В работе рассматривается история развития облачных технологий, актуальность их использования в разработке электронного портфолио преподавателя и преимущества данной сферы реализации электронного портфолио. Приведены результаты и анализ опроса по теме.
Ключевые слова: электронное портфолио, облачные хранилища, хранилища данных.
Сейчас каждый работодатель заинтересован в поиске квалифицированных и компетентных кадров. Мало окончить ВУЗ и получить долгожданный диплом. В спросе специалисты, обладающие багажом профессиональных достижений. И если раньше собеседования проходили лично, то в данный момент, с приходом в нашу жизнь информационных технологий, они чаще проходят в режиме «online». Потому спросом пользуются электронные портфолио. Они предоставляют мгновенный доступ к индивидуальным успехам и заслугам кандидата на должность. Таким образом, создание грамотного портфолио становится важнейшим действием для достижения успеха.
Несколько последних лет велась речь о введении портфолио педагога в массовую практику. Мнения разделились. Одни относятся к нему как к лишней, ненужной «бумажной» нагрузке. В то время как другие, как к необходимому инструменту при подготовке к конкурсам и прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории. С 1 января 2017 года был введён в действие профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", на основе которого предполагается использование новых инструментов для оценки уровня квалификации педагога. Одним из таких инструментов является портфолио.
В переводе термин портфо́лио (итал. portfolio) означает «портфель, папка документов». В педагогике рассматривается с двух точек зрения. В первом случае как сборник достижений преподавателя, где собраны и зафиксированы его личные и профессиональные результаты работы. Во втором, в качестве педагогической технологии для рефлексии и оценки своих образовательных достижений, а также в качестве инструмента для выстраивания дальнейшего вектора работы. Может включать в себя общую информацию о самом преподавателе, список личных и профессиональных наград, методические разработки, отзывы, рекомендации, а также достижения своих учеников и студентов, результаты научной работы, фотоотчёты, видеозаписи занятий. Способ оформления и предоставления портфолио определяется целью, кругом лиц, которые будут иметь к нему доступ и функционалом:
1) на бумажных носителях в папке-накопителе;
2) в электронном виде.
Отличительной чертой электронного портфолио от бумажного является его доступность широкому кругу людей и многофункциональность. Из всего выше сказанного вытекает потребность в инструменте для создания электронного портфолио. Наиболее перспективной и развивающейся сферой для создания являются «облачные» хранилища данных.
В 1960-х годах американский учёный Джон Маккарти предложил идею эксплуатации вычислительных ресурсов по принципу системы коммунального хозяйства. Суть новшества заключалась в том, что информационно-вычислительные услуги будут предоставляться пользователю за денежный расчёт. Но пути реализации для этой идеи не нашли, а потому оставили её без внимания. Лишь в 2000-х годах эта концепция нашла платформу для развития. С 2008 года термин «облачные вычисления» получает широкую огласку и начинает активно использоваться. Облачные вычисления (англ. cloud computing) — принцип обработки и хранения данных, который предполагает предоставление пользователю компьютерных ресурсов и мощности как Интернет-сервис. Иными словами, это рабочая платформа в сети Интернет, точнее на электронном сервере. С появлением облачных технологий пользователи получили доступ к своим файлам из любой точки планеты совершенно бесплатно, при условии наличия канала в интернет. В IT-сфере эта тема сейчас наиболее популярна. Функционал растёт с каждым днём, а вместе с ним и сфера применения. Об облачных технологиях написано много статей, проведено масса конференций. Рынок предлагает множество решений на любой вкус и финансовые возможности. То есть, это ещё и способ заработка. Облачные хранилища существуют как на платной, так и на бесплатной основе. Большинство из нас уже пользуются ими, даже не осознавая этого. Примерами online-сервисов могут служить: Яндекс Диск. Google Диск, Mail.ru, Cloud. Есть специализированные сервисы для ведения портфолио: 4portfolio.ru, MyFolio.com. Знают ли преподаватели, что такое облачные хранилища? Какими сервисами облачного хранения данных пользуются? Используют ли в своей педагогической деятельности? Знакомы ли с возможностями и функционалом облачных хранилищ? Есть ли потребность в проведении мастер-классов по созданию электронного портфолио? Какую роль могут сыграть ученики в электронном портфолио учителя? С целью выяснения ответов на поставленные вопросы нами был проведён опрос учителей, учащихся и студентов города Ростова-на-Дону и города-курорта Железноводска. Всего было опрошено 97 учителей, 103 учащихся 5–11 классов и 53 студента.
Проведённый опрос показал, что 62 % опрошенных учителей не знакомы с понятием «облачные хранилища» и не уверены, что когда-либо пользовались. В то же время 98 % педагогических работников пользуются Яндекс Диск, Google Диск, Mail.ru, Cloud для хранения и распространения личных или рабочих документов. Не удивительно, ведь электронная почта прочно вошла в нашу жизнь. Рассылка документов и распространение осуществляется именно на этой платформе. У каждого образовательного учреждения есть свой сайт и электронная почта. Лишь 35 % опрошенных учителей ведут электронное портфолио. Причины ведения электронного портфолио были вынужденные: прохождение аттестации или участие в конкурсах. Но 100 % респондентов отмечают пользу выбранного способа оформления своих достижений (электронная) и считают, что это очень удобно. В ходе исследования выяснилось, что, несмотря на активно развивающуюся сферу облачных хранилищ, работники слабо осведомлены о возможностях и функционале ранее упомянутых. Так же слабо представляют роль учеников в электронном портфолио учителя. А ведь ученики являются мощным инструментом для анализа проведённой работы, рефлексии и обратной связи. Путём привлечения учеников в электронную среду учитель реализует выполнение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), а именно, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ — компетенций). Среди учащихся 90 % пользуются облачными технологиями. Но лишь 39 % знают об электронных портфолио преподавателей, пользуются или участвуют в их создании. Чаще всего учащиеся и студенты пользуются практическими материалами: тесты, опросы, рекомендации к выполнению заданий, просмотр обучающих видео или чтение статей педагога. 78 % опрошенных учащихся и студентов сказали о том, что им было бы интересно участвовать в создании и сборе информации для электронного портфолио педагога.
Все вышеперечисленные облачные хранилища и платформы требуют тщательного изучения преподавателями и внедрения в педагогическую деятельность. Однако, это приведёт к снижению трудозатрат в оформлении своего электронного портфолио, позволит достичь высоких профессиональных вершин. Анализ результатов опроса, привёл к выявлению низкой осведомлённости преподавателей о применении облачных технологий в разработке электронного портфолио преподавателя. Отсюда вытекает потребность в проведении мастер-классов, конференций и курсов по данной теме в образовательных учреждениях. Чаще такие курсы проходят на платной основе, но результат полученных достижений будет превосходить все ожидания.
Литература:
- Панюкова С. В., Гостин А. М., Кулиева Г. А, Самохина Н. В. Создание и ведение веб-портфолио преподавателя. Методические рекомендации: учеб. пособие. — Рязань: «Рязанский государственный радиотехнический университет», 2014 г.
- Облачные технологи, что такое облако в интернете? [Электронный ресурс]: Портал о высоких технологиях и Интернете. — режим доступа к порталу: https://myblaze.ru/oblachnyie-tehnologii-chto-takoe-oblako-v-internete/
- Полилова Т. А. Концепция электронного портфолио [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio.htm