякого знания, усваивая которые человек познает мир — число, форму, слово…
В настоящем исследовании, для исследования (у зрячих) и формирования (у незрячих) индивидуального образа цвета для каждого участника, использован направленный ассоциативный метод, в котором были объединены «простейшие элементы цвета» — 3 основных цвета, «простейшие элементы» формы — 3 простых геометрических тела и 3 «простейших элемента» формирующих личность: когнитивные (мысль), эмоциональные (чувство) и моторные (действие)аспектов восприятия.
Такой подход позволит подобрать к каждому цвету индивидуальную модель «цветового эталона», основанную на личном опыте ассоциативного осознавания цвета каждого человека. К этим эталонным представлениям были добавлены ассоциации вкуса и запаха из плодов и природных явлений с устойчивым предметным цветом.
Такой подход построения ассоциативных связей раскрывает внутреннее содержание цвета для каждого участника и позволяет осознанно использовать цвет в рельефном рисовании незрячими. А для зрячих этот эксперимент может стать открытием личного образа цвета.
Проведение экспериментальной части со зрячими и незрячими отличалось в комментировании для незрячих, что в природе имеет относительно стабильный предметный цвет, чтобы незрячие могли опираться на эту информацию для подбора ассоциаций к своей цветовой палитре. Список этих слов представлен в приложениях1, 2.
Зрячие участвовали в эксперименте с закрытыми глазами.
При этих условиях очевидно, что форма предъявления цветового стимула была вербальной. При восприятии цветообозначений, т. е. вербального знака, осуществляется способ актуализации (репрезентации, вербального овнешнения) цветового образа, связанного в большей степени с функционированием языковой единицы в конкретной этнокультурной среде. А при восприятии наглядного цветового образца происходит актуализация ассоциаций, имеющих чувственную основу.
О. В. Сафуанова считает, что форма предъявления стимула (вербальная или наглядная) может оказывать существенное влияние на актуализацию ассоциативных связей. Этот феномен, по мнению автора, связан с разными способами сенсорно-перцептивной переработки информации. [7, с110]
Таким образом зрячие люди в условиях работы с закрытыми глазами анализируют свое ассоциативное восприятие цвета, опираясь на те же «простейшие элементы» и сенсорные компоненты для получения личного образа цвета, что и незрячие.
Исследование базируется на трех основных положениях :
Этот раздел призван обосновать наш выбор «простейших элементов».
- Физическая природа цвета: Цвет рассматривается как производная белого луча света, преломляющегося и разделяющегося на базовые цвета (красный, желтый, синий) и их производные. Этот подход подчеркивает целостность спектра.
- Индивидуальность человека определяется совокупностью его когнитивных(мысль), эмоциональных(чувство) и моторных(действие) способностей. Эти способности формируют уникальный способ восприятия и интерпретации окружающего мира.
- Роль формы: Формы окружающих объектов, от простых геометрических до сложных композиций, являются неотъемлемой частью восприятия и могут служить основой для построения ассоциативных связей, в том числе и в области восприятия цвета.
1 Физическая природа цвета.
Цвет — это фундаментальное свойство окружающего мира, тесно связанное с природой света. Восприятие цвета человеком напрямую зависит от взаимодействия электромагнитного излучения — света с объектами и зрительными рецепторами воспринимающего.
Видимый свет, часть электромагнитного спектра, воспринимается как цвета от красного (длинная волна) до фиолетового (короткая). Ньютон разложил белый свет на спектр из семи цветов. Основные характеристики цвета: цветовой тон (определяется длиной волны), насыщенность (чистота цвета) и светлота (отличие от белого). Ньютон определил первичные цвета (красный, синий, жёлтый), вторичные (смесь первичных: оранжевый, зелёный, фиолетовый), и их взаимодействие иллюстрируется цветовым кругом, где смешение противоположных цветов дает ахроматический (белый или серый). Оптическое смешение первичных цветов дает белый, а смешение красок — коричневый/темно-серый [8, с146].
Подчеркнем важный аспект для нашего исследования в этом разделе :
Основные цвета (красный, желтый, синий) образуют целостный спектр. Контрастные пары цветов (например, синий и желтый, дающие зеленый, а контрастный к зеленому — красный) создают яркий визуальный эффект. Смешение контрастных цветов дает коричневый/серый (краски) или белый (оптическое смешение). Гете описывал контрастные пары как содержащие в себе весь цветовой круг, поскольку их сумма (белый) потенциально включает все цвета. Расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга, они создают целостность и полноту. Желязников подчеркивает, что человеческое восприятие стремится к целостности, даже достраивая недостающие цветовые элементы (при явлении цветовой индукции или последовательного цветового контраста). Контраст, являясь формой сопоставления, одновременно служит средством гармонизации, объединяя противоположности в единую систему [9, 8]. Пэтому в основе ассоциативных рядов используются основные цвета- красный, желтый, синий.
Физики и психофизики изучают цвета в лабораторных условиях, точно измеряя световые потоки. Художники имеют дело с цветом красочного пятна на поверхности, который никогда не будет таким же насыщенным, как спектральный цвет. Только спектральные красный, синий и желтый считаются «чистыми» в художественном контексте [8, с 46].
На восприятия цвета оказывает влияние освещение, состояние глаза наблюдателя, возраст, воспитание, общее эмоциональное состояние.
(В. Й. Гете, П. В. Яньшин, А. С. Зайцев, Психологи Lahta Clinic Иван Цыганов, медицинский психолог Олег Долгицкий. немецкие психоаналитики Генрих Фрилинг (Heinrich Frieling) и Ксавьер Ауэр (Xaver Auer) «Человек — цвет — пространство»).
Рассмотрим некоторые аспекты восприятия цвета, которые доступно объяснить незрячим.
Нас окружают в жизни пространство и предметы с разными поверхностями.
В художественной практике цвет разделяют на поверхностный и пространственный.
Цвет предмета зависит от его способности избирательно поглощать, пропускать и отражать свет, и меняется в зависимости от условий освещения. Однако, у человека есть устойчивое представление о цвете предмета, которое сохраняется даже при значительных изменениях условий восприятия- предметный цвет. Это обусловлено влиянием ранее сформированного перцептивного образа, включающего знания и опыт. Предварительное знание, хоть и может искажать восприятие, является неотъемлемой частью процесса, и его нужно учитывать, а не игнорировать. Это называется константностью восприятия [9, 126]. На константность восприятия предметного цвета опирались в ходе исследования для обозначения цветов для незрячих.
Поверхностный цвет в художественном восприятии, тесно связан с текстурой и материальностью объекта. Это, как правило, цвет переднего плана. Зрячие его видят так же подробно, как незрячий может сенсорно обследовать этот предмет.
Если предмет полностью поглотит свет, то предмет будет черный, полное отражение — белый, избирательное поглощение лучей — цвета спектра. Взаимодействие предметов с лучами света можно проиллюстрировать через образы для незрячих участников: возможен образ разных по впитываемости поверхностях: вощеная поверхность каплю воды не впитывает как белая поверхность предметов «отталкивает» все лучи. Хлопок, шерсть, шелк- какие–то ткани лучше впитывают, какие-то хуже, как разные поверхности предметов поглощают разные по длине волны лучи. А черный — образ черной дыры — в нее сколько ни лей воды, она не наполняется, как сумка без дна, поглощая все лучи. Эти образы помогают составить ассоциации для ахроматических цветов, и помогут определиться участникам исследования какой цвет можно назвать легким, а какой тяжелым (важно для цветовой палитры).
Пространственный цвет — это цвет больших объемов среды (небо, вода, туман), обусловленный рассеянием света частицами воздуха или воды. Синева неба — результат преимущественного рассеяния синего света, а белизна тумана — неизбирательного рассеяния. Размер частиц и освещение влияют на цвет: мелкие частицы рассеивают синий свет сильнее, крупные — дают белый. Насыщенный синий цвет неба наблюдается после дождя или на рассвете/закате. Это физическая природа проявления цвета поможет ассоциативному восприятию цвета для незрячих участников: то есть облака, туман, пар — это растворенная вода в воздухе, это можно осознать, если потрогать воздух над стаканом с горячим чаем, либо положив на стакан крышку и проанализировать почему она стала влажной. Эти среды белого цвета. (Можно сделать ассоциативное предположение о весе белого цвета: легкий или тяжелый). В воздухе всегда есть влага. Поэтому цвет неба — синий+ белый.
В психологии восприятия цвета есть понятие — ч увство цвета , в отличие от простого ощущения и даже восприятия, это сложное обогащенное восприятие цвета современным человеком, когда констатируются не только постоянные характеристики цвета, но и возникает сложная сеть представлений, образов, ассоциаций, связанных с цветом . (Это чувство будем формировать у незрячих подростков в ходе эксперимента).
Цвета обладают объективными характеристиками (цветовой тон, светлота, насыщенность — «собственные качества»), а ассоциации на их восприятие — это «несобственные» — субъективные качества цвета. Такие свойства цвета, которые характеризуются словами: «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые», «глухие» и «звонкие», «выступающие» и «отступающие» и т. д. Синий цвет вызывает при одинаковых условиях ощущение большей удаленности нежели красный. В конечном счете, эти свойства также имеют скрытую объективную основу. До недавнего времени считалось, что в основе характеристик цвета лежат ассоциации с теплыми и холодными предметами окружающего мира. Например, синий цвет воспринимается как холодный, потому что он присущ цвету неба, льда, воды, вызывающему в нас чувство холода, прохлады или свежести; цвета красно-желтые воспринимаются как теплые, потому что они присущи таким вещам, как огонь, солнечный свет.
Однако в последнее время установлено, что этому разделению соответствуют и собственно температурные качества цвета. Красно-оранжевая часть спектра заключает больше тепловой энергии, нежели сине-зеленая. Кроме того, экспериментально установлено, что положительное эмоциональное состояние повышает чувствительность к красному и желтому, отрицательное — к синему и зеленому.
В живописи, разделение цветов на теплые и холодные имеет глубокие психологические корни, связанные с воздействием атмосферы. Как отмечал В. Вицольд в XIX веке, прямой солнечный свет, проходя через атмосферу, приобретает красновато-желтый оттенок, создавая теплые тона на освещенных объектах. В то же время, отраженный свет неба придает предметам холодные голубоватые оттенки. Этот контраст теплых и холодных тонов, создаваемый светом и тенью, широко используется в живописи для передачи глубины и объема.
Например, горные цепи, освещаемые солнечным светом при восходе или на закате солнца, показывают теплые светлые тона и холодные голубые тона днём. Теневые и освещенные части предметов строятся всегда на контрасте теплого и холодного. Если свет теплый, то тень холодна, и наоборот.
В эксперименте зрячей группе представлены вербальные цветовые стимулы для выявления ассоциаций, связанных с «чувством цвета». Незрячие подростки будут знакомиться с цветом через предметные ассоциации, начиная с ощущения тепла/холода, связанного с желтым и синим цветами. Исследование основано на понимании цвета как части светового потока.
2. Исследование целостности личностного восприятия через взаимосвязь когнитивных, эмоциональных и моторных способностей находит подтверждение в трудах классиков отечественной психологии. А. Н. Леонтьев («Деятельность. Сознание. Личность», «Проблемы развития психики», «Потребности, мотивы и эмоции») и Л. С. Выготский («Психология развития», «Мышление и речь», «Проблемы психологии») подчеркивают неразрывное единство мысли, чувства и действия как фундаментальных компонентов человеческой деятельности, определяющих восприятие и интерпретацию мира. Леонтьев рассматривает их как взаимосвязанные элементы единой функциональной системы, направляющей поведение, в то время как Выготский акцентирует взаимозависимость этих процессов в контексте онтогенетического развития и обучения. Сосредоточение Леонтьева на системном аспекте и акцент Выготского на развитии подчеркивают целостную природу личности и формирование индивидуального опыта через взаимодействие когнитивных процессов (мышления), эмоциональных реакций (чувств) и физических действий (моторных навыков).
Эта идея о единстве когнитивного, эмоционального и моторного получает дальнейшее развитие в современных теориях. Теория когнитивной оценки Ричарда Лазаруса, представленная в работах «Когнитивная психология и адаптация к стрессу» (1966), «Стресс, оценка и совладание» (1974), «Эмоции и механизмы совладания» (1984) и «Психология стресса и болезней» (1993), демонстрирует решающую роль когнитивной оценки в формировании эмоциональных и поведенческих реакций. Лазарус выходит за рамки упрощенных моделей «стимул-реакция», показывая, что интерпретация события (когнитивная оценка) опосредует связь между внешним стимулом и индивидуальным эмоциональным и поведенческим ответом. Например, стрессовое событие может вызывать различные реакции в зависимости от когнитивной оценки угрозы и ресурсов для совладания. Взаимодействие первичной и вторичной оценки (оценка угрозы и оценка ресурсов) наглядно иллюстрирует динамическое взаимодействие когнитивных, эмоциональных и моторных процессов в формировании индивидуальных реакций.
Эта динамика подтверждается и теорией множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая признает многообразие когнитивных способностей и их уникальные комбинации в каждом индивиде. Теория эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана подчеркивает значимость эмоциональных способностей в формировании поведения, принятии решений и достижении личного успеха, демонстрируя тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов.
Наконец, исследования в области воплощенного познания (например, работы Франциско Варелы, Эвана Томпсона и Элеоноры Рош «Воплощённый разум: когнитивная наука и человеческий опыт», а также работы Родни Брукса, Ханса Моравеца и Рольфа Пфейфера в робототехнике, и нейробиологические исследования Джеральда Эдельмана и Антонио Дамасио) подтверждают роль тела и физических действий в формировании когнитивных и эмоциональных процессов. Эти исследования доказывают тесную взаимосвязь двигательных навыков с когнитивными и эмоциональными аспектами личности. Аналогичный вывод делает Джордж Лакофф в своей работе «Метафоры, которыми мы живем» (в соавторстве с Марком Джонсоном), показывая, что человеческий опыт и метафоры тесно связаны с телесными характеристиками и взаимодействием с миром.
В заключение, совокупность представленных теоретических подходов подтверждает тезис о целостности личностного восприятия, основанной на тесном взаимодействии когнитивных (мысль), эмоциональных (чувство) и моторных способностей (действие). Изучение этих взаимодействий является ключом к пониманию индивидуальных особенностей восприятия и поведения.
3. Роль формы в ассоциативном образе цвета :
Этот раздел исследования посвящен изучению роли формы в формировании ассоциативного образа цвета. Мы исходим из предположения, что форма является важным компонентом в создании субъективных связей между цветом и различными аспектами человеческого опыта. Предметный мир предстает перед нами через формы, и даже самые сложные фигуры могут быть представлены комбинацией простых геометрических форм [10]. Поэтому анализ геометрических тел лежит в основе нашего исследования.
– Художники: Василий Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» углубленно исследует взаимодействие цвета и формы, подчеркивая их эмоциональное и духовное воздействие. Группа художников под руководством М. В. Матюшина в 20-х годах ХХ века проводила эксперименты, демонстрирующие влияние формы на восприятие цвета. Они наблюдали, что окрашенные геометрические фигуры «обладают динамикой, имеют тенденцию к изменению», что свидетельствует о взаимодействии формы и цвета (8, с. 104). Йоханнес Иттен («Искусство цвета») и Йозеф Альберс («Взаимодействие цвета») также подробно анализируют взаимосвязь формы и цвета, подчеркивая её субъективность и зависимость от контекста.
– Психологи: Рудольф Арнхейм («Искусство и визуальное восприятие») и Курт Коффка (основатель гештальт-психологии) в своих работах исследуют психологические механизмы восприятия визуальной информации, включая взаимодействие формы и цвета в создании осмысленного восприятия.
– Нейробиология: Современные исследования зрительного восприятия в мозге предоставляют нейрофизиологические основы для понимания связи между обработкой формы и цвета.
Для нашего исследования важно отметить, что хотя общий принцип ассоциации формы и цвета широко принят, сами конкретные ассоциации могут различаться в зависимости от культурного фона, личного опыта и контекста наблюдения. Именно индивидуальность восприятия является ценностью для создания индивидуальных палитр в нашем исследовании.
Необходимые условия для формирования ассоциативного образа цвета
Формирование ассоциативного образа цвета, сложного и индивидуального феномена, возможно исключительно на этапе развития высших психических функций. Появление осознанного понятийного мышления, самосознания и развитого воображения в подростковом возрасте создает необходимые условия для установления сложных ассоциативных связей между цветом и другими аспектами жизни. В этот период подросток способен:
- Переходить от чувственного восприятия к осмысленному познанию: Выявлять закономерности, связывать различные элементы опыта и строить целостную картину мира, включая в аспект восприятия цвета.
- Придавать личностный смысл восприятию цвета: Интегрировать собственный опыт и эмоции в восприятие цветовых стимулов.
- Создавать новые конкретные образы цвета: Использовать возрастные свойства воображение для создания новых ассоциаций, выходящих за рамки прямого опыта [11].
Ход эксперимента
Эксперимент проводился с двумя группами участников:
– зрячими (число участников — 40 человек) и
– незрячими (число участников — 5 человек).
Зрячие участники выполняли задания с закрытыми глазами.
Часть1. Формирование базовой палитры (зрячие и незрячие)
- Выбор базовых геометрических фигур: Участникам предлагался ящик с геометрическими телами (сфера, куб, трехгранная пирамида, эллипсоид, овоид, четырехгранная пирамида, треугольная призма, параллепипед). Им было предложено выбрать три фигуры, которые, по их мнению, являются базовыми. Все участники выбрали: сферу, куб и трехгранную пирамиду.
- Ассоциативное сопоставление фигур и проявлений человека: Каждой выбранной фигуре участник должен был ассоциативно присвоить одно из трех проявлений человека: мысль, чувство или действие. Участник описывал свой выбор, характеризуя проявления человека через признаки и свойства геометрических тел.
- Сопоставление фигур, проявлений человека с основными цветами:
К каждой фигуре, (с присвоенной характеристикой — мысль, чувство, действие) участники подбирали один из трех основных цветов (красный, желтый, синий).
(Для незрячих обозначалось, что в природе встречается этого цвета)
- Выбор вкуса и запаха: Для каждого выбранного цвета участник подбирал вкус и запах из соответствующих по цвету природных явлений, плодов, ассоциирующихся с этим цветом.
Часть 2: Формирование дополнительных цветов (зрячие и незрячие)
- Выбор геометрических тел для дополнительных цветов: Участникам предлагалось подобрать геометрическое тело, которое совмещает в себе признаки двух выбранных базовых геометрических тела (например, сфера + трехгранная пирамида = конус). Результатом ассоциативного осознавания изменений явилась новая форма, в результате слияния базовых форм.
- Определение дополнительного цвета и его содержания: зрячие участники предполагали какой цвет получится. Незрячим цвет назывался. На основе сочетания, например, «мысль» + «чувство», участник описывал предполагаемый цвет, возникающий при смешении цветов, ассоциированных с выбранными фигурами, и давал ему собственную характеристику.
- Описание дополнительного цвета: Участник описывал внутреннюю характеристику получившегося дополнительного цвета, подбирал к нему соответствующий вкус и запах из природных проявлений и плодов с устойчивми цветовыми характеристиками. Для незрячих перечислялся список
- Формирование цвета коричневого и серого (зрячие и незрячие)
Для получения коричневого и серого цветов участникам предлагалось соединить все три основные цвета (красный, желтый, синий).
Мысленно соединить все три базовые проявления человека (мысль, чувство, действие).
Соединить три базовые формы (сфера=шар, куб, трехгранная пирамида).
Обсуждаем, что при смешении красок получаем данные цвета, при смешении цветных световых лучей получили бы белый луч света.
Участники подбирали для этих цветов ассоциативное описание, геометрическое тело, объединяющее три основных формы, и соответствующие вкусы и запахи.
Работа с ахроматическими цветами (только с незрячими)
Для ахроматических цветов (черный и белый) геометрические фигуры не использовались. Участникам рассказывалось, что в природе бывает такого цвета и предлагалось ассоциативно определить, какой из цветов (черный или белый) больше соответствует характеристике «легкий», а какой — «тяжелый». К «тяжелому» цвету в качестве ассоциативного обозначения предлагалось камушек положить в палитру.
Результаты эксперимента можно представить в виде таблицы:
Анализ результатов, представленных/ проиллюстрированных в таблице 1. позволяет сделать следующие выводы:
Примеры из таблиц исследования образа цвета зрячих и формирования образа незрячих.
Под № 41-зрячий -10 лет, под № 1-незрячий- 17 лет
Таблица 1
41 |
10 лет зрячий |
Основные цвета |
Основные цвета |
Основные цвета |
Доп. цвета |
Доп. цвета |
Доп. цвета |
|
№ |
форма |
Трехгранная пирамида |
сфера |
куб |
конус |
цилиндр |
Трехгранная призма |
овоид |
цвет |
желтый |
красный |
синий |
оранжевый |
фиолетовый |
зеленый |
коричневый |
|
Характ-ка |
Мысль-стремление, яркая |
Действие-быстро катится |
Чувство- стабильное, есть углы |
Подготовка уроков |
Дарить подарки |
Ожидание подарка |
Продумывать сюрприз |
|
вкус |
лимон |
клубника |
соленый |
апельсин |
черника |
киви |
Черный чай |
|
запах |
ваниль |
вишня |
морской |
мандарин |
Фиалки лесные |
Скошенной травы |
Запах дерева |
|
1 |
17 лет незрячий |
Основные цвета |
Основные цвета |
Основные цвета |
Доп. цвета |
Доп. цвета |
Доп. цвета |
|
№ |
форма |
Трехгранная пирамида |
сфера |
куб |
конус |
цилиндр |
Четырехгранная пирамида |
овоид |
цвет |
красный |
желтый |
синий |
оранжевый |
зеленый |
фиолетовый |
коричневый |
|
Характ-ки |
Действие- проникновение, последовательно, устойчиво, многогранно, может причинить боль, волнение перед действием |
Чувство-успокаивает, радует |
Мысль-многогранная, устойчивая. стараешься все продумать, задумал- доведешь до конца. Все сможешь |
впечатление |
мечта |
Достижение результата |
Сочинение песен-творчество |
|
вкус |
клубника |
мед |
- |
апельсин |
огурцы |
Жимолость, виноград |
корица |
|
запах |
помидор |
лимон |
Запах медуницы |
манго |
Мята, листья смородины |
базилик |
корица |
- Зрячие и незрячие участники связывают цвета с ассоциативными образами, тактильными, вкусовыми и обонятельными ощущениями.
- Ассоциации — с природными явлениями (например, солнце в зените для желтого, глубина воды для синего) помогают незрячим лучше понять природу цвета.
- Создание индивидуальной палитры, отражающей личностные ассоциации, способствует осознанному использованию цвета в творчестве.
Заключение
Исследование имеет практическую значимость для незрячих детей, позволяя им осознанно использовать цвет в творчестве, способствуя интеграции в общество и повышению самооценки. Для зрячих, рисование с закрытыми глазами (рельефное рисование) имеет психотерапевтический эффект, помогая фокусироваться на внутренних переживаниях и преодолевать страх перед рисованием. Предложенный метод формирования ассоциативного восприятия цвета позволяет создавать уникальные цветовые палитры, особенно важные для незрячих. Будущие исследования должны сфокусироваться на разработке методик для широкого внедрения этого подхода и изучении влияния на творческую продуктивность.
Приложения для работы с незрячими по формированию образа цвета.
Приложение1
Цвета художники делят на теплые и холодные.
Их и начинаем разбирать, опираясь на тепловой эффект природных явлений. Жёлтый — солнце в зените (самая теплая часть суток) и самый горячий участок огня, раскаленный металл, магма.
Подбираем к ощущению тепла форму из базовых геометрических тел; проявление человека (мысль, действие или чувство) — фиксируем ассоциации и в тарелочку кладется выбранное базовое геометрическое и подобранный к ним цвет.
Красный — тоже есть в огне, в солнце, когда оно встаёт или садится (восход- закат). Если сильно разогретый металл, магма в соприкосновении с воздухом, поверхность становится более красной, так как накал жара чуть меньше. Красный не такой горячий, но активный, динамичный. Когда человек активно двигается, он разогревается и щеки у него краснеют, так как кровь в нашем теле- красная.
Также выбираем геометрическое тело из базовых к цвету по ассоциации и чел проявление (действие, мысль или чувство)
Синий — холодный цвет. Он проявляется в небе и в воде, когда они глубокие.
Вода и небо в природе. Как вода у берега, так воздух у поверхности земли теплее и цвета у них нет, но чем дальше от поверхности земли (в горах…) и глубже водоем, тем больше проявляется прохлада и синий цвет. Туда куда не дотягивается лучи солнца, там тень она всегда холодная и в ней растворен синий цвет.
Подбираем форму и человеческое проявление из базовых.
Вторым этапом знакомимся с дополнительными цветами.
Третьим подбираем к ним вкус и запах.
Четвертым -вводим ахроматические цвета.
Черный — белый — серый.
Серый возможно получить в результате смешения белого и черного цветов, либо смешением основных цветов (красного, желтого, синего). В зависимости от пропорций цвета можно получить коричневый или серый цвет.
Коричневый цвет — все, что обветрено и обжарено. Коричневый — слово произошло коры коричного дерева. Кора многих деревьев коричневая. Обжаренные продукты приобретают коричневый цвет, гречка, какао-бобы, кофе- в обжаренном виде приобретают привычный коричневый цвет и запах. Загорелая кожа.
Белый — снег, туман, облака, иней и запах морозного воздуха, хлопковая коробочка, кокон шелкопряда, мел (органика, содержащая кальций — зубы, кости, морские раковины, молоко, творог, кефир.)
Полное отражение всего спектра света
Черный — куда не проникают лучи солнца (космос, глубокие морские впадины, пещеры; нефть, уголь, сажа
Полное поглощение всего спектра света
Приложение 2
Вкусовая палитра цвета:
Мы сегодня будем пробовать цвет на вкус, осознавать его на запах, фактуру. (можно представлять по памяти)
Ты осознаешь какие разные впечатления можно получить от предметов одного цвета. А для нас важно выбрать свой вкус цвета, который лучше отражает твое ощущение цвета.
Проговаривай все свои ощущения.
Выбери для обозначения цвета свой вкус и запах из перечисленных:
Синий: морская вода, пресная вода, запахи рек и водоемов, запах моря, васильки, незабудки.
Красный: перец, помидор, клубника, земляника, арбуз (внутренняя часть), рябина, калина, кислица, красная смородина.
Жёлтый: воск пчелиный, мед, масло подсолнечное, масло сливочное, манго, желток яйца, лимон, кукуруза, пшенная каша, смола хвойных деревьев.
Оранжевый: апельсин, мандарин, морковь, тыква, шафран, бархатцы, ржавчина.
Фиолетовый: свекла, базилик, черника, слива, виноград Изабелла, жимолость.
Бордовый: черешня, вишня, брусника, клюква, гранат.
Зеленый: петрушка, рукола, лук, кинза, мята, укроп, горох свежий, шпинат, щавель, огурцы, авокадо; запах травы и хвои.
Коричневый: корица, шоколад (какао бобы) кофе, обжаренная гречка, квас; торф, земля.
Белый: снег, облака, туман, пар, запах тумана, мороза, мел-(кости, зубы), молоко, кефир, творог, хлопковая коробочка, кокон шелкопряда.
Черный: сажа, уголь, нефть (угольные таблетки), места, в которые не проникает свет.
Литература:
- Марина Цыганова «Через описание эмоций я научила незрячих определять цвета» / Цыганова Марина. — Текст: электронный // Говорит Нижний: [сайт]. — URL: https://govoritnn.ru/cherez-opisanie-jemocij-ja-nauchila-nezrjachih-opredeljat-cveta/ (дата обращения: 15.12.2024).
- Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1983. — 368 c.
- Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих / А. Г. Литвак. — СПб: РГПУ, 1998. — 271 c.
- ВизельТ, Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. / ВизельТ. Г. — 2-е изд. — Москва: АСТ, 2021. — 544c.
- Адамс Границы познания / Адамс. — Текст: электронный // Stanford Encyclopedia of Philosophy Archive: [сайт]. — URL: https://plato.stanford.edu/archIves/spr2015/entries/memory/ (дата обращения: 15.12.2024).
- Maryam, Mamedova Эшреф Армаган. Мир глазами незрячего художника / Mamedova Maryam. — Текст: электронный // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://m.vk.com/@middleeastclubiaas-eshref-armagan-mir-glazami-nezryachego-hudozhnika (дата обращения: 15.12.2024).
- Сафуанова, О. В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: специальность Ю935.113.11–221,0 «19.00.01: Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Сафуанова О. В; — Москва, 1994.— 146 c.
- Зайцев, А. С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. — Москва: Искусство, 1986. — 159 c.
- Железняков, В. Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор / В. Н. Железняков. — Москва, 2001.— 234 c.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. — Москва: Политиздат, 1975. — 304 c.
- Выготский, Л. С. Т.4: Детская психология / Л. С. Выготский. — Москва: Педагогика, 1984. — 433 c.
- Чикин, А. А. Концепция «Воплощенного познания» в когнитивной науке / А. А. Чикин. // Когнитивные исследования. — 2012. — № ФН-11. — С. 141–148
- Иоханнес, Иттен Наука о цвете и живопись / Иттен Иоханнес. — 4-е изд.— Москва: Д. Аронов, 2007. — 94 c.
- Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. — С: Азбука (Санкт-Петербург), 2005. — 236 c.
- Нашивочкин, Ю. А. Современное искусство. Художественное направление Школа «ХРАМОВАЯ СТЕНА» / Ю. А. Нашивочкин. — Текст: электронный // Copyright. Слепой художник: [сайт]. — URL: https://pavlova.ws/nashivochnikov/05.php (дата обращения: 14.12.2024).
- Яньшин, П. В. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта: специальность Ю935.113.11,0 «Общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Яньшин П. В.; — Москва, 2001. — 394 c.
- Юлия Токарева Научная теория цвета / Токарева Юлия. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/63ac30309a7947b002800fc9?from=copy (дата обращения: 15.12.2024).
- Фершильд, М. Д. Модели цветового восприятия / М. Д. Фершильд. — 2-е изд. — б. м.: б. и., 2004. — 439 c.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва: АСТ, 2023–572 c.
- Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. / Л. С. Выготский. — Москва: смысл, 2005. — 182 c.
- Выготский, Л. С. Избранные психологические произведения. / Л. С. Выготский. — Москва: Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. — 519 c
- Николаева, А. Ю. Теория воплощенного познания: исследования речи / А. Ю. Николаева. // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2019. — № (1). — с. 79–92.
- Восприятие света и цвета / Пэдхем. — Текст: электронный // НЭБ: [сайт]. — URL: https://rusneb.ru/catalog/005664_000048_RU_IS_BASE_304003925 (дата обращения: 14.12.2024).
- Григорий Кшеминский / Кшеминский Григорий. — Текст: электронный // 4brain.ru: [сайт]. — URL: https://4brain.ru/pro.php?ici_source=fixbanner&ici_medium=monthly_subscription2024 (дата обращения: 15.12.2024).
- Чипеева, Н. А. Формирование графических навыков, ручных умений слепых детей младшего школьного возраста на уроках Изобразительного искусства и технологии / Н. А. Чипеева. — URL: (дата обращения: 15.12.2024).
- Барсалу Л. В. Системы перцептивных символов. Поведенческие и мозговые науки 1999; 22(4):577–609