Российские дороги — острая тема как прошлых лет, так и настоящего времени. Специалисты стараются сделать все возможное, чтобы по дорогам было комфортно, а главное — безопасно передвигаться, но на данном этапе эта цель еще не достигнута. Так, согласно статистике Госавтоинспекции, с января по август 2017 года в России произошло 101 581 ДТП, в котором погибло 10 989 человек, было ранено 130 272 человека. Специалисты ГИБДД, проанализировав статистику за данный период, пришли к выводу, что каждая девятая авария (10,8 %) была вызвана выездом на полосу встречного движения. В Госавтоинспекции также отмечают, что на встречную полосу чаще всего выезжают водители, находящиеся в нетрезвом состоянии.
Для борьбы с этой проблемой было найдено такое решение, как установка дорожных ограждений, основной задачей которых, согласно «Методическим рекомендациям по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения» Федерального дорожного агентства, является снижение тяжести последствий ДТП путём предотвращения съезда транспортного средства за пределы земляного полотна и мостового сооружения или столкновения со встречными транспортными средствами. Это правильное решение: установив дорожные ограждения в местах возможных аварийных ситуаций, там, где происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий, можно значительно сократить количество пострадавших и даже вовсе избежать ДТП.
Металлические барьерные двусторонние дорожные ограждения широко используются на таких федеральных автомобильных дорогах, как Р-256 «Чуйский тракт», М-4 «Дон», М-7 «Волга» и др. На этих участках очень важны такие дорожные ограждения, так как автомобили движутся с высокой скоростью, что может стать причиной аварии. Погодные условия, такие как снегопад, гололед, дождь, туман, не поддаются регулировке, поэтому в совокупности со высокой скоростью риск ДТП в таких условиях в разы увеличивается.
Не существует статистки или точных и однозначных результатов работы барьерных двусторонних дорожных ограждений, но судя по тому, что в городах наблюдается тенденция устанавливать их, можно сделать вывод, что работу свою они выполняют.
Несмотря на положительный эффект, установка двусторонних дорожных ограждений барьерного типа в черте города, особенно с населением меньше миллиона человек, является ошибкой.
Рассмотрим эту проблему на примере Иркутска — города с численностью постоянного населения на 1 января 2018 года, согласно статистике Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, 623 869 человек. Статистика Госавтоинспекции показала, что с апреля по ноябрь 2018 года на территории Иркутска произошло 218 ДТП, в которых ранено 302 человека, погибло 27 человек.
Госавтоинспекция не сообщает в деталях причин столкновения дорожно-транспортных средств, но судя по тому, что в Иркутске стали устанавливать двусторонние дорожные барьерные ограждения, можно сделать вывод, что имел место выезд на встречную полосу движения. Таким образом, в 2018 году был установлен ряд двусторонних барьерных ограждений в черте города: в центре и в близлежащих районах. Такое развитие событий решило одну проблему, но породило другую, не менее важную.
Проблема свободного перемещения служебных и аварийно-спасательных автомобилей, таких как карета скорой медицинской помощи, пожарный автомобиль, автомобиль полиции, колесные автомобили военного назначения, возникла из-за ежегодного увеличения числа транспортных средств, отсутствия возможности увеличения количества дорожных полос, невозможности установить кольцевые развязки, а в последнее время и из-за планомерной установки двусторонних дорожных ограждений барьерного типа, разделяющих встречные потоки. Так, в час пик, когда городские дороги находятся в автомобильных заторах, связанных с наплывом ТС или из-за ДТП, машины специального назначения вынуждены ожидать в пробке без возможности выезда на встречную полосу, так как путь преграждает дорожное ограждение.
Рис. 1. Двустороннее дорожное ограждение барьерного типа препятствует свободному перемещению кареты скорой помощи
Зачастую возможность выезда спецмашин на встречную полосу движения с включенными проблесковыми маячками и звуковой сиреной позволяло им своевременно добраться до места чрезвычайной ситуации, а также проследовать с пострадавшими от места вызова до специализированных учреждений.
К сожалению, не существует статистики смертей, связанных с опозданием машин скорой помощи. Как считает руководитель центра борьбы с пробками Александр Николаевич Шумский, «количество умерших людей из-за опоздания скорой, простоявшей в пробке, может измеряться даже не тысячами, а десятками тысяч», что вполне обосновано, так Федеральная служба государственной статистики отмечает, что в 2016 году количество зарегистрированных заболеваний у граждан Российской Федерации составило 234 331 700. Поэтому можно согласиться с высказыванием Александра Шумского.
Согласно ежегодному отчёту ССМП (Иркутск), за период с 1 января по 31 декабря 2018 года в Иркутске было зарегистрировано 295 739 обращений, по которым госпитализировано 61 615 человек и 2 531 человек умер до приезда кареты скорой помощи. Статистика не отражает причин опоздания кареты скорой помощи, поэтому невозможно проанализировать, сколько пациентов из числа умерших можно было спасти, если бы машины скорой помощи могли беспрепятственно перемещаться в условиях городских пробок.
Если проанализировать статистику ССМП и статистику Госавтоинспекции, можно прийти к выводу, что в рамках Иркутска 218 аварий и 295 739 обращений в скорую медицинскую помощь несопоставимы. Так, число вызовов скорой медицинской помощи превышает количество аварий за тот же период в 1 357 раз, а число людей, которые погибли до приезда скорой помощи (2 531 человек), больше числа раненых (302 человека) и погибших (27 человек) вместе взятых в 7,7 раза. Стоит отметить, что велика вероятность того, что в число ожидающих скорую медицинскую помощь входит та самая категория раненых при ДТП.
Из проведенного анализа соотношения количества вызовов только скорой помощи и количества ДТП следует, что дороги в черте города, оборудованные двусторонними дорожными ограждениями барьерного типа, ущемляют права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в статье 41 Конституции Российской Федерации и п.6 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Решить эту проблему возможно путем демонтажа двусторонних дорожных ограждений барьерного типа, восстановления разметки с двумя сплошными линиями на демонтированных участках, установки камер видеофиксации правонарушений. Было бы нелишним также увеличить сумму штрафа и срок лишения водительских прав за выезд на встречную полосу, разделенную сплошной линией.
Водители, выезжающие на полосу встречного движения, заставляют сомневаться в их знании правил дорожного движения, поэтому ко всему выше предложенному следовало бы таких водителей отправлять на повторную сдачу экзамена ПДД. Ведь каждый водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, в противном случае такого человека нельзя допускать к управлению транспортным средством, потому что это повышает риск возникновения ДТП.
Повышенные штрафы будут стимулировать водителей не нарушать правила, а повторная сдача экзамена по ПДД уменьшит количество потенциально опасных водителей или вовсе очистит дороги от них. В совокупности эти решения помогут служебным машинам качественно и своевременно выполнять свою работу.
Литература:
- Агеева, Л. И. Здравоохранение в России. 2017: Стат. Сб. / Агеева Л. И. и др. — М.: Росстат, 2017. — 170 с.
- Федеральное дорожное агентство. Отраслевой дорожный методический документ. 2013 / Методологические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения. — URL: http://ptkor.ru/uploads/document/file/63/ea7bf1827b.pdf (дата обращения: 12.03.2019).
- Госавтоинспекция. Показатели безопасности дорожного движения. 2018 / Госавтоинспекция // Статистика. Иркутская область. — URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 11.03.2019).