Бангладеш — развивающаяся страна Южной Азии, по всему периметру окруженная Индией. По данным на 2018 год население страны составляет около 164 млн. человек, что, учитывая весьма скромную территорию, делает Бангладеш одним из самых густонаселенных государств мира. Кроме того, Бангладеш относится к ряду наибеднейших стран региона и всего мира в целом.
Свыше половины ВВП страны приходится на сферу услуг, хотя наибольшая часть экономически активного населения задействована в сельском хозяйстве (45 %). Тем не менее, на долю самой отрасли в ВВП страны приходится лишь 4 %, в то время как на сферу услуг приходится свыше 54 % ВВП. Такое расхождение свидетельствует о неэффективном распределении труда на территории страны. В последние годы, однако, наблюдается тенденция на перераспределение экономически активного населения страны из аграрного сектора в сектор услуг. Для примера, еще в 1990 году в сельском хозяйстве было задействовано свыше двух третей экономически активного населения. Подобная тенденция характерна для экономически развивающихся стран.
К основным факторам, влияющим на экономическое отставание страны, относятся:
− Демографические — в частности, высокий темп роста численности населения, которые превышает предложение труда на рынке.
− Политические — нестабильность в стране, высокий уровень коррупции, неэффективные экономические реформы, неэффективность деятельности государственных корпораций.
− Социальные — низкий уровень заработной платы, низкий уровень жизни, слабо развитая медицина, низкий уровень образования.
В совокупности эти факторы мешают стабильному развитию страны, что отражено в относительно невысоких темпах экономического роста. Несмотря на то, что на 2017 год темп роста ВВП составил 7.3 %, что является 12 местом в мире, ВВП на душу населения составляет всего 1093 USD в год. Для сравнения этот же показатель у соседей Бангладеш в списке стран по плотности населения (Мальдивы — 6 место и Барбадос — 8) — ВВП на душу населения составляет порядка 20 000 USD в год. Основной причиной такой разницы является низкая стоимость продукции страны на мировом рынке, что с одной стороны отрицательно сказывается на темпах развития, с другой привлекает зарубежные капиталы.
Промышленный сектор страны занимает середину между сельским хозяйством и сектором услуг. На долю промышленного сектора приходится порядка 28 % дохода государства. Одну из важных ролей играет горнодобывающая промышленность. В стране добывается природный газ, его основные месторождения расположены в восточной части страны. Развивается нефтяная отрасль, а также добыча угля.
Несомненно, лидирующей отраслью промышленности страны является текстильная промышленность. К факторам, формирующим отрасль, следует отнести:
− Накопленный опыт в отрасли (страна развивает промышленность с середины 1970-х гг.)
− Конкурентная цена на готовые изделия, продиктованная наличием в стране собственного сырья и низкой заработной платы работников области.
− Высокий процент молодого населения, сотрудники многих фабрик проходят стажировки в Южной Корее и Китае.
− Отсутствие пошлин на рынках Индии, Китая, Кореи, Малайзии.
− Универсальность заводов для производства различных типов продукции
На 2017 год в отрасли было задействовано около 4 млн человек, подавляющее большинство из которых составляли женщины. По стране располагается свыше 3000 фабрик, различного масштаба и состава. На них производится различный ассортимент готовой продукции: кроеный трикотаж, текстиль, вязаный трикотаж, верхняя, одежда, обувь и аксессуары, домашний текстиль. Кроме этого, многие фабрики специализируются на производстве трикотажных полотен, тканей и пряжи. Существуют и крупные вертикально интегрированные предприятия полного цикла, на которых весь процесс производства готового изделия собран под одним руководством. Такие предприятия пользуются государственными льготами и субсидиями, но являются редкими в массе производителей среднего и низшего звена и кустарного производства, распространенного на всей территории страны. Вышеперечисленные факторы обуславливают не только развитие отрасли в целом, но и конкурентоспособность Бангладеш на мировом текстильном рынке.
Для сравнения, даже с учетом логистики, НДС и ввозных пошлин российским ритейлерам зачастую выгоднее приобретать продукцию для реализации в Бангладеш, чем на территории России и Узбекистан в среднем на 5–10 %. Тем не менее, присутствие российских предпринимателей на бангладешском рынке весьма ограничено. И все-таки, если провести детальный аудит ритейла некоторых отечественных брендов повседневной одежды можно заметить, что, в среднем, в общем ассортименте бренда, товары из Бангладеш занимают от 10 до 50 % от общего объёма продукции, представленной в магазинах. Различия в процентном соотношении вызваны сезонностью (в зимние сезоны, например, преобладает вязаный ассортимент и верхняя одежда, в большинстве своем производящаяся в Китае) и спецификой самого бренда (например, для Gloria Jeans — этот процент будет ниже из-за собственных производств на территории России, для O’Stin — выше).
Производители Бангладеш — ориентированы в основном на экспорт. Основными партнерами представителей текстильной промышленности страны на сегодняшний день являются: Страны Европы (около 50 % экспорта), США (40 % экспорта), Таиланд, Пакистан (около 2–3 %). Российские предприниматели пока что, неохотно идут на бангладешский рынок, предпочитая в основном для своих нужд товары из Турции и Китая. Подобная ситуация вызвана, прежде всего, незнанием потенциала Бангладеш в текстильной отрасли и его конкурентных преимуществ в сравнении с прочими ведущими текстильными державами мира. В последние годы наметилась, однако, тенденция на смещение географии производства доли ассортимента в Бангладеш. Прежде всего, это касается брендов среднего и низкого ценового сегмента. Помимо ограниченности информации, существует ряд рисков, о которых знают российские ритейлеры, говоря о размещении производства в Бангладеш:
− Относительно невысокое качество продукции — товары из Бангладеш ориентированы, прежде всего, на низкий ценовой сегмент
− Низкий уровень контроля качества на производствах — несмотря на существенный прорыв в подготовке специализированного персонала, его недостаточно на уровне страны для осуществления надлежащего контроля производства
− Устаревшее оборудование — данная проблема касается, больше остальных, маленькие и кустарные производства. На крупных предприятиях устаревшее оборудование в основном отсутствует, и все больше и больше производителей закупает оборудование в Европе и Китае.
− Возможны забастовки сотрудников — эта проблема наоборот характерна именно для крупных предприятий, от руководства которых сотрудники цехов имеют право ожидать достойных условий работы. Здесь стоит отметить, что 2018 год стал решающим для отрасли. Начиная с 2019 года повышается уровень заработной платы сотрудников на 50 % (Даже с таким увеличением, уровень стоимости труда в стране существенно ниже, чем в Китае)
− Природные условия — Влажный климат делает невозможным хранение полотна и пряже на производстве в течение долго времени, в виду того, что оно может прийти в негодность.
− Обветшалость зданий — Многие здания настолько стары, что представляют опасность для людей, работающих в них. До сих пор на слуху трагедия 2013 года, когда из-за халатности владельца центра «Рана-Плаза» и владельцев пяти швейных фабрик, располагавшихся в нем, погибло свыше 1100 человек после обвала здания.
Все эти риски являются сдерживающими факторами на пути к освоению Бангладеш российскими игроками рынка текстильной продукции. Тем не менее, выгоды, которые можно извлечь из размещения производства в Бангладеш, оправдывают эти риски. Если тенденция к сокращению производства в Турции и Китае сократится, то, вполне вероятно, в ближайшие несколько лет, уровень российского присутствия в текстильной отрасли Бангладеш, может существенно вырасти.
Литература:
- Challenges to Steady Growth. October 2018. — URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2018/09/24/world-economic-outlook-october-2018
- Regional Economic Outlook: Asia Pacific. October 2018/ — URL:https://www.imf.org/en/Publications/REO/APAC
- The Guardian view of ultracheap clothes: costly to society. — URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/nov/30/the-guardian-view-of-ultracheap-clothes-costly-to-society