Исследована история пластического искусства. Сформированы элементы создания стиля первых цивилизаций в барельефе. Изучены варианты украшения настенных декораций. Проанализированы веяния современного дизайна интерьера и их влияние на форму декора стен. Доказан уход в прошлое пластичного искусства и в связи с этим важность новых дизайнерских решений. Даны объективные причины использования природных материалов в интерьере. Исследовано применение минералов в барельефе и лепнине. Описана авторская технология нового дизайн-решения настенной пластики. Раскрыты результаты SWОT-анализа. Открыто важнейшее преимущество инновационного решения. Дана характеристика ориентации на потребителя. Представлен эскиз «Мерцающий ирис» авторского варианта и технологии. Выявлена важность нового решения для будущей истории пластического искусства. Сделан вывод о воплощении истинного нахождения природных ископаемых в интерьере.
Ключевые слова: настенная пластика, барельеф и лепнина, декор, минерал, инкрустация, дизайн-технология.
The history of plastic art was investigated. Elements of creating the style of the first civilizations in the bas-relief were formed. Was studied the options for decorating wall decorations. The trends of modern interior design and their influence on the form of wall decoration were analyzed. Plastic art has been proven to be a thing of the past and therefore the importance of new design solutions. The objective reasons for the use of natural materials in the interior are given. The use of minerals in bas-relief and stucco molding is investigated. The author’s technology is described of a new design solution of wall plasty. The results of SWOT-analysis are disclosed. The most important advantage of the innovative solution is revealed. The characteristic is given orientation on consumer. Presents sketch «Shimmering iris” the author’s option and technology. The importance is was revealed of a new solution for the future history of plastic art. The conclusion is made about the embodiment of the true location of natural resources in the interior.
Keywords: wall plasty, bas-relief and stucco, décor, mineral, inlay, design technology.
Роскошь в интерьере пришла в современный мир из исторической эпохи. Монархия стала причиной богатого украшения помещения. Главным признаком является присутствие лепнины и барельефа.
Существует один элемент пластичного декора стен — стандартность исполнения — это стало волнующей проблемой исследовательской работы. Тема не актуальна — предлагается классика оформления рельефного искусства.
Цель исследования — раскрытие важности новых решений в дизайне лепнины и барельефа, знакомство с инновационной авторской технологией.
Новизной исследования является инкрустация настенной пластики.
Следует решить ряд задач: изучение истории появления барельефа, знакомство с уникальными разработками в данной сфере, исследование методов декора поверхности пластики, раскрытие авторского технологического решения, анализ потенциальных потребителей.
Ярким моментом в истории использования декора стен является эпоха барокко. Подражание королевскому интерьеру было главной задачей. Извивающиеся массивные завитки лепнины украшали всё — от потолка до мебели, к тому же они приобретали золотой, серебряный цвет. Пышность стала синонимом этого веяния в дизайне.
Такое изощрённое обращение к рельефу было не всегда. Истоки его очень далеки, ровно также, как и понимание функционального назначения.
Мифологическо-духовное мировоззрение древних египтян стало причиной создания статуи. Жизнь после смерти имела условие — возможна лишь при сохранении тела.
К захоронению тела относились трепетно. Египтяне смотрели на могилы, как на жилища вечные. Могилы богатых украшены внутри лепкой, живописью и барельефами [3, 15].
Традиционные религии являлись основой появления барельефов — буддизм, индуизм.
На территории современной Камбоджи сохранилось много памятников свидетельствующих о высокой культуре прошлых лет. Храм Преах Ко был построен Индраварманом. Панели украшены великолепными горельефами с изображением женских божеств, покровительниц храма [4, 5, 41–42].
Отсутствие декора пластики, монументальность и сохранение природного вида материала создали знакомый всем стиль первых цивилизаций.
Классическим вариантом применения настенного декора стали греческие мотивы. Ордерную систему дополнительно украшали. Новый стиль называли «a la greque» — «в греческом духе» [2, 258]. Мотив используется и в XXI веке.
Дизайн интерьера постепенно менялся, пока не удалил из своих характеристик любое отточенное украшательство. Современному интерьеру присущи такие признаки: лаконичность, правильная геометрия, экологичность и фактура. Барельеф под стать стал геометрическим, динамичным, абстрактным. Неизменным остался лишь один момент — стандартность декоративного решения. Исключением стали яркий цвет и подсветка.
Изысканность пластики идёт к абсолютному исчезновению из дизайна интерьера. Стиль барокко повсеместно называют вычурным, устаревшим. Поэтому так необходимо сделать реконструкцию стандартной дизайн-технологии.
Область пластичного искусства имеет большие границы. Отличились роскошью декора керамические сосуды. Сформировался даже отдельный вид декоративно-прикладного искусства — вазопись.
Роспись поверхностей архитектуры, интерьера нашла применение лишь в восточных странах, например, мраморная резьба Тадж Махала в некоторых своих элементах схожа с лепниной, барельефом украшена узором.
Инкрустация — один из богатейших видов украшения объектов, но практически не используется в силу того, что глине и керамике необходим обжиг. Проблема не решается — чаще можно встретить сосуд из цельного минерала. Рельеф поверхностей не нуждается в обработке температурой, так как имеет совсем иной материал основы — более крепкий, долговечный. Вид декора был взят за основу разработки дизайн-решения настенного пластично-декоративного искусства.
Проведенный анализ присутствия идеи в истории оказался отрицательным, как ранее говорилось, в силу следования стандартам технологии.
Соляная пещера — наглядный пример использования минералов в оформлении интерьера. Своё применение нашёл лишь в медицинских целях. Частицей идеи является соляная лампа.
Технология инкрустирования может использовать как габаритные объёмы минерала, так и дроблённые, также в определённой резке, например, алмазной. Это стало драгоценным плюсом для идеи декора барельефа, лепнины минералами, когда необходимо украсить тончайшие детали либо массивные объёмы.
Искусство начинает выполнять не только изобразительную, декоративную функцию, но и целительную.
Минералогия как наука зарождалась в XVIII веке [1, 4]. Камням приписывались защитные и лечебные свойства.
Из русской истории верил в силу минералов Иван Грозный. Он был уверен, что рубин способен очищать его испорченную кровь; сапфиры охраняют таинственной силой, а бирюза-предательница может выдать его помыслы [1, 47].
Новейшие исследовательские технологии доказывают или опровергают мистические свойства минералов. Как например, Бируни доказал надуманность отведения молнии от дома с помощью нефрита.
Привлекательность, уникальность природного ископаемого признаются большинством и являются ключевым преимуществом в дизайне. Возможность привнести в объект роскошь и новые краски. Барельеф всегда отличался монотонностью своего внешнего вида, а роспись ставит его в один ряд с изобразительным искусством. Минералы разнообразят пластическое искусство, зарядят волшебной силой.
Авторская технология показана в эскизном варианте (рис. 1). Массивный горельеф украшает всю поверхность стены в виде цветка — ириса. Рядами аметиста украшены его лепестки.
Главными преимуществами являются: использование широкого спектра природных ископаемых (барельеф становится не просто настенным рельефом, а неиссякаемым источником минералов), подстройка современному стилю интерьера.
Ориентирована технология главным образом на 3 типа помещений: роскошные или гламурные интерьеры, ночные клубы, медицинские учреждения. Блеск и свет синонимы ночной жизни, когда повседневность превращается в праздник, так и рельефная стена засияет сотнями драгоценных камней. Для санатория пластика с минералами станет явным признаком оздоровительного назначения учреждения.
Рис. 1. Эскиз «Мерцающий ирис» авторского варианта и технологии
Рис. 2. Эскиз «Мерцающий ирис» авторского варианта и технологии (приближение объектива)
Стало необходимым провести SWOT-анализ (табл. 1) для внедрения разработки в повседневную практику.
Проведенное исследование выявило главную возможность изобретенной дизайн-технологии барельефа — появление нового масштабного стиля интерьера, когда минералы внедрятся не только в пластику стен, но и в ордерную систему, балки, арки, плинтуса и т. д. Воплощение одновременно двух стилей — современный «гламур» и историческое барокко.
Таблица 1
SWOT-анализ технологии инкрустирования настенной пластики
Преимущества (S) |
Недостатки (W) |
Незанятый рынок услуг Инкрустация барельефа, горельефа, лепнины |
Охрана созданного объекта Значительный вес Высокая стоимость |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
Формирование нового стиля дизайна интерьера |
Отсутствие спроса |
Камень в интерьере известен с первобытных времён, когда пещеры являлись главным убежищем от непогоды. Со временем функция воплотилась и в дизайн интерьера (широко применяется в SPA-салонах). Дизайнеры работают над стилем настолько тщательно, что он может превратиться в приемлемый для комнаты молодой девушки — розовые цвета и подсветка, умеренное использование массивности камня. Именно здесь инкрустирование барельефа станет подходящим элементом для создания роскоши в пещерном помещении. Пещера — хранитель минералов воплотится в интерьере, благодаря инкрустированной пластике.
Литература:
- Кренделев Ф. П. Легенды и были о камнях / Ф. П. Кренделев. — Красноярск.: Кн. Изд-во, 1985. — 142 с.
- Матюнина Д. С. История интерьера: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «Дизайн архитектурной среды» / Д. С. Матюнина. — М.: Академический проект, 2012. — 552 с.
- Рейнак С. Аполлон. Всеобщая история пластических искусств. Лекции, читанные в высшей школе при Лувре / С. Рейнак; ред. Н. В. Самсонова. — М.: Современные проблемы, 1924. — 311 с.
- Рыбакова Н. И. Искусство Камбоджи с древнейших времён до XIV века / Н. И. Рыбакова; ред. Ю. В. Евтеева. — М.: Галарт, 2007, — 257 с.