Методы управления денежными потоками на предприятиях транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 1224 раза

Библиографическое описание:

Плотникова, Е. Д. Методы управления денежными потоками на предприятиях транспорта / Е. Д. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57014/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье подробно рассматриваются методы управления денежными потоками, с акцентом на предприятия транспорта, так как высокая конкуренция и предъявляемые рынком требования заставляют транспортные компании искать возможности для снижения финансовых затрат.

Ключевые слова: предприятия транспорта, методы управления, денежные потоки, финансы, денежные средства, отток, приток, расходы, доходы.

Управление денежными средствами — это процесс обеспечения эффективного сбора, внесения и выплаты наличных и других доходов, с целью максимизировать сумму денег у предприятия. Результативные методы управления финансами особенно важны для предприятий транспорта, так как они, как правило, это небольшие организации с ограниченным оборотным капиталом. Кроме того, многие транспортные предприятия работают по принципу возмещения, т. е. они возмещают расходы только после того как услуги ими оказаны в полной мере. Поскольку задержка в получении средств от 60 до 90 дней не редкость, оптимальное денежное управление необходимо для обеспечения способности системы вовремя платить сотрудникам и поставщикам.

Понятие «денежный поток организации» является обобщающим и включает многочисленные виды этих потоков. Приток денежных средств, осуществляется за счет выручки от реализации; увеличения уставного капитала от дополнительной эмиссии акций; полученных кредитов, займов и средств от выпуска корпоративных облигаций и др. Отток денежных средств возникает вследствие покрытия текущих (операционных) затрат; инвестиционных расходов, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды; выплат дивидендов акционерам предприятия и т. д. Чистый приток денежных средств (резерв денежной наличности) образуется как разница между всеми поступлениями и отчислениями денежных средств. [1, с. 45]

Симптомы плохой практики управления денежными средствами включают неспособность выполнить запланированные операции такие как покупки инвентаря, погашение долга, приобретение основного оборудования или средств, частые случаи неожиданной нехватки наличных, частое и неожиданное чрезмерное снятие средств с банковских счетов, и повторные спорадические краткосрочные займы для выполнения обязательств. Другие проблемы управления денежными средствами включают чрезмерное время сбора дебиторской задолженности и ненужные задержки в получении депонированных средств. Существует пять ключевых элементов наиболее эффективных систем управления денежными средствами. Эти элементы включают:

− управление денежными потоками,

− избыточные денежные вложения,

− прогнозирование денежных потоков,

− анализ ежедневных кассовых отчетов,

− выбор банка и создание кредита.

В деятельности современной компании денежные потоки являются ограниченным ресурсом, который напрямую связан с платежеспособностью компании, что означает, что становится всё более важным улучшение систем управления денежными потоками. Практика планирования движения денежных средств в транспортной компании остается малоизученной, что создает трудности при реализации мер по повышению эффективности бизнеса и финансов. Важность эффективного планирования движения денежных средств в транспортной компании также обусловлена ​​тем, что это является одной из функций финансового менеджмента компании в целом. [2, с. 51]

То, что происходит на рынке, и прогрессивные конкурентные действия заставляют компании искать возможности для снижения финансовых затрат, связанных с управлением. Обязательство минимизировать расходы охватывает также и сферу транспорта. Насколько важно оптимизировать деятельность в транспортной системе, связанную с финансовыми затратами, можно заметить, анализируя насколько велика доля транспортных расходов в расходах на логистику любой производственной компании. Кроме того, транспортная система может, наряду с другими факторами, влиять на конкурентоспособность компании. Работа предприятий в нынешней рыночной системе без транспортных процессов обычно невозможна. Большое количество компаний находится далеко от своих собственных точек снабжения, поэтому они зависят от транспортной системы, объединяющей точку снабжения с точкой потребления. Задача любого транспортного предприятия состоит в том, чтобы обеспечить поток продуктов через канал поставок и продаж, улучшить управленческую деятельность, что способствует улучшению таких элементов доставки, как: сроки, эффективность, возможности, качество, устойчивость. Таким образом, предполагается, что транспортная система должна предоставлять материалы на указанную дату, без повреждений и с возможными финансовыми затратами. Основным фактором, влияющим на конкурентоспособность предприятия в транспортном секторе, является определение косвенной возможности, то есть того, как вид транспорта влияет на скорость логистического обслуживания и более низкий уровень резервов при более высоком качестве обслуживания. [3, с. 122]

В результате управление и объёмы денежных потоков напрямую связаны с контролем логистических связей и интегрируется с воздействием на покупателей транспортных услуг, а выбранный тип транспорта может быть использован для создания позиции лидера рынка. Напрямую влияет на финансовые потоки компании и уровень обслуживания клиентов, а также стоимость услуг, которые могут способствовать выбору, сделанному клиентом. Для клиентов высокое качество транспортных услуг (короткий транзитный период, различные транзитные периоды) — это меньшее состояние резервов и транзакций «от двери до двери». Основными показателями, способствующими увеличению рыночного преимущества компании, связанными с транспортным процессом, являются транспортные элементы (транспорт, перегрузка, хранение).

Специфические особенности функционирования транспорта следует учитывать при выборе, на основе технико-экономических расчётов, наиболее эффективного вида доставки пассажиров или груза. Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозок (грузов и пассажиров), от погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих услуг и работ. Доходы от перевозок прямо зависят от объёма оказываемых услуг, тарифов и договорных цен. В основу тарифов положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. В себестоимости перевозок высокий удельный вес могут занимать затраты на топливо, электрическую энергию, ремонт, амортизация, что обусловлено спецификой отрасли, где основные фонды активно функционируют. Прибыль предприятия определяется как разность между доходами от транспортной работы и эксплуатационными расходами. [3, с 125]

В этой связи особенности функционирования отраслей транспорта предполагают и особенности финансового планирования. К примеру, в финансовый план железнодорожного транспорта могут быть включены сметы бюджетных учреждений, больниц, обслуживающих работников железных дорог; в плане предприятий водного транспорта отражают ассигнования из бюджета на капитальные вложения, затраты по путевому хозяйству, на содержание судоходных инспекций и охраны; в воздушном транспорте составляют план инвалютных поступлений и платежей.

Фактом является то, что финансовые расходы на транспортную систему достигают максимальной из всех долей расходов, связанных с грузопотоком. И зачастую транспортные функции производственных и иных предприятий отдаются на аутсорсинг либо иначе передаются специализированным предприятиям транспорта. [4, с. 83]

Пропорции расходов на транспортную систему по отношению к общим расходам логистической системы варьируются и обычно зависят от того, что делает компания. Расходы на транспортную систему различаются для клиента транспортных услуг для поставщика транспортных услуг (транспортная компания).

Для транспортного предприятия транспортные расходы относятся в основном к транспортировке и погрузке, перегрузке и разгрузке товара, иногда они могут быть связаны с хранением, перемещением, другими элементами финансовых затрат, такими как проценты за хранимые или транспортируемые продукты, общие расходы на пересылку, расходы, связанные с потоком информации в транспортной системе и так далее. [4, с. 86]

Детальный анализ расходов транспортного предприятия требует учета связи отдельных частей в процессе транспортировки. Необходимо найти все области расходов. Предприятия, которые хотят быть экономными и экономично управлять денежными потоками и демонстрируют это с экономической точки зрения, стараются максимально экономить, то есть сокращать затраты максимально, но при этом не ухудшая качество услуг и работ. Поэтому необходимо анализировать расходы, связанные с работой транспортных средств — в зависимости от возможности их использования и тактики транспортных услуг. Область, охватываемая анализом расходов, может варьироваться в зависимости от необходимости и тактики работы, но обычно относится к размеру и скорости роста общих расходов на транспортные услуги, изменения в типовой структуре расходов транспортного сектора и его удельные расходы транспортного сектора. Чтобы эффективно управлять денежными потоками транспортных предприятий, необходимо владеть актуальной информацией о их величине за определенный период времени (месяц, квартал); основных их элементах; видах реализуемой деятельности, которые и генерируют поток денежных средств. Актуальность эффективного управления денежными потоками транспортных предприятий определена тем, что:

1) денежные потоки обслуживают практически во всех аспектах ведение хозяйственной деятельности транспортных предприятий;

2) эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие транспортного предприятия в процессе его стратегического развития;

3) рациональное формирование денежных потоков ведёт к повышению ритмичности операционного процесса транспортного предприятия;

4) эффективное управление денежными потоками транспортного предприятия позволяет снижать потребность в заёмном капитале;

5) управление денежными потоками транспортного предприятия — важный финансовый рычаг, обеспечивающий ускорение оборота капитала;

6) эффективное управление денежными потоками снижает риск неплатежеспособности транспортного предприятия.

Основные задачи управления денежными потоками транспортного предприятия — это формирование достаточного объёма денежных средств, обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости транспортного предприятия, поддержание постоянной его платежеспособности; максимизация чистого денежного потока транспортного предприятия; эффективное распределение общего сформированного объёма денежных ресурсов по направлениям использования и видам хозяйственной деятельности. Эффективный процесс управления денежными потоками транспортного предприятия должен содержать:

− расчёт времени обращения денежных средств (финансовый цикл);

− анализ денежного потока и его прогнозирование;

− определение оптимального уровня денежных средств;

− составление бюджетов денежных средств. [4, с. 84]

На основе полученных результатов должны быть выбраны наилучшие формы их организации, учитывая условия и особенности хозяйственной деятельности транспортного предприятия, а затем разработаны планы расходования и поступления денежных средств на перспективу для обеспечения его постоянной платежеспособности.

Основными направлениями оптимизации денежных потоков транспортного предприятия являются:

1) балансировка объёмов денежных потоков;

2) синхронизация денежных потоков во времени;

3) максимизация чистого денежного потока.

Наиболее эффективными методами управления денежными потоками для транспортного предприятия являются: привлечение долгосрочных финансовых кредитов; открытие «кредитной линии» в банке; привлечение стратегических инвесторов; дополнительная эмиссия акций; реализация неиспользуемых активов; ускорение взыскания просроченной дебиторской задолженности; сокращение сроков предоставления коммерческих кредитов покупателям; сокращение расчётов с контрагентами наличными денежными средствами: приобретение основных средств по договорам лизинга и др.

Активные формы управления денежными потоками дают возможность транспортному предприятию получать дополнительную прибыль, которая генерируется непосредственно его денежными активами. Речь в первую очередь идёт об эффективном использовании временно свободных остатков денежных средств в составе оборотных активов, накапливаемых инвестиционных ресурсах для осуществления финансовых инвестиций. Высокий уровень синхронизации поступлений и выплат денежных средств во времени и по объёму позволит снизить реальную потребность транспортного предприятия в текущем и страховом остатках денежных активов, которыми обслуживается операционный процесс. Таким образом, эффективное управление денежными потоками снизить будет способствовать формированию свободного пула денежных средств у предприятия, которые могут быть направлены на оптимизацию и расширение его деятельности, увеличение конкурентоспособности, осуществления финансовых инвестиций, которые в последствии будут являться источником дополнительной прибыли.

Литература:

  1. Анализ денежных потоков предприятия. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 332 с.
  2. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. — 368с.
  3. Кистинева А. А. Управление денежными потоками компаний на примере автомобильной промышленности // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 118–125.
  4. Курбатова О. Р. Денежные потоки организации как объект управления // Вестник Владимирского Государственного Университета им. А.Г и Н. Г. Столетовых. Серия: экономические науки — 2014 — № 1. — С. 82–89.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортное предприятие, поток, средство, транспортная система, расход, эффективное управление, предприятие транспорта, транспортная компания, транспортный сектор, хозяйственная деятельность.


Ключевые слова

методы управления, денежные средства, доходы, расходы, денежные потоки, финансы, предприятия транспорта, отток, приток

Похожие статьи

Особенности основных форм управления и анализ финансовых проблем деятельности транспортных предприятий

В статье раскрывается понятие анализа финансового состояния транспортного предприятия. Дается характеристика основных форм управления, а именно управление инвестициями, источниками финансирования и оборотным капиталом. Также в статье рассматриваются ...

Эффективность способов финансирования материально-технической базы предприятия

В статье рассмотрена сущность и эффективность различных способов финансирования обновления материально — технической базы предприятия и определены денежные потоки для каждого способа.

Денежные средства как источник формирования денежных потоков

В статье раскрывается вопрос денежного потока предприятия и его назначение, а также значение денежных средств, как источник формирования денежного потока.

Финансовый план и его роль в управлении денежными потоками предприятия

В статье рассмотрены особенности формирования финансового плана в качестве основы стратегического финансового планирования предприятия, определены преимущества и недостатки использования финансового плана на предприятиях железнодорожного транспорта, ...

Управление денежными потоками корпорации

Статья посвящена рассмотрению особенностей управления денежными потоками корпорации. Обозначены методы и приемы, нацеленные на повышение эффективности движения денежных средств.

Финансовое планирование на предприятиях энергетического сектора: проблемы и пути решения

В статье рассматриваются вопросы организации финансового планирования на предприятиях энергетического сектора, а также исследуются проблемы неэффективности бюджетирования на предприятии и предлагаются меры по его совершенствованию.

Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия

В статье представлены основные проблемы, возникающие при планировании доходов и расходов деятельности, как на уровне всего предприятия, так и его подразделений.

Значение статистики и её использование на транспортных предприятиях

В статье раскрывается роль статистики в стране и её понятие. Дается характеристика основных стадий статистического исследования. Также в статье рассматривается система статистических показателей, которые применяются на транспортных предприятиях и рас...

Проблемы финансового планирования на предприятиях энергетического сектора и пути их решения

В статье рассматриваются принципы и организация краткосрочного финансового планирования на примере предприятия энергетического сектора, сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе планирования, и предложены пути его совершенствования.

Управление финансовыми ресурсами предприятия

В статье автором приводится понятие финансовых ресурсов предприятия. Рассматриваются цели и основные задачи в области управления финансовыми ресурсами.

Похожие статьи

Особенности основных форм управления и анализ финансовых проблем деятельности транспортных предприятий

В статье раскрывается понятие анализа финансового состояния транспортного предприятия. Дается характеристика основных форм управления, а именно управление инвестициями, источниками финансирования и оборотным капиталом. Также в статье рассматриваются ...

Эффективность способов финансирования материально-технической базы предприятия

В статье рассмотрена сущность и эффективность различных способов финансирования обновления материально — технической базы предприятия и определены денежные потоки для каждого способа.

Денежные средства как источник формирования денежных потоков

В статье раскрывается вопрос денежного потока предприятия и его назначение, а также значение денежных средств, как источник формирования денежного потока.

Финансовый план и его роль в управлении денежными потоками предприятия

В статье рассмотрены особенности формирования финансового плана в качестве основы стратегического финансового планирования предприятия, определены преимущества и недостатки использования финансового плана на предприятиях железнодорожного транспорта, ...

Управление денежными потоками корпорации

Статья посвящена рассмотрению особенностей управления денежными потоками корпорации. Обозначены методы и приемы, нацеленные на повышение эффективности движения денежных средств.

Финансовое планирование на предприятиях энергетического сектора: проблемы и пути решения

В статье рассматриваются вопросы организации финансового планирования на предприятиях энергетического сектора, а также исследуются проблемы неэффективности бюджетирования на предприятии и предлагаются меры по его совершенствованию.

Основные проблемы при планировании доходов и расходов предприятия

В статье представлены основные проблемы, возникающие при планировании доходов и расходов деятельности, как на уровне всего предприятия, так и его подразделений.

Значение статистики и её использование на транспортных предприятиях

В статье раскрывается роль статистики в стране и её понятие. Дается характеристика основных стадий статистического исследования. Также в статье рассматривается система статистических показателей, которые применяются на транспортных предприятиях и рас...

Проблемы финансового планирования на предприятиях энергетического сектора и пути их решения

В статье рассматриваются принципы и организация краткосрочного финансового планирования на примере предприятия энергетического сектора, сформулированы основные проблемы, возникающие в процессе планирования, и предложены пути его совершенствования.

Управление финансовыми ресурсами предприятия

В статье автором приводится понятие финансовых ресурсов предприятия. Рассматриваются цели и основные задачи в области управления финансовыми ресурсами.

Задать вопрос