В данной статье представлена общая характеристика смысловой саморегуляции как психологического феномена с точки зрения отечественных и зарубежных ученых, а также рассмотрены особенности смысловой саморегуляции жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям.
Ключевые слова: смысловая саморегуляция, смысловое связывание, ситуация, смысл, жизненный путь, кризисная ситуация, личностное развитие, сознательная регуляция, жизнестойкое отношение студента, жизнестойкое отношение субъекта, жизнестойкость субъекта, процесс саморегуляции, саморегуляция.
Научное изучение саморегуляции как специфического процесса в живых системах началось в начале XX века.
В зарубежной психологии саморегуляция изучалась в рамках бихевиористского направления (Ф. Кэнфер), психологии мотивации (А. Бандура, X. Хекхаузен), когнитивной психологии (Ю. Куль, П. Крампен, Ж. Нюттен), социальной психологии (М. Кун, Ч. Кули, Т. Шибутани) и др. Внимание ученых направлено на исследование рационально-рассудочных механизмов детерминации отдельных действий, при этом недостаточно изучены биологические основы индивидуальности, предметное содержание деятельности, роль сознания в осуществлении процессов саморегуляции. [5]
В отечественной психологии различные вопросы саморегуляции рассматривались в работах К. Л. Абульхановой-Славской, П. К. Анохина, Б. В. Зейгарник, О. А. Конопкина, А. Н. Леонтьева, В. И. Моросановой, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. Для российских ученых было характерно разностороннее теоретическое изучение вопросов регуляции активности, а также признание ведущей роли сознания в деятельности человека, генетический подход к исследованию психических явлений.
По мнению Н. Р. Битяновой [1] саморегуляция определяется как осознанный произвольный контроль за поведением человека, процессом деятельности, с помощью которого разрешаются конфликты, происходит овладение своим поведением, переработка негативного опыта.
Процессы саморегуляции опосредованы работой механизмов сознания и, прежде всего, трансформацией смысловой структуры личности.
В. Франкл [4] рассматривал саморегуляцию через смыслополагание и выбор жизненного пути. В концепции логотерапии он подчеркивает смысловую регуляцию поведения, что означает поиск и принятие другого смысла жизни, который должен проникнуть в любое жизненное событие.
Ч. Карвер [7] под саморегуляцией понимает корректирующие изменения, реализованные субъектом для того, чтобы не терять путь к достижению цели. Данные положения объединены с точки зрения поведения как цели постоянного процесса движения.
Э. Шпрангер [6] полагает, что смыслы существуют в структуре души как сверхиндивидуальные формирования, выполнения интеграционных и регуляторных функций. Он считает, что из-за ценностного отношения к сохранению своего состояния в конкретных условиях, человек наполняется смыслом.
O. K. Тихомиров [3] изучал закономерности смысловой регуляции в контексте решения мыслительных задач. Основной единицей регуляции он считал многократно изменяющийся смысл итоговой цели. Он также полагал, что смысл итоговой цели является определяющим в формировании ситуационного смысла в целом, и, также, обуславливает смыслы вторичных целей, которые в целом являются определяющими характера деятельности на этапе поиска решения задачи и операциональный смысл ситуации в общем.
Б. В. Зейгарник на первое место в своих исследованиях ставит саморегуляцию, опосредованную в норме и патологии. Кроме того, ей выдвинута гипотеза о том, что смысловой фундамент является функцией контроля за жизнедеятельностью, а также формирует регуляторную систему, и, благодаря наличию смысловых образований, является возможной саморегуляция при формировании целей и при осознании собственных поступков.
Аналогичных взглядов придерживается и Л. И. Божович, считая, что в результате формирования потребности и мотивы опосредуются сознанием, а также потребности выполняют свои функции через осознанно сформированные цели.
Студенческий возраст, согласно периодизации Дж. Ловингера и Р. Кегана, относится к периоду ранней взрослости. Особенностью кризиса взрослости является то, что они реализуются во внутреннем плане личности, а также то, что в процессе переживания повседневных сложностей способно сформироваться особое и существенно значимое отношение к ним. Возникающие ситуации воспринимаются как кризисные, который нарушают обычный уклад жизни студента. Поэтому, вопрос исследования субъективных кризисных ситуаций в жизни студента является актуальным на данный момент.
Именно в студенческие годы личность входит в период смысловой саморегуляции. В связи с этим, сущность смысла является крайне важным вопросом и перспективным в области осмысления потенциала акмеологии по вопросу поиска путей и возможностей преодоления студентом жизненных кризисов и профессиональных трудностей. [2]
В контексте преодоления кризисных ситуаций, смысловая характеризуется как процесс, который связан с жизнестойкостью субъекта, а формирование смысловой саморегуляции является способом развития жизнестойкого отношения студента к кризисным ситуациям.
Проблемой жизнестойкости занимались S. R. Maddi, D. Khoshaba, S. C. Kobasa, R. Harvey, F. Bleecker Д-А. Леонтьев, Е. И. Рассказова, Л. А. Александрова, Т. В. Наливайко, С. А. Богомаз, Т. Е. Левицкая и др. В настоящее время общепринятым является понятие жизнестойкости как особого личностного качества или паттерна структуры установок и навыков, который дает возможность превратить изменения в жизни личности, в ее возможности и перспективы. Жизнестойкость, в которой содержатся аттитюды включенности, контроля и принятия вызова жизни, дает возможность личности одновременно развиваться и обогащать свой потенциал, а также совладать с кризисами, которые встречаются на его жизненном пути. Вовлеченность поддерживает витальность и активность человека. Контроль и принятие риска связаны с готовностью человека к деятельности несмотря на трудности. Готовность извлекать опыт из сложившихся ситуаций, действовать в ситуации неопределенности призвана активировать сознание и справиться со сложностью внутреннего мира.
Жизнестойкость способствует восприятию кризисной ситуации как менее значимой. Конечно, этот процесс требует актуализации смысловых процессов: смыслообразования, смыслостроительства, смыслоосознапия контексте соотнесения требований ситуации с актуальными личностными смыслами и ценностями. То есть, прослеживается необходимость развития смысловой саморегуляции для формирования жизнестойкого отношения к кризисной ситуации. Смысловая саморегуляция жизнестойкого отношения субъекта к кризисным ситуациям позволяет успешно преодолевать критические ситуации без ущерба для собственного психического и соматического здоровья, межличностных отношений и личностного развития. Из всего многообразия психологических исследований, на данный момент не нашлось исследований, посвященных проблеме смысловой саморегуляции жизнестойкого отношения субъекта к кризисным ситуациям, недостаточно исследовано влияние процесса смысловой саморегуляции на развитие жизнестойкости студента.
Все вышеизложенное позволят сделать вывод, что смысловая саморегуляция является процессом, необходимым для разрешения кризисных ситуаций в жизни человека.
В нашем понимании смысловая саморегуляция является составляющей переживаний в области мотивационного уровня саморегуляции, а ее специфика состоит в направленности на гармонизацию мотивационной сферы, а также разрешение конфликтов и противоречий посредством сознательной перестройки и порождения смыслов. В состав данного уровня саморегуляции входит рефлексия и смысловое связывание. Кроме того, наше понимание смысловой саморегуляции соотносится с понятием личностной саморегуляции А. К. Осницкого, в содержание которой входят действия человека, которые направлены на изменение отношений к жизненным событиям.
Изучив теории саморегуляции, а также теорию смыслов, мы сформулировали следующее определение смысловой саморегуляции.
Смысловая саморегуляция является процессом самоорганизации произвольной активности человека, который направлен на формирование гармонии между особенностями ситуации и ведущими личностными смыслами посредством актуализации смыслообразования, смыслоосознания и смыслостроительства.
Литература:
- Битянова Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, — 1998. — 48 с.
- Никулина Д. С., Хруль Е. И. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов с разной мотивацией обучения // Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение: материалы IV Национальной науч.-практ. конф. — М., 2007.
- Психологические механизмы целеобразования / Отв. Редактор О. К. Тихомиров. — М.: Изд-во «Наука», — 1977. — 259 с.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. // Психология личности. Тексты. М., 1982.- 118 с.
- Шляпников, В.Н Исследования волевой регуляции в современной зарубежной психологии [Текст] / Шляпников, В.Н. // Вопросы психологии. — 2009, — № 2, — 135–144 с.
- Шпрангер Э. Два вида психологии/ История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. -2-е изд./ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. 347–361 с.
- Carver C. Self-regulation of Action and Affect. Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications. New York, NY: Guilford, — 2004.