В статье раскрывается практика использования портала «ССТУ.РФ», перспективы его использования, недостатки на сегодняшний день.
Право на обращения граждан закреплено в высшем законе РФ Конституции 1993 г.2 В статье 33 Конституции говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления [1]. Долгое время формой такого выражения права являлась письменная жалоба, но с развитием законодательства, а также технологий и сети Интернет менялись и способы донести свои заявления или жалобы. В государственных и муниципальных органах практикуются выездные приемы граждан, создание «горячих линий» и «телефонов доверия».
В 2013 году впервые был проведен Всероссийский день приема граждан, установленный поручением Президента РФ от 26 апреля 2013 года № Пр-936, который себя положительно зарекомендовал.
С 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по местному времени уполномоченные лица приемных Президента, органов государственной власти и органов местного самоуправления проводят личный прием пришедших заявителей и обеспечивают с согласия заявителей личное обращение в режиме видео-конференц-связи, видеосвязи, аудиосвязи или иных видов связи к уполномоченным лицам иных органов, в компетенцию которых входит решение поставленных в устных обращениях вопросов. Личный прием проводится в порядке живой очереди при предоставлении документа, удостоверяющего личность (паспорта).
Именно в целях реализации указанного поручения был создан портал ССТУ.РФ, который как раз служил и служит по сей день средством связи между органами государственной власти при проведении Всероссийского дня приема граждан.
Граждане РФ, реализовавшие свое право на обращение, могли получить консультацию от сотрудников «профильного» ведомства другого субъекта, обратившись в близлежащий орган государственной власти или местного самоуправления.
Дистанционные приемы граждан с использованием специального программного оборудования в режиме видеосвязи позволяют более оперативно решать задачи по устранению нарушений прав граждан с привлечением компетентных органов.
Стоит отметить, что процесс автоматизации работы с обращениями граждан имел свое развитие задолго до массового распространения персональных компьютеров и сети Интернет, еще в начале 2000-х работу с обращениями граждан стали автоматизировать.
Например, в «Порядке работы с письменными и устными обращениями граждан, поступившими в общественную приемную мэрии г. Тольятти» от 26.03.2001 г. очень подробно рассказано о технологии работы с письменными и устными обращениями граждан. Они описаны 2 главе нормативного документа. Все делопроизводство по этому вопросу автоматизировано.
Письменные и устные обращения граждан регистрируются. В конце приемного дня с “Журнала регистрации устных обращений граждан” с помощью программного обеспечения “Общественная приемная” производится электронная регистрация обращения заявителя путем формирования электронной регистрационно-контрольной карточки устного обращения и проставления в ней соответствующих данных. Регистрация письменных обращений происходит таким же способом. [2]
В настоящее время дистанционные приемы в государственных и муниципальных органах давно вышли за пределы только одного дня — Всероссийского дня приема граждан и применяются повсеместно и при первой необходимости.
Примером использования такого рода приемов может служить работа прокурора Кочковского района Новосибирской области, к которому на прием обратился житель Л., проживающий в отдаленном от областного центра селе. Гражданин Л. в связи с тяжелым материальным положением не мог обратиться в соответствующее государственное учреждение. Прокурор района обеспечил прием гражданина Л. по вопросу снятия инвалидности его малолетнему сыну руководителями прокуратуры Новосибирской области [3].
Итогом рассмотрения обращения с такого приема стало назначение ребенку планового оперативного лечения, а также подготовка документов учреждением здравоохранения для последующего установления инвалидности.
Новый «виток» в развитие портала «ССТУ.РФ» внес Указ Президента Российской Федерации от 17 апреля 2017 года № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» (далее Указ Президента РФ), которым устанавливалась необходимость всем государственным органам и органам местного самоуправления ежемесячно предоставлять в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.
Вступивший в силу Указ Президента РФ обязывал каждый уполномоченный орган посредством специального программного обеспечения направлять информацию о каждом поступившем обращении от граждан РФ и организаций, с предоставлением сведений о дате поступления и регистрации, фамилии, имени и отчества гражданина, его адреса проживания или адреса электронной почты и предоставлением результатов рассмотрения таких обращений, а также приложением обезличенного сканированного ответа на обращение. В настоящий момент приложить сканированный ответ можно лишь к обращениям, сведения о которых находятся на портале «ССТУ.РФ», в то время как сведения об обращениях, поступивших в орган напрямую, вносятся при помощи программного обеспечения, АРМ ЕС ОГ (Автоматизированное рабочее место единой сети обращений граждан). В настоящее время программное обеспечение в полной мере не поддерживает задуманный функционал, нет возможности прикрепить сканированный образ ответа на обращение гражданина, если оно рассмотрено по существу в органе, в который это обращение поступило напрямую.
В законодательстве присутствует норма, обязывающая органы власти и должностных лиц, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в жалобах, заявлениях и предложениях, направлять их не позднее чем в семидневный срок по принадлежности, извещая об этом письменно авторов, а при личном приеме разъяснять, куда им следует обратиться [4].
При составлении списка органов, которым обращение подлежит передаче по компетенции нет единообразия в наименованиях органов в разных субъектах РФ. Примером может служить наименование органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: в некоторых субъектах это полное наименование, в некоторых — сокращенное — Управление Роспотребнадзора по Н-ской области.
Не во всех органах можно выбрать конкретное подразделение, куда направляется обращение, например при направлении обращения в органы Следственного Комитета России нет возможности выбрать следственный отдел конкретного района области или города в программе АРМ ЕС ОГ, программа предлагает направить обращение только в Управление СУ СК РФ по субъекту РФ.
В целом создание портала «ССТУ.РФ» не лишено смысла и применяется в реальной жизни, помогает гражданам РФ, является средством обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а значит выполняет свои цели, закрепленные Указом Президента.
В тоже время портал не лишен недостатков, устранение которых способствовало бы установлению стабильной и качественной системы для рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации.
Литература:
- «Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан в федеральных органах правительственной связи и информации» 24 апреля 2000 г. N 2205// Российская газета, 2000, № 92–93;
- Ермолаева А. В. Ланденко М. Работа с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (на примере Саратовской области)// Секретарское дело. 2004, № 12, С 34–42;
- Обзор состояния работы по приему граждан с использованием портала ССТУ.РФ органами прокуратуры Новосибирской области от 08.05.2018 № 25–09–2018;
- Мосягина О. В. Работа с обращениями граждан: нормативное регулирование// Справочник секретаря и офис-менеджера, 2002, № 5, С. 41–44;