Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 08.02.2019

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Степанкина, Ю. А. Развитие творческой активности старших дошкольников в процессе ручного труда / Ю. А. Степанкина, Е. М. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 235-236. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56368/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье представлена программа художественно-эстетического развития «Сказочная нить» (ручной труд).

Отличительная особенность предлагаемой дошкольной образовательной программы — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки искусства и включение в контекст занятий сведений из истории, произведений литературы и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми их содержания. Основой развития мышления детей становления неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок.

Цель программы: художественно-эстетическое, творческое развитие дошкольников с использованием нетрадиционного приема работы с нитью.

Задачи программы:

– знакомить с технологией изображения нитью (нитяной графики — выполнением графического рисунка нитями, натянутыми на твердой основе);

– развивать восприятие, любознательность, память, абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, выражать свою точку зрения, глазомер, мелкую моторику, координацию движения рук, художественные способности, эстетический вкус и творческое воображение;

– формировать интерес к работе с нитью, чувство коллективизма, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, инициативу, умение доводить работу до конца, а также желание творить и радоваться полученным результатам.

Участники реализации программы: воспитанники, воспитатели, родители.

Один из основополагающих педагогических принципов — учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

На шестом году жизни развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. В конструировании дети овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе чертежа, схемы, по замыслу и условиям.

К шести годам все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность образовательной деятельности увеличивается на 10 минут.

Каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого, такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными по сравнению с занятиями для детей более раннего возраста. Задания насыщаются вербальным и невербальным общением.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра. Вся образовательная деятельность насыщена играми, присутствуют персонажи, соблюдаются игровой сюжет и мотивация.

Важную роль в эффективном эстетическом воспитании играет интегрированный подход к развитию художественного творчества детей.

При составлении программы учитывались принципы: научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции); доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей); последовательности.

Психологическое обеспечение реализации программы это: создание доброжелательной атмосферы, оснащение рабочих мест, соблюдение техники безопасности.

Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы. Словесные методы: объяснение, ответы на вопросы, использование и обследование фона, обсуждение правил пользования орудием труда, комментирование способа выполнения действий, использование художественного слова, рассказывание и придумывание сказок, загадок. Наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца, показ последовательности выполнения работы, ознакомление с новыми конструктивными приемами.

Практические приемы: показ образца длины нити, подбор ее оттенка, нарезание мелкими кусочками, плетение цепочки, нанесение по трафарету разноцветных нитей, формирование картинки, конструирование из нитяных шариков; овладение приемами выполнения трудовых действий, их последовательности, приобретение необходимых умений для выполнения различных по содержанию работ.

Образовательная деятельность — в ней участвуют педагог и ребенок. В связи с этим необходимо систематически получать обратную информацию о состоянии развития личности. Нужно четко и грамотно разрабатывать контрольно-оценочную деятельность.

В потенциале эта деятельность имеет следующие функции: обучающую, развивающую, мобилизующую, воспитывающую.

Используются следующие формы педагогического контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Для качественного усвоения программы с детьми проводится индивидуальная работа, показывающая возможности ребенка. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Применяется дифференцированный подход, успехи поощряются, недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий с учетом следующих критериев: удовлетворительное качество работы и соответствие заданной идее; оригинальность творческих работ.

Воспитательная работа сродителями: посещение родителями выставок, совместные занятия детей и родителей, индивидуальные беседы.

Ожидаемые результаты программы: к окончанию периода реализации программы дети могут: создавать образы разных предметов и игрушек, использовать все многообразие усвоенных приемов и навыки работы с материалами; аккуратно оклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей; составлять узоры из ниток.

К концу освоении я программы воспитанники должны овладеть знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными ею, представить свои творческие работы на выставке.

Литература:

  1. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Нитка, веревка, канат. М., 2010г.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М., 2006г.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, ребенок, нить, умение.


Похожие статьи

ребенок, образовательная деятельность, тип мотивации...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. Детский совет может выглядеть так.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые...

Развитие мотивационной готовности к обучению в школе

Умение сосредоточиться – очень важно для учебы в школе. И такие задания как графический диктант развивает это умение как нельзя лучше.

Все оказались вовлечены в проект и дети, и родители, и педагоги детского сада и школы. Участие в проектной деятельности дало...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Учебная деятельность — это деятельность, направленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятельность самоизменения.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Африка, ребенок, учебная деятельность, преодоление трудностей, умение, нравственный выбор, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст...

Развитие творческих способностей детей через изобразительную...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей... Развитие творческих способностей детей...

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Мониторинг образовательного процесса. Овладение детьми умениями и навыками в вышивании фиксируются в таблице 1 на начало и конец обучения вышиванию по результатам

Умение принимать цель деятельности.

Количество детей. Учебно-тематический план.

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа...

умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает?

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний...

Похожие статьи

ребенок, образовательная деятельность, тип мотивации...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё...

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы. Детский совет может выглядеть так.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственно — образовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования. Если ребёнок в данный...

Изобразительная деятельность как один из способов подготовки...

Изобразительная деятельность это постоянная практика. Особое значение изобразительная деятельность имеет место в подготовки руки

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые...

Развитие мотивационной готовности к обучению в школе

Умение сосредоточиться – очень важно для учебы в школе. И такие задания как графический диктант развивает это умение как нельзя лучше.

Все оказались вовлечены в проект и дети, и родители, и педагоги детского сада и школы. Участие в проектной деятельности дало...

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

Учебная деятельность — это деятельность, направленная на приобретение знаний об окружающем мире, на овладение новыми навыками и умениями. Для ребенка учебная деятельность есть прежде всего деятельность самоизменения.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Африка, ребенок, учебная деятельность, преодоление трудностей, умение, нравственный выбор, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст...

Развитие творческих способностей детей через изобразительную...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей... Развитие творческих способностей детей...

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Мониторинг образовательного процесса. Овладение детьми умениями и навыками в вышивании фиксируются в таблице 1 на начало и конец обучения вышиванию по результатам

Умение принимать цель деятельности.

Количество детей. Учебно-тематический план.

проектная деятельность, ребенок, умение, начальная школа...

умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает?

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний...

Задать вопрос