Тенденции развития медицинского туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 18.04.2019

Статья просмотрена: 2982 раза

Библиографическое описание:

Егоркина, А. В. Тенденции развития медицинского туризма / А. В. Егоркина, А. С. Ямщиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 16 (254). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/254/58188/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей работе рассмотрена информация о медицинском туризме. Представлены информация о странах, наиболее привлекательных в данной сфере, основные причины поездок людей с целью лечения. Рассмотрена организация работы по развитию медицинского туризма в Красноярском крае.

Ключевые слова: медицинский туризм, экспорт медицинских услуг.

This paper reviews information on medical tourism. Presents information on the countries most attractive in this field, the main reasons for people traveling for treatment. Considered the organization of work on the development of medical tourism in the Krasnoyarsk Territory.

Keywords: medical tourism, export of medical services.

Медицинский туризм представляет собой сравнительно новое направление. Его целью является получение плановых медицинских услуг за пределами региона проживания.

Медицинский туризм — термин, обозначающий практику предоставления плановых медицинских услуг за пределами региона проживания, совмещение отдыха за рубежом с получением высококвалифицированной медицинской помощи. Медицинский туризм не обязательно предполагает получение медицинских услуг в другом государстве. Так, в США для снижения расходов пациентов могут направлять в другие штаты [1].

Темпы роста сектора мирового медицинского туризма в настоящее время считаются одними из наиболее высоких, по сравнению с другими туристскими сегментами. Более 50 стран заявляют развитие медицинского туризма на уровне государственной политики. В этом секторе в полной мере задействован весь инструментарий глобального маркетинга. В мире проходит большое количество научных конференций, посвященных теме медицинского туризма. Медицинский туризм породил новую концепцию современного здравоохранения. Не имея возможности решить медицинскую проблему в своей стране, пациент выбирает страну, врача и клинику, где ему могут предложить самое современное и своевременное обследование, лечение. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма заставляет медицину развиваться более быстрыми темпами [2].

Путешествие за границу в поисках укрепления здоровья и благополучия не новое явление. С 18-го по 20-й век в основном состоятельные пациенты из развивающихся стран ездили в медицинские центры Европы и США для лечения. Эта тенденция начала меняться в конце 20-го и значительно усилилась в 21-м веке в результате глобализации коммуникационных и транспортных технологий, когда менее состоятельные люди из развитых стран начали ездить в развивающиеся страны для получения медицинских услуг.

Большой популярностью медицинский туризм пользуется среди жителей США, Канады и Западной Европы. В США количество людей, страховка которых не покрывает лечение тяжелых хронических заболеваний, приближается к 110 миллионам. Поэтому многие американцы предпочитают проходить лечение за рубежом, так как стоимость лечения кардиологических, ортопедических и многих других заболеваний, например, в Индии или Таиланде составляет четверть, а иногда и десятую часть стоимости аналогичного лечения в США. В последние годы значительную активность на рынке медицинского туризма проявляют страны Азии. Так, клиники Южной Кореи при мощной поддержке правительства завоевали доверие пациентов на Дальнем Востоке России. Клиники Израиля пользовались значительной популярностью до кризиса 2014 года в России.

Начинает своё продвижение на рынке и Япония, значительно упростив порядок получения медицинской визы, а также учредив под эгидой Министерства экономики, торговли и промышленности консорциум Medical Excellence JAPAN для облегчения пребывания пациентов в этой стране.

Согласно индексу медицинского туризма (Medical Tourism Index, MTI) Россия занимает 34-е место из 41. В десятку лучших направлений для медицинского туризма входят Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур, Индия, Германия, Франция, Южная Корея, Италия, Португалия и Колумбия [8].

MTI является мировым ориентиром по привлекательности стран как направлений медицинского туризма, рейтингу и анализу состояния страны как направления медицинского туризма. MTI впервые опубликовано данные в 2014 году. Проведено сравнение 30 стран на основе 34 критериев [8].

Топ-5 стран с точки зрения «индекса окружающей среды страны» являются Канада, Великобритания, Сингапур, Германия и Коста Рика. Что касается «индекса расходов на медицинский туризм», то наиболее привлекательными странами являются Канада, Коста-Рика, Филиппины, Мексика и Колумбия. Наконец, в топ-5 стран по «индексу обслуживания» входят Израиль, Сингапур, Канада, Великобритания и Германия [8].

Медицинский туризм в мировой практике включает в себя три функции: информирование о клиниках и услугах, продвижение и организация медицинской помощи и сопровождение пациента на этапе лечения, а также саму поездку и досуг клиента во время пребывания.

В зависимости от потребностей клиентов и специфики отдельных стран спектр предоставляемых этими организациями услуг может варьироваться от информирования (как в Германии и Бельгии) до организации лечения «под ключ» — как делается в Южной Корее, Сингапуре и Малайзии.

Сервис, который предлагают иностранным клиентам страны-лидеры медицинского туризма, может включать в себя офисы, работающие 24/7 (на Филиппинах), услуги по организации поездки и проживания, удаленные консультации с врачами (как, например, в Израиле) и даже индивидуального медицинского консьержа (например, в Доминиканской Республике).

В настоящее время уже сформировался глобальный рынок медицинских услуг со своей инфраструктурой (медицинским менеджментом, органами аккредитации, агентствами медицинского туризма и туроператорами, специалистами в сфере медицинских путешествий). Даже в условиях финансового кризиса медицинский туризм развивается и оказывает всё большее влияние на национальные системы здравоохранения и деятельность страховых компаний, которые всё чаще предпочитают оплачивать лечение клиентов в зарубежных клиниках. В условиях глобальной экономической конкуренции феномен медицинского туризма заставляет медицину развиваться быстрыми темпами за счет современных технологий и улучшения обслуживания пациентов.

Выделяют четыре основных побудительных мотива медицинского туризма [2]:

низкая стоимость;

современные медицинские технологии;

высококвалифицированная медицинская помощь;

временной фактор (при долгом ожидании медицинского лечения в своей стране).

Могут быть и другие побудительные мотивы. Например, отдельных людей интересует возможность совмещения лечения с туристской программой в другой стране (фактор добавленной стоимости). В отдельных случаях пациентов интересует полная анонимность лечения [2].

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость развития здравоохранения и экспорта услуг в сфере медицины и туризма [3].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» объем экспорта медицинских услуг к 2024 году должен будет составить $1 млрд в год. С целью выполнения Указа создана федеральная некоммерческая организация Российская Ассоциация Медицинского Туризма (РАМТ) [4,5]. По поручению президента Владимира Путина в марте 2017 года был создан специальный проектный офис Минздрава РФ по развитию въездного медицинского туризма, который и реализует программу привлечения иностранных пациентов.

По данным Минздрава, по итогам 2016 года объем медицинской помощи иностранным гражданам в стоимостном выражении составил более 1,5 млрд рублей, к услугам российских медиков обратились более 66 тыс. пациентов. Согласно результатам исследования, проводившегося среди 17 подведомственных Минздраву учреждений, в первом полугодии 2017-го за медицинской помощью в Российскую Федерацию приехали 14,2 тыс. человек, которые сгенерировали денежный поток на общую сумму 461,2 млн рублей. При этом 74 % финансовых поступлений от экспорта медуслуг составляет медицинская помощь в стационарах, средняя стоимость пребывания одного пациента в которых по итогам первого полугодия составила 61 тыс. рублей (с учетом оказанных услуг). Граждане стран Центральной Азии, еще треть пациентов приезжает в Россию из Европы [6].

По данным Минздрава, в России зарубежные пациенты прибегают к услугам как федеральных, так и частных клиник. В федеральных учреждениях у иностранцев наиболее востребованы следующие профили: онкология, офтальмология, сердечно-сосудистая хирургия и нейрохирургия. В частных клиниках — стоматология, гинекология и вспомогательные репродуктивные технологии, а также пластическая хирургия.

На территории Красноярского края с 2019 года так же реализуется региональный проект «Развитие экспорта медицинских услуг». Задача реализации проекта — увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом. В плане за 2019 год пролечить 680 000 иностранных граждан в медицинских учреждениях края (государственных и частных) [7].

В реализации проекта принимают участие 3 краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения: «Краевая клиническая больница», «Красноярский краевой клинический онкологический диспансер им. А. И. Крыжановского», «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н. С. Карповича» и 2 федеральных учреждения: «Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА», «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии».

Проблемы, существующие на сегодняшний день при реализации проекта по развитию медицинского туризма в Красноярском крае: недостаточно ресурсов для проведения маркетинговых исследований (анализа рынка экспорта мед услуг, потребность иностранных граждан в медицинских услугах, анализ собственных возможностей, конкуренция и т. д.), специалистов по коммуникационным проектам, PR, рекламе, таргетированным механизмам размещения в сети «Интернет», недостаточный уровень знания у медицинских работников английского языка, отсутствие сертификации у МО — участников проекта (кроме КГБУЗ «Краевая клиническая больница»), необходимой инфрастуктуры и сервисных услуг, страховых пакетов.

Развитие медицинского туризма является перспективным направлением, которое необходимо развивать. В настоящее время в учреждениях здравоохранения Красноярского края имеются возможности оказывать медицинские услуги высокого качества и с доступными ценами по следующим направлениям: кардиология, нейрохирургия, травматология, офтальмология, стоматология. Для решения поставленных задач необходимо решать проблемы с языковым барьером, уровнем знаний и технологическим обеспечением процессов в соответствии с международными стандартами. Планируется развитие инфраструктуры и сервисных услуг как в медицинских организациях, так и на всех этапах пребывания потребителя медицинской услуги.

Литература:

  1. Эрик Тополь. Будущее медицины: Ваше здоровье в ваших руках. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 491 с. — ISBN 978–5-91671–592–7.
  2. Марченко О. Г. Мировой медицинский туризм смещается в страны АТР. Аналитический обзор. — science-education.ru, 2013.
  3. Послание Президента Федеральному Собранию (рус.), Президент России. Проверено 17 ноября 2018.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 (рус.), Президент России. Проверено 17 ноября 2018.
  5. Российская Ассоциация Медицинского Туризма. rmta.ru. Проверено 17 ноября 2018.
  6. Ямщиков А. С., Руйга И. Р. О необходимости совершенствования механизма реализации проектов государственно-частного партнерства на муниципальном уровне (на примере г. Красноярска): статья из журнала / Москва: Экономика и предпринимательство № 8–1, 2015. — 271–278 с. (Журнал ВАК).
  7. Ямщиков А. С., Руйга И. Р. Особенности применения механизма государственно-частного партнерства в практике управления государственными и муниципальными автономными учреждениями социальной сферы: статья из журнала / Вестник алтайской науки. — № 3. — 2015. (Журнал ВАК).
  8. Medical Tourism Index [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.medicaltourismindex.com/overview/destination-ranking/, свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский туризм, MTI, Канада, услуга, медицинская помощь, Российская Федерация, Россия, Сингапур, США, Красноярский край.


Ключевые слова

медицинский туризм, экспорт медицинских услуг

Похожие статьи

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Тенденции развития детского туризма

В статье представлен анализ тенденций развития детского туризма на примере Самарской области, выявлены факторы, негативно влияющие на развитие данного вида туризма.

Формирование привлекательного бренда региона Республика Карелия

Статья посвящена вопросам необходимости формирования бренда территории Республика Карелия, рассмотрены возможности при развитии туризма, а также предоставлена актуальная статистическая информация.

Туристическая отрасль в России

Статья посвящена одной из самых значимых отраслей для экономике страны- туристической. Рассмотрены само понятие «туристической отрасли», факторы оказывающие тормозящие влияние на ее развитие, положительные и отрицательные стороны влияния туризма на э...

Проблемы использования и перспективы использования туристического потенциала Хабаровского края для развития внутреннего туризма

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае. Дана характеристика сущности и особенностей внутреннего туризма. Раскрыта организация внутреннего туризма в России. Определены проблемы и перспективы использов...

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане

Эта статья посвящена вопросам оценки потенциала и перспектив развития туристской отрасли в Узбекистане, которая основана на узбекском гостеприимстве и высоком качестве предоставления туристских услуг в совокупности с государственной поддержкой этой с...

Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...

Похожие статьи

К вопросам развития туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы развития национального туризма в Республике Узбекистан. На основе анализа сложившейся в туристической отрасли авторами предложены направления совершенствования отношений в сфере туризма.

Тенденции развития детского туризма

В статье представлен анализ тенденций развития детского туризма на примере Самарской области, выявлены факторы, негативно влияющие на развитие данного вида туризма.

Формирование привлекательного бренда региона Республика Карелия

Статья посвящена вопросам необходимости формирования бренда территории Республика Карелия, рассмотрены возможности при развитии туризма, а также предоставлена актуальная статистическая информация.

Туристическая отрасль в России

Статья посвящена одной из самых значимых отраслей для экономике страны- туристической. Рассмотрены само понятие «туристической отрасли», факторы оказывающие тормозящие влияние на ее развитие, положительные и отрицательные стороны влияния туризма на э...

Проблемы использования и перспективы использования туристического потенциала Хабаровского края для развития внутреннего туризма

В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие внутреннего туризма в Хабаровском крае. Дана характеристика сущности и особенностей внутреннего туризма. Раскрыта организация внутреннего туризма в России. Определены проблемы и перспективы использов...

Оценка и перспективы развития туристско-рекреационного кластера региона СКФО

В статье рассмотрены вопросы развития туристического кластера, его перспективы и возможности.

Анализ тенденций развития туристической отрасли в Калининградской области

В статье представлены и проанализированы основные показатели развития туризма в Калининградской области. Дана краткая характеристика туристической отрасли в регионе.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Потенциал и перспективы развития туризма в Узбекистане

Эта статья посвящена вопросам оценки потенциала и перспектив развития туристской отрасли в Узбекистане, которая основана на узбекском гостеприимстве и высоком качестве предоставления туристских услуг в совокупности с государственной поддержкой этой с...

Современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма в Узбекистане

В статье рассмотрены значение, современные тенденции и перспективы развития гастрономического туризма,особенности приготовлениянациональных блюд, а также предложены способыпродвижения гастрономического туризма Узбекистана. Далее в статье рассказывает...

Задать вопрос