Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 28.01.2019

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Степнова Л. А., Бабаскин Д. В. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи креативности и уровня эмоционального интеллекта // Молодой ученый. — 2019. — №4. — С. 171-173. — URL https://moluch.ru/archive/242/55889/ (дата обращения: 20.06.2019).



В данном статье рассмотрены основные современные подходы к определению понятий креативности и эмоционального интеллекта, дано авторское понимание этих явлений, а также на основе теоретических сведений выдвинута гипотеза об их взаимосвязи.

Ключевые слова: креативность, эмоциональный интеллект.

Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, неоднородное и многоплановое явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлений ее изучения. Анализируя определения понятия «креативность», ученые выделяют два аспекта: способность к творчеству и новое, нестандартное видение проблемы [1].

Креативность рассматривается как способность субъекта к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и стремлению дальнейшего приобретения опыта, осуществления творческой деятельности; креативность — это творческие возможности человека, проявляющиеся не только в мышлении, но и в общении, чувствах, эмоциях; креативность характеризуется творческой активностью личности.

Наиболее важными являются следующие функции креативности:

– адаптивная функция,

– функция развития личности,

– функция самовыражения индивида.

Креативность присуща большинству психически здоровых людей, но в разной степени. В общем виде личностными коррелятами креативности являются: активная жизненная позиция, оптимизм, развитие эстетических чувств, стремление к процессу творчества, открытий, к духовному росту, к самопознанию, самовыражению, а также трудолюбие, толерантность (терпимость к другим людям), критичность, дальновидность (умение прогнозировать события, поступки, действия), чувство юмора, гибкость, независимость и самостоятельность мысли, эрудированность, способность к анализу и синтезу, оригинальность, метафоричность мышления, целеустремленность, самоконтроль, рефлексивность, энергичность, уверенность в себе.

По этому поводу исследователи отмечают, что к основным показателям креативности (скорость, гибкость, оригинальность, разработанность) целесообразно было бы добавить способности к интуиции, к прогнозированию и ассоциативности [2].

В структуре поведения отдельной личности не всегда прослеживаются названные признаки, однако, наличие хотя бы одного из параметров позволяет констатировать определенный уровень креативности субъекта, способность к интеллектуальному творчеству. Креативная личность имеет динамический стереотип, в основу которого положена наработанная и систематизированная последовательность действий, ориентирование на видение своеобразного и нового в любом объекте, взгляд на него, как на фрагмент общего.

В современной науке сформировались следующие подходы к исследованию креативности: интеллектуальный, эмоционально-личностный, мотивационный, коммуникативный и рефлексивный. На основе этого мы выделили критерии развития креативности:

– мотивационный критерий, который раскрывается через сформированные ценности творчества и саморазвития;

– содержательный критерий раскрывается через уровень развития креативности в личностной, интеллектуальной и коммуникативной деятельности;

– рефлексивно-оценочный критерий раскрывается через адекватную самооценку творческого потенциала, высокий уровень волевого потенциала.

Креативность как свойство личности обладает интегративным, комплексным характером. Она характеризуется процессом и результатом развития человеком своей неповторимой индивидуальности в процессе творчества, но не как самоцели, а как необходимого условия для накопления и реализации своего творческого потенциала в новых культурных, социальных, материальных и других ценностях. При этом результатом творчества могут быть ситуации, средства, способы деятельности, эмоции и чувства человека. Неповторимость внутреннего и внешнего мира человека, при этом, является залогом возможности быть креативной личностью.

Под понятием «эмоциональный интеллект» подразумевается прежде всего способность к осознанию собственных эмоций, генерированию их таким образом, чтобы они содействовали мышлению, для обеспечения собственного эмоционального и интеллектуального роста [3].

Феномен эмоционального интеллекта признаётся и изучается во всем мире всё большим числом учёных. Также к настоящему времени установлено, что элементы эмоционального интеллекта являются факторами, способствующими личностному и профессиональному росту индивида и влияющими на его успешность в жизни.

В отличие от конкретного и абстрактного видов интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир человека, его связи с поведением личности. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций. Следовательно, эмоциональный интеллект лежит в основе эффективной и целенаправленной эмоциональной саморегуляции [5].

В теориях о происхождении эмоционального интеллекта существует определённый дуализм. Так одни исследователи утверждают, что уровень выраженности этого свойства генетически детерминирован как некое биологическое качество центральной нервной системы. Следовательно, если эмоциональный интеллект и поддаётся трансформации, то в очень незначительной степени. Эта теория подтверждается четкой связью между проявлением эмоционального интеллекта и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом задается от рождения. В то же время их оппоненты утверждают, что эмоциональный интеллект является продуктом влияния социума — эмоциональный интеллект вполне можно наращивать и трансформировать. Это подтверждается следующей зависимостью: чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у ребёнка [4].

Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой очень важную интегральную характеристику личности, которая реализуется в ее способностях понимать эмоции, обобщать их содержание, выделять эмоциональный подтекст в межличностных отношениях, регулировать эмоции таким образом, чтобы способствовать с помощью положительных эмоций успешной когнитивной познавательной деятельности и преодолевать негативные эмоции, которые мешают общению и угрожают достижению индивидуального успеха.

Эмоциональный интеллект отражает эмоциональную зрелость индивида. Он объединяет в себе эмоциональные, интеллектуальные и регулятивные составляющие психики. Человек с высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта — это человек с высоким уровнем развития собственного внутреннего мира. Эмоциональный интеллект как «мотивационно-энергетический ресурс» личности проявляет себя как фактор и показатель развития личности, ее психологического благополучия и психического здоровья. Глубинный смысл данного конструкта позволяет однозначно утверждать его теоретическую и практическую значимость на фоне социально-экономических условий, которые сложились в настоящее время.

Эмоциональный интеллект выполняет регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что возникает как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает степень интенсивности эмоций и чувств, а также способность индивида распознавать их как у себя, так и у других людей.

В профессиональной деятельности человека особое место должно быть отведено роли эмоционального интеллекта, так как эмоциональный интеллект является совокупностью различных способностей индивида, которые обеспечивают более высокий уровень функционирования в обществе.

В качестве объекта исследования мы выбрали студентов, которые являются одним из самых перспективных объектов исследования в силу того, что через 10–15 лет нынешние студенты начнут занимать ключевые посты в управлении в своих отраслях производства и знаний.

Как правило, студенты, которые имеют высокий уровень креативности занимают лидерское положение в студенческой группе, обладают положительными взаимоотношениями в учебном коллективе, которые также невозможны без высокого уровня эмоционального интеллекта.

Проанализировав различные взгляды на явления креативности и эмоционального интеллекта, можно предположить, что существует положительная взаимосвязь между креативностью и разными уровнями эмоционального интеллекта (непосредственная связь). Также можно предположить, что взаимосвязь между креативностью и разными уровнями эмоционального интеллекта носит опосредованный характер, т. е. они могут входит в качестве компонентов социального интеллекта и/или выступать одними из факторов конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций.

В перспективе наших дальнейших исследований предполагается описание эмпирического исследования по данной теме.

Литература:

  1. Алан Дж. Роу. Креативное мышление / Алан Дж. Роу; [пер. с англ. Островской В. А.]. — М.: НТ Пресс, 2007.
  2. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. — СПб., 2006
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. 478с.
  4. Люсин Д. В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. // Социальный интеллект: эмпирический анализ / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 128–140.
  5. Стивен Дж.С. Преимущества EQ. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, креативность, высокий уровень, креативная личность, способность, творческий потенциал, эмоция.


Похожие статьи

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет больше взаимосвязей с типами мышления

У старшеклассников достоверно выше показатели таких шкал эмоционального

В структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта, типов мышления и креативности у...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

Креативность (англ. creativity) — творческие способности личности, проявляющиеся в мышлении, эмоциональных состояниях

Следовательно, высокие показатели уровня развития эмоционального интеллекта связаны с низкими показателями невербальной...

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30]. Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего...

Формирование креативности личности школьника

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах.

Люди с таким типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение.

Креативность, как общая творческая способность представляет...

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта...

Креативность как основа инновационной педагогической...

В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [5, с. 33]. Креативность в профессиональной педагогике рассматривается как способность к...

Креативные способности учителя и учащихся начальной школы

Ильиным Е. П. креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 157].

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Эмоциональный интеллект напрямую связан с имеющимися у личности особенностями в когнитивном и эмоциональном развитии

Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно, оказывает влияние на общение людей между собой (на качество этого общения и...

Развитие креативности у студентов колледжа | Статья в журнале...

Проявление креативности как естественной потребности личности также входит в ряд требований, предъявляемых молодому специалисту. Уходит в прошлое подход, согласно которому креативность отождествлялась с понятием интеллект и с уровнем интеллекта.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и...

Похожие статьи

Особенности взаимосвязи компонентов эмоциональной сферы...

В целом, у старшеклассников эмоциональный интеллект имеет больше взаимосвязей с типами мышления

У старшеклассников достоверно выше показатели таких шкал эмоционального

В структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта, типов мышления и креативности у...

Взаимосвязь интеллекта и креативности в юношеском возрасте

Креативность (англ. creativity) — творческие способности личности, проявляющиеся в мышлении, эмоциональных состояниях

Следовательно, высокие показатели уровня развития эмоционального интеллекта связаны с низкими показателями невербальной...

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30]. Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего...

Формирование креативности личности школьника

1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах.

Люди с таким типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение.

Креативность, как общая творческая способность представляет...

Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта...

Креативность как основа инновационной педагогической...

В педагогическом словаре креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [5, с. 33]. Креативность в профессиональной педагогике рассматривается как способность к...

Креативные способности учителя и учащихся начальной школы

Ильиным Е. П. креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio — созидание) — это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления [4, с. 157].

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса...

Эмоциональный интеллект напрямую связан с имеющимися у личности особенностями в когнитивном и эмоциональном развитии

Уровень развития эмоционального интеллекта, несомненно, оказывает влияние на общение людей между собой (на качество этого общения и...

Развитие креативности у студентов колледжа | Статья в журнале...

Проявление креативности как естественной потребности личности также входит в ряд требований, предъявляемых молодому специалисту. Уходит в прошлое подход, согласно которому креативность отождествлялась с понятием интеллект и с уровнем интеллекта.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и...

Задать вопрос