Вышивка лентами в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толстова, М. В. Вышивка лентами в дошкольном учреждении / М. В. Толстова, Н. В. Федотова, А. А. Ильина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55843/ (дата обращения: 25.11.2024).



Вышивание — один из самых массовых видов народного искусства.

Естественная потребность человека в красоте, стремление к творчеству превратили вышивание в настоящее искусство, не утратившее своё значение и поныне.

Шелковые ленты прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.

Работы, выполненные шелковыми лентами, словно оживают, они окрыляют, благодаря ярким сочным цветам исходного материала. Все зависит от фантазии, опыта и, конечно профессиональных навыков мастерицы. В основном, вышивают различные цветочные мотивы — маки, розы, пионы, полевые букеты, сложные композиции — несколько видов цветов одновременно. Когда смотришь на эти композиции, ощущение такое, что цветы настоящие, что ты находишься в саду и вдыхаешь их аромат.

Необычайная выпуклость ленточной вышивки, гармония элементов, цветосочетание и блеск — это чудеса иллюзии преображают рисунок, который в графическом исполнении может выглядеть скромно и не впечатляюще.

Процесс труда в этом виде вышивки, с его ритмом, темпом, игровым оформлением, увлекает, содействует выявлению разных способностей. Приобретается умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят творческое удовлетворение, оказывают глубокое эмоциональное воздействие.

Творческая деятельность формируют универсальные способности, творческую направленность в продуктивном виде деятельности, т. е. развивают такие качества личности, которые потребуются в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности не пришлось бы заниматься, что особенно важно в дошкольном образовании в процессе начального формирования личности.

Как известно, лучший подарок — это подарок, сделанный своими руками. Вышивка лентами не требует много времени, позволяет создавать достаточно крупные вещи за короткий срок. Но самое удивительное в том, что, создавая шедевры, даже если работа, не будет безупречна, она кажется естественной, а естественность и уникальность самые лучшие качества шедевров.

Подарки, выполненные в технике вышивки лентами, отличаются яркостью, объёмностью рисунка и широкими возможностями в выборе цветовой гаммы.

Вышивка лентами ещё не столь популярна и распространена среди подрастающего поколения, поэтому эта тема направлена на решение проблемы первоначального знакомства дошкольников с технологией вышивки лентами и возможностью её использования при создании различных изделий, преимущественно подарочных.

Для достижения прогнозируемых результатов необходимо наличие определённых ресурсов. Информационно-методические ресурсы могут быть получены благодаря сети Интернет, которая имеется в учреждении и находится в свободном доступе воспитателей. Кроме того, помощь в обеспечении методическими материалами может оказать детская библиотека им. А Гайдара, в картотеке которой присутствует достаточно большой объём литературы по означенной теме, в том числе и наглядных пособий и их мультимедийных вариантов. Поднимая вопрос о материально-технических ресурсах, нужно сказать, что для создания изделий технологией вышивки лентами необходимы соответствующие материалы.

Ткань для рукоделия должна быть достаточно плотной, чтобы стежки на ней крепко держались и не просачивались сквозь неё. Первые работы рекомендуется выполнять на канве или на простой не очень плотной, но жёсткой ткани. Как только дети научатся вышивать обычные картинки, можно пробовать вышивать какой-то сюжет на шерстяной ткани или другом изделии. Не стоит для работы с лентами брать полупрозрачную ткань, так как швы на ней невозможно будет скрыть, из-за чего готовая работа будет выглядеть не очень красиво.

Существует несколько видов отделочных лент:

– вуальная лента бывает с набойкой, гладкой или со вставкой по центру из атласа, атласная ленты бывают гладкими, сборчатыми или плиссированными,

– кружевные ленты, украшенные бусинками или присборенные, применяются в вышивках или для отделки вещей в особо торжественных случаях,

– декоративные ленты используются только для отделки,

– шелковые ленты их можно использовать для вышивки по любому виду ткани,

– ленты и тесьма из органзы используются в вышивках для создания объемности и прозрачности.

Выбирать ленту придётся исходя из творческой задумки ребёнка и того рисунка, который он решит осуществить.

Необходимо предварительно поставить его цели и задачи перед всеми участниками. Воспитатели должны узнать, что их основная цель — научить дошкольников вышивать лентами и изготавливать в данной технике различные изделия. Родители должны осознать, что проект направлен на всестороннее развитие их детей, выработку у них навыков трудовой деятельности в купе с эстетическим совершенствованием. Дошкольники услышать, что они должны научиться вышивать лентами и изготавливать подарки для своих близких к календарным праздникам. В процессе постановки целей, который пройдёт на методическом совете для воспитателей, на родительском собрании для родителей, на первом, вводном занятии — для воспитанников, можно ознакомить всех участников с критериями оценки конечного результата и процесса работы и распределить задачи и обязанности между участниками.

В процессе работы (и с родителями, и с детьми) необходимо определиться со способом представления результатов. Возможно, это будет текстовое описание результатов, презентация, фотографии изделий или видеозапись наблюдений или этапов создания изделия. Участники могут решить провести творческое мероприятие в конце учебного года, на котором не только представят свои работы, выполненные в течение года, но и подарить детском саду коллективную работу, в изготовлении которой примет участие вся группа.

Процесс изготовления, создания подарков к календарным праздниками (Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, коллективный подарок от группы к окончанию учебного года) займёт у воспитанников много времени, воспитывая в них усидчивость, трудолюбие. А то, что эти работы будут подарены их любимым людям, придаст занятиям атмосферу любви, доброжелательности и благодушия. Естественно, что в процессе работы необходимо помнить о соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием и инструментами.

Все участники по завершении того или иного изделия к календарной дате могут обсудить предварительные результаты, оценивая их и предоставляя в форме творческой презентации.

У данной работы мы надеемся, что будут положительные результаты. К краткосрочным можно отнести привитие и совершенствование навыков вышивки лентами, общее развитие детей через знакомство с историей этого вида декоративно-прикладного творчества, формирование у них таких личностных качеств, как усидчивость, трудолюбие, умения вести совместную работу с родителями, сверстниками и воспитателями, воспитание в ребятах эстетического чувства прекрасного, умения видеть красоту в обыденном.

Долгосрочные результаты, которые проявятся в случае продолжения начатой в процессе работы на следующем этапе воспитании (в следующей группе) и обучения (в общеобразовательном учреждении). Это дальнейшее совершенствование эстетического вкуса, желание развивать уже приобретённые навыки как в этом виде творчества, так и в других, позволяющих ребятам самореализовываться личностно и творчески в будущем.

При положительных результатах возможно внедрение результатов в деятельность сотрудников учреждения путём проведения мастер-классов, методических круглых столов и выступлений на педагогических и методических советах. Тем более, что для нашего учреждения предложенная в качестве ведущей, тема достаточно оригинальна.

В перспективе реализации работ при условии его продолжения в следующей группе воспитания мы предполагаем, что у ребят должно продолжится совершенствование эстетического вкуса. Возможно, у них появится стойкое желание развивать уже приобретённые навыки не только в этом виде творчества, но и в других, близких им по душе и склонностям, и стать участниками допобразования. Ни для кого не секрет, что ребёнок, задействованный в дополнительном воспитании или образовании, намного выше по личностным характеристикам (по сравнению со своими сверстниками, не участвующими в досуговой деятельности).

Литература:

  1. Васильева Н. А. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие — Чебоксары ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016.
  2. Васильева Н. А. Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие — Чебоксары ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017.
  3. Григорьев С. П., Васильева Н. А., Кирилова А. А. Родительское собрание в детском саду: учеб.-метод. пособие. — Чебоксары: Новое Время. 2017.
  4. Зайцева А. А. «От А до Я вышивка лентами». — М.: Издательский дом «Ниола XXI век», 2015.
  5. Кочетова Н. А., Желтикова И. А., Тверетина М. А. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. — Волгоград: Учитель 2014г.
  6. Погодина С. В. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству, — М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  7. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2016.
  8. Ращупкина С. Ю. «Вышивка шелковыми лентами». — М.: «Рипол Классик», 2012.
  9. Чотти Донателла «Вышивка шелковыми ленточками». — М.: «АСТ-Пресс», 2014.
  10. Шереминская Л. Т. «Школа вышивки шелковыми ленточками» — М.: «Эксмо», 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): лента, процесс работы, работа, вид творчества, вышивка лентами, технология вышивки, участник, эстетический вкус.


Задать вопрос