Актуальность использования облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 12.02.2019

Статья просмотрена: 906 раз

Библиографическое описание:

Савельева, М. С. Актуальность использования облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя / М. С. Савельева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56502/ (дата обращения: 15.11.2024).



В работе рассматривается история развития облачных технологий, актуальность их использования в разработке электронного портфолио преподавателя и преимущества данной сферы реализации электронного портфолио. Приведены результаты и анализ опроса по теме.

Ключевые слова: электронное портфолио, облачные хранилища, хранилища данных.

Сейчас каждый работодатель заинтересован в поиске квалифицированных и компетентных кадров. Мало окончить ВУЗ и получить долгожданный диплом. В спросе специалисты, обладающие багажом профессиональных достижений. И если раньше собеседования проходили лично, то в данный момент, с приходом в нашу жизнь информационных технологий, они чаще проходят в режиме «online». Потому спросом пользуются электронные портфолио. Они предоставляют мгновенный доступ к индивидуальным успехам и заслугам кандидата на должность. Таким образом, создание грамотного портфолио становится важнейшим действием для достижения успеха.

Несколько последних лет велась речь о введении портфолио педагога в массовую практику. Мнения разделились. Одни относятся к нему как к лишней, ненужной «бумажной» нагрузке. В то время как другие, как к необходимому инструменту при подготовке к конкурсам и прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории. С 1 января 2017 года был введён в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", на основе которого предполагается использование новых инструментов для оценки уровня квалификации педагога. Одним из таких инструментов является портфолио.

В переводе термин портфо́лио (итал. portfolio) означает «портфель, папка документов». В педагогике рассматривается с двух точек зрения. В первом случае как сборник достижений преподавателя, где собраны и зафиксированы его личные и профессиональные результаты работы. Во втором, в качестве педагогической технологии для рефлексии и оценки своих образовательных достижений, а также в качестве инструмента для выстраивания дальнейшего вектора работы. Может включать в себя общую информацию о самом преподавателе, список личных и профессиональных наград, методические разработки, отзывы, рекомендации, а также достижения своих учеников и студентов, результаты научной работы, фотоотчёты, видеозаписи занятий. Способ оформления и предоставления портфолио определяется целью, кругом лиц, которые будут иметь к нему доступ и функционалом:

1) на бумажных носителях в папке-накопителе;

2) в электронном виде.

Отличительной чертой электронного портфолио от бумажного является его доступность широкому кругу людей и многофункциональность. Из всего выше сказанного вытекает потребность в инструменте для создания электронного портфолио. Наиболее перспективной и развивающейся сферой для создания являются «облачные» хранилища данных.

В 1960-х годах американский учёный Джон Маккарти предложил идею эксплуатации вычислительных ресурсов по принципу системы коммунального хозяйства. Суть новшества заключалась в том, что информационно-вычислительные услуги будут предоставляться пользователю за денежный расчёт. Но пути реализации для этой идеи не нашли, а потому оставили её без внимания. Лишь в 2000-х годах эта концепция нашла платформу для развития. С 2008 года термин «облачные вычисления» получает широкую огласку и начинает активно использоваться. Облачные вычисления (англ. cloud computing) — принцип обработки и хранения данных, который предполагает предоставление пользователю компьютерных ресурсов и мощности как Интернет-сервис. Иными словами, это рабочая платформа в сети Интернет, точнее на электронном сервере. С появлением облачных технологий пользователи получили доступ к своим файлам из любой точки планеты совершенно бесплатно, при условии наличия канала в интернет. В IT-сфере эта тема сейчас наиболее популярна. Функционал растёт с каждым днём, а вместе с ним и сфера применения. Об облачных технологиях написано много статей, проведено масса конференций. Рынок предлагает множество решений на любой вкус и финансовые возможности. То есть, это ещё и способ заработка. Облачные хранилища существуют как на платной, так и на бесплатной основе. Большинство из нас уже пользуются ими, даже не осознавая этого. Примерами online-сервисов могут служить: Яндекс Диск. Google Диск, Mail.ru, Cloud. Есть специализированные сервисы для ведения портфолио: 4portfolio.ru, MyFolio.com. Знают ли преподаватели, что такое облачные хранилища? Какими сервисами облачного хранения данных пользуются? Используют ли в своей педагогической деятельности? Знакомы ли с возможностями и функционалом облачных хранилищ? Есть ли потребность в проведении мастер-классов по созданию электронного портфолио? Какую роль могут сыграть ученики в электронном портфолио учителя? С целью выяснения ответов на поставленные вопросы нами был проведён опрос учителей, учащихся и студентов города Ростова-на-Дону и города-курорта Железноводска. Всего было опрошено 97 учителей, 103 учащихся 5–11 классов и 53 студента.

Проведённый опрос показал, что 62 % опрошенных учителей не знакомы с понятием «облачные хранилища» и не уверены, что когда-либо пользовались. В то же время 98 % педагогических работников пользуются Яндекс Диск, Google Диск, Mail.ru, Cloud для хранения и распространения личных или рабочих документов. Не удивительно, ведь электронная почта прочно вошла в нашу жизнь. Рассылка документов и распространение осуществляется именно на этой платформе. У каждого образовательного учреждения есть свой сайт и электронная почта. Лишь 35 % опрошенных учителей ведут электронное портфолио. Причины ведения электронного портфолио были вынужденные: прохождение аттестации или участие в конкурсах. Но 100 % респондентов отмечают пользу выбранного способа оформления своих достижений (электронная) и считают, что это очень удобно. В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на активно развивающуюся сферу облачных хранилищ, работники слабо осведомлены о возможностях и функционале ранее упомянутых. Так же слабо представляют роль учеников в электронном портфолио учителя. А ведь ученики являются мощным инструментом для анализа проведённой работы, рефлексии и обратной связи. Путём привлечения учеников в электронную среду учитель реализует выполнение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), а именно, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетенций). Среди учащихся 90 % пользуются облачными технологиями. Но лишь 39 % знают об электронных портфолио преподавателей, пользуются или участвуют в их создании. Чаще всего учащиеся и студенты пользуются практическими материалами: тесты, опросы, рекомендации к выполнению заданий, просмотр обучающих видео или чтение статей педагога. 78 % опрошенных учащихся и студентов сказали о том, что им было бы интересно участвовать в создании и сборе информации для электронного портфолио педагога.

Все вышеперечисленные облачные хранилища и платформы требуют тщательного изучения преподавателями и внедрения в педагогическую деятельность. Однако, это приведёт к снижению трудозатрат в оформлении своего электронного портфолио, позволит достичь высоких профессиональных вершин. Анализ результатов опроса, привёл к выявлению низкой осведомлённости преподавателей о применении облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя. Отсюда вытекает потребность в проведении мастер-классов, конференций и курсов по данной теме в образовательных учреждениях. Чаще такие курсы проходят на платной основе, но результат полученных достижений будет превосходить все ожидания.

Литература:

  1. Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г. А, Самохина Н. В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя. Методические рекомендации: учеб. пособие. — Рязань: «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2014 г.
  2. Облачные технологи, что такое облако в интернете? [Электронный ресурс]: Портал о высоких технологиях и Интернете. — режим доступа к порталу: https://myblaze.ru/oblachnyie-tehnologii-chto-takoe-oblako-v-internete/
  3. Полилова Т. А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm
Основные термины (генерируются автоматически): электронное портфолио, педагогическая деятельность, достижение, проведение мастер-классов, прохождение аттестации, развивающаяся сфера, создание, электронная почта, электронное портфолио преподавателя, электронное портфолио учителя.


Похожие статьи

Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий

В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Интеллектуальный анализ данных и бизнес-аналитика в 2024 году

В статье автор рассматривает современные технологии интеллектуального анализа данных и бизнес-аналитики, их роль в повышении эффективности бизнес-процессов, а также российские платформы для интеграции данных.

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах

Статья посвящена проблеме использования преподавателями социальных сетей в учебном процессе в российских ВУЗах. Проанализированы возможности соцсетей на предмет их использования при обучения студентов в высших учебных заведениях Выявлены достижения и...

Анализ востребованности наиболее распространенных профессий в условиях цифровой экономики

В статье автор определяет наиболее популярные и востребованные профессии в условиях цифровой экономики по версии инновационного центра «Сколково».

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии

В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...

Похожие статьи

Практическая реализация и внедрение технологии портфолио в образовательный процесс с помощью информационных технологий

В статье рассмотрены способы практической реализации и особенности внедрения технологии портфолио в образовательный процесс посредством информационных технологий. Представлены предложения и эффективные методы использования электронного дневника студе...

LMS-система как механизм повышения качества обучения студентов очного отделения: симбиоз конкурентного подхода и технологий социальных сетей на базе свободного программного обеспечения

Подробно исследован вопрос трансформации систем электронного обучения за последние два десятилетия. Показаны особенности использования данных систем для обучения очных студентов внутри университета. Исследовано влияния выбора системы учёта успеваемос...

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Интеллектуальный анализ данных и бизнес-аналитика в 2024 году

В статье автор рассматривает современные технологии интеллектуального анализа данных и бизнес-аналитики, их роль в повышении эффективности бизнес-процессов, а также российские платформы для интеграции данных.

Формирование цифровых компетенций через организацию самостоятельной деятельности обучающихся посредством внедрения кейс-технологий

Статья посвящена вопросу практического применения кейс-технологий для формирования цифровых компетенций. Представлен алгоритм выполнения кейс-задач.

Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах

Статья посвящена проблеме использования преподавателями социальных сетей в учебном процессе в российских ВУЗах. Проанализированы возможности соцсетей на предмет их использования при обучения студентов в высших учебных заведениях Выявлены достижения и...

Анализ востребованности наиболее распространенных профессий в условиях цифровой экономики

В статье автор определяет наиболее популярные и востребованные профессии в условиях цифровой экономики по версии инновационного центра «Сколково».

Использование QR-технологии в учебном процессе на уроках биологии и химии

В данной статье автором подробно описано рациональное использование QR-технологии на уроках биологии и химии. Также были раскрыты актуальность исследуемой темы, преимущества и достоинства QR-кодов в образовательном процессе, их создание и внедрение.

Проектирование системы обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса

В статье проведен анализ задач виртуальной аудитори, и предложен подход кпроектированию системы сетевого обмена учебно-методической информацией между участниками учебного процесса при подготовке студентов для различных направлений подготовки в специа...

Стратегия развития высшего учебного заведения в международной среде на основе использования массовых открытых онлайн-курсов

В статье рассматривается стратегия развития высших учебных заведений в международном пространстве на основе продвижения предлагаемых образовательных услуг с использованием новой тенденции в электронном обучении — массовых открытых онлайн-курсов. В ст...

Задать вопрос