Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

История российского парламентаризма

Юриспруденция
15.03.2019
6947
Поделиться
Библиографическое описание
Манжукова, О. А. История российского парламентаризма / О. А. Манжукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57214/.


Статья посвящена краткому обзору развития российского парламентаризма.

Ключевые слова: право, парламент, развитие парламентаризма, законодатели, граждане, правовое регулирование, права и свободы человека, демократический режим, гражданственность.

Парламент — это высший представительный (законодательный) орган государства, осуществляющий свою профессиональную деятельность на постоянной основе и избираемый населением страны. Процесс его взаимодействия с иными государственными органами и называется парламентаризмом [2].

В настоящее время происходят изменения в различных сферах жизни общества и государства, политическая деятельность также не остается без внимания. Положительное развитие невозможно без учета исторического аспекта. Вспомним некоторые исторические вехи.

Первые проявления парламентаризма относятся к эпохе революций XVI–XVIII вв., в это время происходит процесс усиления полномочий исполнительной власти.

Появление представительного органа в России стало результатом революции 1905 года. После этих событий Николай II учредил Государственную думу как «особое законосовещательное установление, которому предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений». В это же время разработано первое положение о выборах в Государственную думу, которое наделило правом голоса отдельные категории лиц: крупных собственников недвижимого имущества; плательщиков промыслового и квартирного налога; на особых условиях — крестьян. Это вызвало недовольство в обществе, и выборы не состоялись.

Новым витком в деятельности представительного органа стал Манифест от 30 октября 1905 года, который установил незыблемое правило: «никакой закон не может воспринять силу без одобрения Государственной думы». Таким образом, Дума из совещательного реформировалась в законодательный орган.

Отсчетной точкой в развитии российской парламентаризма принято считать 27 апреля 1906 года. Именно в этот день начала работу Государственная дума Российской Империи — первый демократический институт в истории страны. На тот момент, как и сейчас, Госдума стала нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет (в наше время Совет Федерации).

Характерной чертой развития советского парламентаризма (1960–1990 гг.) являлось усиление партийного руководства, в последствии ставшим всеобъемлющим. С 1964 г. с приходом к власти Л. И. Брежнева, происходит сращивание государственной и партийной системы [3].

А в начале 70-х гг. Верховным Советом СССР изданные акты о местных Советах разных уровней, улучшают регламентацию их деятельности, укрепляются их положение, а также расширяются круг постоянных комиссий Верховного Совета СССР. За три года их количество увеличилось с 4-х до 16.

В это же время увеличивается срок полномочий Верховного Совета СССР (с 4 до 5 лет) и снижается возрастной ценз для избрания депутатами в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года. Число депутатов в 2-х палатах Верховного Совета СССР было равное и составляло по 750 человек.

В 1980 г. Верховным Советом СССР были внесены изменения в основы законодательства СССР и союзных республик и взят курс на развитие демократии. После августовских событий 2 сентября 1991 г. съезд народных депутатов СССР прекратил свое существование.

С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года изменяется и организация государственной власти, которая действует на основе принципа разделения властей, необходимого для предотвращения злоупотребления властью.

Теоретические и практические истоки данного принципа заложены в Древней Греции и Древнем Риме. Первыми исследователями считаются несколько политиков: Аристотель, Джон Локк, Шарль Монтескье.

Рассмотренная ими триада разделения власти стала классической формулой. В России принцип получил конституционное закрепление в статье 10: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1].

Органы государства взаимодействуют между собой, уравновешивая друг друга и дополняя. При этом, законодательная власть обладает верховенством, устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны и деятельность исполнительной и судебной властей. Законы имеют высшую юридическую силу, общеобязательный характер.

К органам законодательной власти в РФ относятся: Федеральное Собрание, Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации.

Федеральное собрание (Парламент РФ) — высший представительный и законодательный орган России (согласно ст. 94 Конституции РФ). Его статус определен в главе 5 Конституции РФ. Функции и полномочия Парламента РФ распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно ст. 95 Конституции РФ) [1].

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен.

Депутаты Государственной Думы избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов).

Члены Совета Федерации выбираются путем косвенных выборов из представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта 170 чел.).

При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет. Совет Федерации установленного срока деятельности не имеет.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях [4]:

– для заслушивания посланий Президента РФ;

– для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

– для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Как уже было, отмечено парламентаризм — система политической организации государства, при которой четко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.

В настоящее время в России отмечается такой праздник, как День российского парламентаризма, который был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Изначально предлагалось отмечать праздник российского парламентаризма в день начала работы Верховного Совета России, который открыл свое первое заседание 18 марта 1990 года. Однако позже идея была пересмотрена с учетом замечаний историков о том, что российский парламентаризм значительно старше.

Установление нового праздника призвано способствовать привлечению внимания населения к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов власти в регионах [5].

Сегодня Парламент России так же, как во времена Российской империи, состоит из двух палат. Первые выборы в парламент прошли в день всенародного голосования по Конституции, то есть 12 декабря 1993 года.

Во многих странах парламент имеет специальное название (Федеральное собрание в РФ, Конгресс в США). Парламент выполняет законодательные функции и избирается по установленной Конституцией системе, что является основой построения органов демократического правового государства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014 г.
  2. Булаков О. Н., Рязанцев И. Н. Парламентское право России: курс лекций // КонсультантПлюс.
  3. Дмитриев М. Парламентаризм и демократия в России // Власть, 2009. — № 9. — С. 24–26.
  4. Колюшин Е. И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 4; КонсультантПлюс.
  5. Трушина А. В. Представительный характер верхней палаты Российского парламента // Власть, 2011. — № 4. — С. 80–81.
  6. Шеховцов В. А. Развитие российского парламентаризма. — М., 1999.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
право
парламент
развитие парламентаризма
законодатели
граждане
правовое регулирование
права и свободы человека
демократический режим
гражданственность
Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 76-78):
Часть 2 (стр. 75-145)
Расположение в файле:
стр. 75стр. 76-78стр. 145

Молодой учёный