Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения
Автор: Клипина Елена Александровна
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)
Дата публикации: 30.01.2018
Статья просмотрена: 4186 раз
Библиографическое описание:
Клипина, Е. А. Управление земельными ресурсами в Российской Федерации: опыт и проблемы управления землями сельскохозяйственного назначения / Е. А. Клипина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13668/ (дата обращения: 17.12.2024).
Управление земельными ресурсами представляет собой систематической, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения на основе имеющейся информации при изменяющихся внешних условиях [1]. Это воздействие на закономерности в принятии решений по проблемам обеспечения рационального и эффективного функционирования земельных ресурсов страны (табл.1).
Таблица 1
Структура управления Федеральных органов подведомственных Президенту РФ иПравительству РФ
Федеральные министерства подведомственные Президенту РФ |
Федеральные органы подведомственные Правительству РФ |
|||
Федеральные службы (12) |
Федеральные министерства (4) |
Федеральные министерства (12) |
Федеральные службы (16) |
Федеральные агентства (19) |
Всего: 32 единицы Министерств 4 Агентств 9 Служб 19 |
Федеральные службы (7) |
Всего: 47 единиц Министерств 12 Агентств 19 Служб 16 |
||
Источник: составлено автором [2]
Из 79 федеральных органов вопросами земель сельскохозяйственного назначения занимаются: 4 министерства и 2 федеральные службы.
Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].
Под рациональным использованием земли понимается потребность государства с учетом природных, экономических, социальных и политических, экологических факторов.
Экономическая эффективность использования земли выражается в натуральных и стоимостных показателях [4].
Экологическая эффективность учитывает влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду.
Социальная эффективность — повышения уровня жизни, справедливое наделение землей граждан, защита прав граждан на землю [5].
Экономическая, экологическая и социальная направленности в системе управления земельными ресурсами часто взаимосвязаны и направлены на повышение эффективности земель сельскохозяйственного назначения.
В 1996 году был принят, Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», что для земель сельскохозяйственного назначения означает сохранение площади наиболее ценных сельскохозяйственных угодий и обеспечение воспроизводства почвенного плодородия [6].
Поскольку управление земельными ресурсами происходит на федеральном, региональном и на муниципальном уровне одновременно, то в основе у них должно быть единство и дифференциация в руководстве.
На сегодняшний день практически во всех регионах страны заметно ухудшение состояние земель сельскохозяйственного назначения, интенсивно развиваются процессы по потере плодородия сельскохозяйственных угодий и вывода их из сельскохозяйственного оборота.
При изучении государственного управления в наше время делается упор на исследования субъекта управления, а именно государственных органов и их деятельности. Между тем есть необходимость в изучении объекта управления, на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Ослабление земельного надзора может привести к росту земельных правонарушений, а именно, нерациональное использование сельскохозяйственных земель, несоблюдение требований охраны земель.
Нерациональное использование земли приведет к ошибкам в ведении государственного земельного кадастра, в регистрации прав на землю, в информационном обеспечении и подготовки кадров.
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения будет служить основным критерием оценки эффективности управления на государственном, региональном и муниципальном уровне.
Основным критерием эффективности сельскохозяйственного землепользования на всех уровнях от конкретного собственника до государства, этот принцип прописан в первой статье Земельного Кодекса [7].
В связи с этим обмен информации между государственными, федеральными и муниципальными органами власти имеет огромное значение. Он необходим для создания базы данных по отраслям, с помощью основных средств и методов управления: административно-правовых, экономических, технологических.
Взаимодействуя в структурах управления можно эффективно воздействовать на земельный фонд страны, региона.
Основываясь на системный подход управления земельными ресурсами в виде треугольника, в котором каждое деление отражает элемент природоохранной политики, условия и реализация использования охраны земель, применительно к управлению землями сельскохозяйственного назначения будет выглядеть следующим образом (рис.1).
Важной задачей нормативно-правовых инструментов является законы, постановления органов государственной власти и управления; экономические — платежи за использование природных ресурсов, налоги, льготы по ним; информационные — информационное обслуживание населения [8].
На каждом уровне управления земельными ресурсами стоят свои цели и задачи. На нижнем уровне является: собственник земли. Цель его управления — использование земли в качестве средства производства для получения дохода. В соответствии с этой целью решаются задачи по выбору выращиваемых культур, организации севооборота, технологии возделывания, внесения удобрений, мелиоративные мероприятия.
Рис. 1. Схема управления землями сельскохозяйственного назначения [Источник: составлено автором]
На муниципальном и региональном уровне задачи управления землями сельскохозяйственного назначения можно обозначить как формирование бюджета за счёт земельного налога, арендной платы, выкупной цены; перераспределение земель, т.е. изъятие, предоставление, продажа на аукционах; создания земельного фонда, контроль за использованием и охраной земель в границах региона, муниципалитета.
Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно. Оно начинается с получения информации о качественных характеристиках земли, продолжается экономическим регулированием ценообразованием аграрного рынка и нормативно-правовым внедрением направленного на экологические и социальные потребности.
Инновационная функция на государственном уровне основывается на результатах фундаментальных и прикладных исследований, национальных и региональных программах.
С учетом специфики сельского хозяйства целесообразно выделить три основные типы инноваций в управлении земельными ресурсами: многообразие форм собственности на землю на региональном и муниципальном уровне; экономический показатель как объект налогообложения, объект кредитования и т. д.; организационно-управленческий тип, включает в себя инновации формирования структур управления, создание информационно-консультационных систем.
Например, в Белгородской области инновационной функцией относится учёт оборота земель сельскохозяйственного назначения, для достижения максимума экономического эффекта. В Пензенской области развитие рынка земель сельскохозяйственного назначения. В Самарской области проведение инвестиционной деятельности, по удовлетворению социальных потребностей. В Саратовской области проведение земельной реформы по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, с учётом экономических, экологических и социальных составляющих.
Но отсутсвие целлосности в группирование функций в области земель сельскохозяйственного назначения приводит к не точным данным, неправильным управленческим решениям на региональных и муниципальных уровнях.
Литература:
- Волков С. Н. Экономико-математические методы в землеустройстве/ С. Н. Волков. –М.: КолосС, 2007. — 696с.
- Система и структура федеральных органов исполнительной власти, [электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 02.10.2017)
- Варламов А. А. Земельный кадастр. В 6тт. Т2: Управление земельными ресурсами/А. А. Варламов. –М.: Издательство: КолосС, 2005. -528с.
- Справочник экономиста аграрного производства/ГНУ Поволжский НИИИЭО АПК Россельхозакадемии; под общ. Ред. Черняева А. А. — Саратов,2012. -384с.
- Гагина И. С. Экономическая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения/И. С. Гагина// Вавилонские чтения -2007. С. 170–171
- О концепции перехода к устойчивому развитию [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/consultant.ru (дата обращения: 02.10.2017)
- О землеустройстве: федер. Закон:принят Гос. Думой 18 июня 2001г. № 76-ФЗ [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www/consultant.ru (дата обращения: 02.10.2017)
- Варламов А. А. Теория и методы управления земельными ресурсами в условиях многообразия форм собственности на землю: МОНОГРАФИЯ/ ПОД НАУЧ.РЕД а. а. Варламова-М.:ГУЗ,2006.-343с.