Формирование системы контроллинга использования персонала на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №16 (254) апрель 2019 г.

Дата публикации: 23.04.2019

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Хачемизов А. Р. Формирование системы контроллинга использования персонала на предприятии // Молодой ученый. — 2019. — №16. — С. 212-214. — URL https://moluch.ru/archive/254/58177/ (дата обращения: 15.12.2019).



Цель настоящего исследования состоит в определении концептуального содержания системы контроллинга трудовых ресурсов на предприятии. В качестве основного методологического базиса принят системный подход. В результате исследования разработана схема информационного взаимодействия элементов системы контроллинга персоналом на предприятии, рассмотрены функционально-технологический и системно-целевой подходы к формированию системы контроллинга персонала на предприятии.

Ключевые слова: система контроллинга, персонал, контуры управления, информационные процессы

Управление трудовыми ресурсами, как и любой процесс в организации, связано с переработкой значительных объемов информации. Поскольку любая организация является сложной системой, то протекающим в ней процессам свойственны параллельность, пересечение пространства и времени, что обусловливает необходимость создания соответствующей системы контроллинга, ориентированной на разработку и принятие эффективных управляющих воздействий по изменениям внешней среды, организационных требований и условий производственных процессов [1].

В данном случае информационный ресурс является таким же независимым компонентом как трудовой, финансовый, материальный и другой ресурс. В тоже время он играет роль инструмента управления трудовыми ресурсами в частности. При этом он (информационный ресурс) рассматривается как составная часть системы поддержки решений по использованию персонала в рамках одного процесса, перенаправления его на другие процессы или изменение условий его использования. Сформулированные задачи решаются на основе информационных технологий, представляющих собой процессное множество действий по формализации и расширению массива знаний, формирование связей между информацией, персоналом и информационными базами данных. По существу данные действия являются задачами системы контроллинга персонала предприятия [5].

Информационные технологии предоставляют системе контроллинга персонала возможность эффективного решения задач в трудовой сфере. В современных условиях развития информационных технологий обусловливается формирование эффективных мониторинговых систем контроля всех организационных процессов, в которых задействован человеческий ресурс. Такими образом, информация, информационные технологии являются не только самостоятельным независимым ресурсом, но и эффективным инструментом управления персоналом предприятия. Схема управления с учетом взаимодействия элементов системы управления в виде обмена информационными потоками между элементами системы контроллинга представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Схема информационного взаимодействия элементов системы контроллинга персоналом: СУП — система управления процессом;

Прямые информационные потоки;

Обратные информационные потоки

Очевидно, что процесс контроллинга персонала управления трудовыми ресурсами осуществляется в двух уровнях организационного управления: процессном и организационном. На организационном уровне решаются задачи стратегического управления использованием человеческих ресурсов. К их числу относятся задачи: прогнозирования, потребности в человеческих ресурсах, найма рабочей силы через внешний рынок труда, перераспределение персонала между процессами, определения режима использования трудовых ресурсов на предприятии, создание системы переподготовки и повышения квалификации и т. д. В рамках организационных процессов система контроллинга занимается перераспределением и использованием трудовых ресурсов в пространстве одного конкретного процесса. При этом решаются задачи начальной подготовки трудовых ресурсов, их перемещения в рамках единичного процесса, повышения эффективности процесса использования рабочей силы, охраны и безопасности труда и т.д. [3]. В данном случае процессы контроллинга и управления неразрывны в связи с их логической взаимосвязью. Если контроллинг рассматривается как информационная составляющая процессов управления, то добавив к нему функцию принятия решений будет иметь место контроллинговое управление персоналом предприятия.

На предприятии МУП «Майкопские тепловые сети» организационный уровень системы информационных взаимодействий представлен следующими подразделениями: производственный отдел, экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров и т. д. Эти подразделения связаны прямыми информационными потоками с подразделениями, реализующими однородные процессы: котельные, служба внешних коммуникаций, аварийная служба, транспортный цех, производственные участки и т. д. Подразделения, в свою очередь объединены обратными информационными потоками с системой организационного управления и непосредственно с информационным отделом. В рамках одного подразделения может реализовываться несколько единичных процессов. Общеизвестен набор действий по реализации процесса управления системами (в том числе и трудовыми ресурсами): сбор информации, анализ, выработка управляющих воздействий, трансферт информации и решений до исполнителей, получение и оценка результатов, корректировка управляющих воздействий, выработка корректирующих решений [2]. Эффективность управляющих воздействий в большой степени зависит от качества информации, интегрирующего полноту, доступность, своевременность и достоверность.

На предприятии формируется и функционирует множество контуров управления, в которых информационные процессы (процессы сбора, обработки и передачи информации) отличаются спецификой, связанной с особенностями информационных процессов и типов перерабатываемой информации. В число таких контуров на МУП «Майкопские тепловые сети» входят: контуры производственных процессов, финансовые, информационные, контуры учета ресурсов, контуры транспортного обеспечения. Данные контуры интегрируются в единую информационную систему на основе выбранной методологии и методики анализа обработки и трансфера информации, а также характера данных, поступающих из внешней среды (рынок трудовых ресурсов, характеристики трудовых ресурсов на рынке и т. д.). Вся информация, обращающаяся в информационной системе, должна позволять получить полное представление об использовании человеческих ресурсов в основных и вспомогательных процессах и обеспечивать возможность учета финансов для стимулирования персонала. Специализированные программные продукты являются необходимым элементом информационных процессов, протекающих в системе контроллинга предприятия.

Система контроллинга может быть организованна в соответствии с функционально-технологическим или системно-целевым подходами. Функционально-технологический подход позволяет реализовать горизонтальную интеграцию информационных потоков, которые организованы в рамках отдельных функций или технологий [4]. Системно-целевой подход организации информационной системы предполагает ее формирование в соответствии с иерархической системой управления. Очевидно, что при этом возможна вертикальная интеграция различных контуров в системе управления предприятием.

В целях реализации этих подходов необходима разработка интегрированной бизнес модели предприятия. После разработки бизнес модели разрабатывается техническое задание на проектирование и организацию системы контроллинга. Информационная модель организационной модели предприятия отображает содержание и процессное наполнение системы контроллинга. Так, один из вариантов данной модели представляет организационную систему предприятия в виде открытой интегрированной системы, объективно объединяющей организационно- функциональную, функционально-технологическую и процессно-ролевую подсистему. Система контроллинга пронизывает указанные подсистемы и функционирует как множество отдельных процессных информационных контуров, интегрированных не только в названные подсистемы, но и составляющих цельный организационно-информационный контур.

Информационный контур организационно-функциональной подсистемы обеспечивает описание и мониторинг параметров функционирования организационной структуры в увязке с функциональной характеристикой структурных элементов. В функционально-технологической подсистеме функционируют информационные контуры, действующие в пространстве технологических процессов и множества функций. При этом осуществляется мониторинг, и информационная поддержка решений не только текущего состояния, но и ресурсов, которые перерабатываются и используются в данном пространстве.

Информационные контуры процессно-ролевой подсистемы действуют в целях мониторинга и анализа деятельности персонала в различных организационных процессах. Реализация технологии моделирования управления использованием трудовых ресурсов, определяет возможность наиболее полно представить процесс управления для поиска оптимальных решений по управлению рабочей силой [6]. Эффективное управление трудовыми ресурсами реализуется в свою очередь через управление изменениями на основе анализа гипотетических ситуаций, связанных с изменениями внешних и внутренних факторов. Динамика данных факторов может привести к необходимости внесения изменений в систему управления с учетом проявившихся новых требований по совершенствованию системы контроллинга персонала предприятия.

Таким образом, организационно-информационная схема управления трудовыми ресурсами на организационном уровне отражает взаимосвязи внутрифирменного рынка труда с внешним рынком и элементами внешней среды. На процессном уровне обеспечивается полнота и законченность управления трудовыми ресурсами предприятия. В связи с этим для таких предприятий как МУП «Майкопские тепловые сети» необходимо полнофункциональная система контроллинга, обеспечивающая процесс управления использованием персонала при учете стратегических информационных целей.

Литература:

  1. Багдасарян А. Г. Общая структура информационной экспертной системы моделирования и анализа сложных иерархических систем в контуре управления // Управление большими системами. Выпуск 21, РАН, 2009.
  2. Одегов, Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала / Ю. Г. Одегов, Т. В. Никонова. — Москва: РГГУ, 2016. — 672 c.
  3. Кибанов, А. Я. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал / А. Я. Кибанов. — М.: Проспект, 2016. — 585c.
  4. Фольмут, Х. Й. Инструменты контроллинга от А до Я / Х. Й. Фольмут. — Москва: Наука, 2016. — 288 c.
  5. Ковалев, С. В. Система контроллинга персонала промышленной организации / С. В. Ковалев. — М.: КноРус, 2015. — 264 c.
  6. Вебер, Юрген Введение в контроллинг / Юрген Вебер, Шеффер Утц. — Москва: ИЛ, 2016. — 416 c.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс, ресурс, внешняя среда, персонал предприятия, процесс управления, система управления, контур, система, предприятие, информационная система.


Похожие статьи

Информационные процессы в системах управления...

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.

Использование информационных технологий в повышении...

Использование информационных технологий в повышении эффективности систем управления персоналом предприятия.

 в процессе развития внедрены различные, не связанные между собой системы для учета и управления предприятием по отдельным...

Кадровый контроллинг в системе управления персоналом...

В системе управления персоналом он создает информационный контур обратной связи, обеспечивая выполнение HR-задач (Рис.1.).

Пикульский Г. В. Использование контроллинга в управлении предприятием России. Транспортные процессы: опыт России и Германии.

Проблемы внедрения автоматизированной информационной...

Евтеева Е. В. Использование информационных технологий в системе управления

Проблемы внедрения корпоративных информационных систем [Электронный ресурс].

Внедрение интегрированной информационной системы управления персоналом...

Системный анализ как новое направление исследования...

- анализ системы управления предприятием; - анализ форм отношений документов существующих на предприятии, на

Нормативный подход в анализе требует рассмотрения всей совокупности стандартов для управления ресурсов, процессов и продуктов.

К вопросу о развитии современных ERP-систем

Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) для оперативного управления и оптимизации всех процессов предприятия или организации. Концепция ERP-систем строится на идеологии систем классов MRP и MRP-II. Система класса MRP (англ.

Основные возможности систем управления бизнес-процессами...

Ключевые слова:системы управления бизнес-процессами, корпоративный информационный портал. Для успешной реализации бизнес-процессов любой компании они должны быть понятны для каждого сотрудника предприятия, при этом должен быть ясен не только процесс...

Обеспечение процесса управления качеством экономической...

Процесс управления экономической информационной системой предприятия основан на факторах, среди которых: функциональные показатели и стандарты качества, процессы верификации и аттестации, управление проектными рисками, менеджмент конфигурации...

Взаимодействие информационной системы управления...

Информационные системы управления и предприятия взаимодействуют друг с другом. Информационные системы управления присоединяются к организации для обеспечения нужными данными важными группами на предприятии.

Российская практика внедрения информационных систем...

В современных условиях, предприятиям необходимо работать в жестокой конкурентной среде. Такие проблемы как повышение конкурентоспособности, повышение производительности труда, управление большим объемом информационных ресурсов, на предприятии...

Похожие статьи

Информационные процессы в системах управления...

В статье представлен анализ основных функций систем управления бизнес-процессами предприятия, использование информационных ресурсов, удовлетворяющие требованиям систем управления бизнес-процессами.

Использование информационных технологий в повышении...

Использование информационных технологий в повышении эффективности систем управления персоналом предприятия.

 в процессе развития внедрены различные, не связанные между собой системы для учета и управления предприятием по отдельным...

Кадровый контроллинг в системе управления персоналом...

В системе управления персоналом он создает информационный контур обратной связи, обеспечивая выполнение HR-задач (Рис.1.).

Пикульский Г. В. Использование контроллинга в управлении предприятием России. Транспортные процессы: опыт России и Германии.

Проблемы внедрения автоматизированной информационной...

Евтеева Е. В. Использование информационных технологий в системе управления

Проблемы внедрения корпоративных информационных систем [Электронный ресурс].

Внедрение интегрированной информационной системы управления персоналом...

Системный анализ как новое направление исследования...

- анализ системы управления предприятием; - анализ форм отношений документов существующих на предприятии, на

Нормативный подход в анализе требует рассмотрения всей совокупности стандартов для управления ресурсов, процессов и продуктов.

К вопросу о развитии современных ERP-систем

Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) для оперативного управления и оптимизации всех процессов предприятия или организации. Концепция ERP-систем строится на идеологии систем классов MRP и MRP-II. Система класса MRP (англ.

Основные возможности систем управления бизнес-процессами...

Ключевые слова:системы управления бизнес-процессами, корпоративный информационный портал. Для успешной реализации бизнес-процессов любой компании они должны быть понятны для каждого сотрудника предприятия, при этом должен быть ясен не только процесс...

Обеспечение процесса управления качеством экономической...

Процесс управления экономической информационной системой предприятия основан на факторах, среди которых: функциональные показатели и стандарты качества, процессы верификации и аттестации, управление проектными рисками, менеджмент конфигурации...

Взаимодействие информационной системы управления...

Информационные системы управления и предприятия взаимодействуют друг с другом. Информационные системы управления присоединяются к организации для обеспечения нужными данными важными группами на предприятии.

Российская практика внедрения информационных систем...

В современных условиях, предприятиям необходимо работать в жестокой конкурентной среде. Такие проблемы как повышение конкурентоспособности, повышение производительности труда, управление большим объемом информационных ресурсов, на предприятии...

Задать вопрос