В данной статье представлен социально-психологический тренинг для педагогов, целью которого является развитие креативных способностей. В статье приводятся примеры упражнений, ориентированные на решение проблем с развитием креативных способностей.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, педагогическая деятельность, творческое развитие педагога.
Данный тренинг разработан из-за необходимости повышения креативных способностей педагогов в образовательной среде. Тренинг предназначен для педагогов, испытывающих трудности в создании различных креативных заданий/мероприятий.
Цель тренинга: развить креативные и коммуникативные способности педагогов.
Задачи тренинга:
– создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности;
– выявить причины, мешающие проявлению творчества;
– создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;
– активизировать индивидуальные и творческие способности;
– преодолеть психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
Следует выделить некоторые пункты организации занятий:
– форма работы: групповая;
– количество участников: 10–12 человек;
– общее количество часов тренинга: 15 часов.
– продолжительность каждого занятия: 3 часа с одним 10-минутным перерывом.
– частота проведения занятий: проведение тренинга-марафона в выходные дни.
– материалы, задействованные при проведении тренинга: бумага А4, лист ватмана, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты, карточки с цветными кружками, бланки с нарисованными контурами кругов, нитки.
– требования к помещению и оборудованию для благополучного проведения тренинга: кабинет, подходящий для традиционной учебной и игровой аудитории; ковровое покрытие. Материалы для проведения упражнений соответствуют количеству участников.
Далее рассмотрим структуру занятий, включающую в себя пять этапов. Структура занятий:
– Ⅰ этап (организационный; приветствие; знакомство);
– Ⅱ этап (выполнение упражнений);
– Ⅲ этап (выполнение упражнений);
– Ⅳ этап (выполнение упражнений);
– Ⅴ этап (рефлексия изменений; прогнозирование будущих профессиональных планов участников группы).
Тематический план занятий.
На Ⅰ-ом этапе необходимо провести приветствие, используя, например, следующие упражнения [5]: упражнение «Моё имя»; Упражнение-самопрезентация «Формула моего характера»; Упражнение «Общее целое» или любые другие упражнения. Цель: знакомство, налаживание контакта между членами группы, создание в группе атмосферы доброжелательности.
На данном этапе целесообразно будет провести постановку проблемы тренинга: определение понятия творчество; выделение творческих черт личности; выявление причин, мешающие проявлению творчества.
Далее рассмотрим подробнее темы, которые заявляются в постановке проблемы. Перейдем к определению понятий. В словаре дается следующее определение понятия «творчество». Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [4].
Следующее понятие, которое мы разберем будет понятие «творческий потенциал». Творческий потенциал — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в определённой деятельности [2].
Педагогическая деятельность — это процесс проявления постоянного разностороннего творчества, что подразумевает наличие у педагога совокупности творческих способностей, которые используются при работе педагога с учениками.
Творческое развитие педагога — это весьма долгий процесс, результатом которого является формирование настоящего профессионала своего дела.
Следует отметить, также, черты творческой личности: независимость суждений; мировоззрение может быть неоднозначным; постоянный интерес к получению различных знаний; схожесть с детьми в том, что может удивляться и восхищаться чему-то новому; мечтатель.
Выделим условия, которые могут мешать выявлению творчества: стереотипное мышление; страх перед ошибкой; узко развитые познания в различных жизненных сферах; страх быть в центре внимания.
Далее кратко рассмотрим следующие этапы тренинга и приведем примеры упражнений для проведения тренинга. Упражнения были найдены на просторах интернета и подобраны специально под данный тренинг.
Ⅱ этап тренинга. Цель этапа: стимулировать творческие способности и улучшить уровень развития творческих наклонностей. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Приветствие». Упражнение «Мои ожидания». Упражнение «Молекулы». Упражнение «Мое видение творческого воспитателя». Упражнение «Что нарисовано?». Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…». Упражнение «Рисуночная история». Процедура «Спасибо за приятное занятие».
Ⅲ этап тренинга. Цель этапа: развитие познавательных процессов; развитие умения мыслить нестереотипно. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Снежный ком». Упражнение «Моя минута». Упражнение «Мы похожи?». Упражнение «Сказочный вернисаж». Упражнение «Нарисуй». Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…». Упражнение «Словесная ассоциация». Процедура «Спасибо за приятное занятие».
Ⅳ этап тренинга. Цель этапа: развитие оригинальности. Примеры упражнений для данного этапа [3]: Процедура «Приветствие». Упражнение «Пересядьте те, кто.»... Упражнение «Всеобщее внимание». Упражнение «Мои ассоциации». Упражнение «Сочиняем стихи». Упражнение «Креативный круг». Упражнение «Клякса». Процедура «Спасибо за приятное занятие». Упражнение «Аплодисменты по кругу».
Ⅴ этап тренинга (рефлексия). Цель этапа: закрепление и повторение полученных знаний. На данном этапе целесообразно провести беседу на выявление эффективности тренинга. Беседа может заключать в себе следующие вопросы: какие ощущения у вас были при посещении тренинга? Что мешало вам раннее быть творческой личностью? Чего боялись при прохождении тренинга? Какие условия мешают творческим личностям? Примеры упражнений для данного этапа [1]: Упражнение «Твое лучшее качество». Тренинговая процедура «Сочинение на заданную концовку». Упражнение группового тренинга «Тонкие нити».
Литература:
- А. Я. Психология // Тренинги. URL: http://azps.ru/training/indexlo.html
- Значение словосочетания «творческий потенциал» // КАРТАСЛОВ.РУ — Карта слов и выражений русского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://kartaslov.ru
- Инфоурок // Педагогический тренинг «Развитие креативности у педагогов». URL: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-trening-razvitie-kreativnosti-u-pedagogov-680299.html
- Творчество // Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28233
- Studfiles // Тренинг на решение конфликтных ситуаций. URL: https://studfiles.net/preview/1664882/page:2/