В статье рассматриваются проблемы управления земельными ресурсами в России на современном этапе в связке с общественными процессами. Выдвинуты предположения о связи общественных процессов с положениями Конституции РФ. Даны рекомендации по преодолению проблемных вопросов.
Ключевые слова: земельные ресурсы, система управления, эффективное управление, кадастр недвижимости, землеустройство, мониторинг земель, земельный контроль, законодательство, идеология, российское общество.
The article deals with the problems of land management in Russia at the present stage in conjunction with social processes. Assumptions about connection of social processes with provisions of the Constitution of the Russian Federation are put forward. Recommendations are given to overcome the problematic issues.
Keywords: land resources, management system, effective management, real estate cadastre, land management, land monitoring, land control, legislation, ideology, Russian society.
Земля является богатством и достоянием нашей страны. Россия обладает колоссальными земельными ресурсами, которые при этом используются недостаточно эффективно. Как «заставить» землю «работать» на человека и повысить уровень жизни россиян? Как при этом рационально использовать земельные ресурсы и не допустить их истощения? Над вопросами эффективного управления земельными ресурсами размышляли многие отечественные авторитетные исследователи. Одним из главных условий эффективного управления земельными ресурсами выступает наличие сбалансированной системы управления. [4, с. 43–44]
Основными методами управления земельными ресурсами являются землеустройство, кадастр недвижимости, мониторинг и земельный контроль. [4, с. 94] В совокупности эти методы позволяют установить в обществе слаженную систему управления земельными ресурсами, приносящую как экономический эффект, так и способствующую бережному отношению к земле:
1) кадастр недвижимости производит учет, хранение и оценку, тем самым гарантирует права землевладельцев, способствуя развитию цивилизованного оборота земли, предоставляет информацию об объектах недвижимости для различных целей, помогает государству в выполнении фискальной функции в отношении недвижимого имущества;
2) землеустройство, используя базу научных знаний, создает организационно-территориальную основу для эффективного использования земельных ресурсов, непосредственно взаимодействуя с объектами землеустройства с использованием геодезии, картографии, почвоведения, геоботаники, экономики и др.;
3) мониторинг позволяет отслеживать состояние земельных ресурсов для своевременного реагирования;
4) земельный контроль призван предотвращать и пресекать нарушения земельного законодательства, привлекать нарушителей к ответственности, тем самым способствуя профилактике правонарушений.
Эти методы управления могут быть эффективно использованы в системе управления земельными ресурсами при условии отсутствия серьезных противоречий внутри системы, а также при наличии благоприятных внешних условий, например, в виде отточенной нормативно-правовой базы.
Многие авторитетные отечественные исследователи, как Сергей Николаевич Волков, ректор Государственного университета по землеустройству, академик Россельхозакадемии, профессор, указывают в своих работах на наличие множественных проблем в современной системе управления земельными ресурсами нашей страны. Это и свертывание землеустроительных работ по изучению, охране, освоению и улучшению земель, недостаток их финансирования, это и нарушение земель, деградация земель, вывод сельскохозяйственных земель из оборота, перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, это и отсутствие возможности у многих граждан и юридических лиц, имеющих в собственности земельные участки, реализовать свои имущественные права вследствие отсутствия документов о регистрации права и межевания, и многое другое. [3, с. 6–8; 5, с. 6–7]
Кадастр недвижимости также имеет массу недостатков, главным из которых является его фрагментарность. Наполняемость кадастра напрямую зависит от землеустройства, но поскольку землеустройство свернуто, то в настоящий момент сведения в кадастр поступают только по заявительному принципу. [2, с. 93–95]
Также исследователями отмечается наличие недостатков в российском законодательстве в области регулирования земельных отношений. В частности, указывается на необоснованность исключения из федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» положений, касающихся обязательного проведения землеустройства при определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства, при перераспределении земель, используемых гражданами и юридическими лицами для осуществления сельскохозяйственного производства, при предоставлении и изъятии земель и пр. [3, с. 9]
Принимая во внимание всю совокупность приведенных выше фактов, можно сделать вывод о присутствии некоторой системности в проблемах, связанных с управлением земельными отношениями и недостатками в законодательстве.
Российское общество переживает не лучшие времена. Налицо социальное расслоение, конфронтация, отчуждение, экономическая нестабильность и постепенное снижение благосостояния большой массы населения, вызывающее процессы миграции. Как социальная система, российское общество нуждается в объединении усилий для достижения лучшего положения. Части социальной системы должны установит тесные взаимосвязи друг с другом, направив общие усилия на преобразования и преодоление противоречий. Но на данный момент складывается ощущение пробежавшей «черной кошки» между элементами социальной системы российского общества.
Для успешного развития любого общества в центре должна находиться некоторая идеология, выражающая интересы данного общества. Эта идеология должна приниматься большинством. Идеология представляет собой основу духовных, творческих сил людей, принимающих ее или следующих ей. На этой основе каждый человек в отдельности и общество в целом способно эффективно решать насущные проблемы. Единство идеологии объединяет общество. [6, с. 16]
Если мы откроем основной закон Российской Федерации — Конституцию от 12.12.1993 г., то в статье 13 пункте 2 прочтем, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. [1]
Таким образом, если на уровне государства не выработано никакой идеологии, более того, никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной, т. е. обязательной в первую очередь для участников государственной системы — чиновников, то государство будет представлять собой систему с плохо взаимодействующими составляющими. Результаты работы такой системы нам очень хорошо известны: коррупция, казнокрадство, использование полномочий в личных целях и т. д. Разрозненные части системы замыкаются на самих себя и начинают обслуживать собственные интересы.
Если отбросить влияние противоборствующих сил, тех самых «черных кошек», то нашему обществу действительно не хватает объединяющей идеи для аккумуляции общих усилий в едином направлении. Это способствовало бы и изменению законодательства, привнесению в нормативные акты положений, способствующих их эффективному применения для общего блага, и изменило бы отношение каждого члена общества друг к другу и к своему Отечеству, своему достоянию, главным из которых по праву считается земля.
Исследователи предупреждают о скорых возможных необратимых изменениях в структуре земельного фонда нашей страны, связанных с недостаточно уделяемым вниманием проблемам земельных отношений. [3; 5] Принятие на государственном уровне позитивной идеологии развития в интересах большинства населения России принесет не только социальный и экономический эффект, но также будет способствовать становлению эффективной системы управления земельными ресурсами.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-правового портала «Гарант». http://constitution.garant.ru.
- Аксёнова Е. Г., Гаранова М. В. Актуальные проблемы землеустройства и кадастра // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 1. С. 93–95.
- Волков С. Н. Концепция управления земельными ресурсами и землеустройства сельских территорий в Российской Федерации //Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2013. № 11. С. 6–9.
- Варламов А. А. Управление земельными ресурсами: учебник. М.: Государственный университет по землеустройству. 2003. С. 3, 45, 94.
- Волков С.Н, Варламов А. А., Лойко П. Ф. Новые земельные отношения в Российской Федерации // Земельный вестник России. 2005. № 1–2. С. 6–7.
-
Подберезкин А. И. Национальный человеческий капитал. В 5 т. Т. 1. Роль идеологии в модернизации России. М.: МГИМО–Университет, 2012.
С. 16.